Агрессивность к окружающим и аутоагрессия у ребенка: лечение

Аутоагрессия у ребенка

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда.

Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения.

Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации.

Обратите внимание

Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют.

Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело.

В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка.

Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу).

Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого.

Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями.

Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу.

В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность.

Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания.

Важно

Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми.

Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе.

В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда.

Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог.

Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента.

При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений.

По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде.

Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное.

Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/autoaggression

ᐉ Аутизм агрессия – подробное описание симптома

Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.

Почему проявляется агрессия при аутизме

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий, агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

  1. Самоагрессия (покусывание рук). Взрослым нужно ограничить ребенка от гипервнимания и назойливого навязывания шаблонов и действий. Ребенок должен быть заинтересован в контакте и выполнении задач.
  2. Агрессия к окружающим: битье взрослых, бросание предметов, преднамеренное уничтожение вещей. Чаще всего проявляется при эмоциональной перегрузке, когда появляется нежелательный контакт или непонимание со стороны взрослых.
  3. Создание агрессивных образов. Каждая ситуация позиционируется как потенциально опасная. Например, едущий велосипед – обязательно наедет, идет дождь за окном – затопит комнату. В данном случае важно не усугублять ситуацию и не акцентировать на этом внимание. Нужно уметь переключать внимание на положительные моменты.

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

  1. Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
  2. Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
  3. Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
  4. Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
  5. Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
  6. Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
  7. Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
  8. Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.

Помощь детям в общении: метод второй

  1. Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
  2. Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
  3. Посещайте занятия с психотерапевтом.

Понять причину – решить проблему: метод третий

  1. Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
  2. Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
  3. Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.
Читайте также:  Статистика неверности - кто чаще изменяет: мужчины или женщины?

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

  • медикаментозное лечение с использованиями препаратов для корректировки поведения, ноотропы и другие (только по назначению докторов);
  • регулярное посещение психиатров и психологов (разработка индивидуальных программ).

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов. Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.

Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

Применения метода A-B-C

Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

  1. Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
  2. На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
  3. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).

Как помочь ребенку выражать свои потребности

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты. При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.

Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.

Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

  • дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
  • учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
  • впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

Агрессия при аутизме, отзывы

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться. Отзывы взяты с сайтов: http://invamama.ru/aut_diagnostic/2731/, https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15996.

Положительные Отрицательные
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта) А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя)
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля) Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника)
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)).
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии. (Татьяна)
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина)

Вывод Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.

Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

Видео — Агрессия аутиста и…почему это не агрессия

Видео — Поведение ребенка с аутизмом: стереотипия, агрессия, истерика

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-podavit-agressiyu-u-autistov/

Аутоагрессия у ребенка: причины, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

Иногда дети демонстрируют странное поведение: кусают, бьют или режут сами себя, обзывают и обвиняют, вырывают свои волосы – то есть проявляют агрессию к самим себе, как будто игнорируя при этом испытываемую боль и закон самосохранения. Многие родители в такие моменты чувствуют себя беспомощными и не знают, что делать с аутоагрессией у ребенка, как ему помочь и как избежать подобного в будущем. В этом мы и попробуем разобраться.

Что такое аутоагрессия

Аутоагрессией называются деструктивные действия, направленные человеком на себя самого. Это могут быть действия разного характера – физические и психологические, осознанные и неосознанные – особенностью которых является причинение себе вреда.

Часто признаками аутоагрессии становятся физические повреждения на теле.

Обычно подобное поведение сопровождают характерные психологические особенности: низкая самооценка, стеснительность, высокая чувствительность, замкнутость, склонность к депрессивному состоянию или резкие скачки настроения.

Какой бывает аутоагрессия

Существует достаточно много разных видов аутоагрессии.

  • Человек может наносить себе телесные повреждения: кусать себя, бить, резать, щипать, царапать, вырывать волосы.
  • Также он может причинять себе физический вред через отказ от еды или, наоборот, обжорство и неспособность отказаться от определенных продуктов, даже если они приносят очевидный вред.
  • Человек может не наносить себе вред непосредственно, но провоцировать других делать это или помещать себя в опасные, рискованные ситуации.
  • Аутоагрессивными действиями можно считать вредные привычки, например, курение, пьянство, наркоманию.
  • Человек может пытаться покончить с собой, демонстрировать суицидальное поведение.
  • Аутоагрессия может оставаться в психологической плоскости: человек ругает, очерняет и оговаривает себя, склонен к самообвинениям и самоуничижению.

Симптомы аутоагрессии могут меняться в зависимости от характера ее проявления и быть более или менее очевидными. Если следы от телесных повреждений заметить достаточно легко, то определить аутоагрессию в самообвинениях или любви к рискованным ситуациям может быть сложнее.

Отчего возникает аутоагрессия

Чаще всего причины аутоагрессии лежат в психологической сфере. Дети впитывают ту атмосферу, в которой находятся, копируют поведение взрослых. Когда в семье тяжелая психологическая обстановка, приняты наказания и крики, а родители часто демонстрируют злость и раздражение, ребенок автоматически действует в соответствии с этим шаблоном.

Если он сделал что-то плохое и боится наказания, то может начать бить себя сам, потому что уверен, что это правильно. Часто при этом ребенок страдает от неуверенности в себе и склонен обвинять себя в том, чего он не совершал.

Дети склонны к эгоцентричности, поэтому он может решить, что причиной плохого настроения его мамы или папы является какой-то его проступок, даже если в реальности это не так. Аутоагрессия может появиться и в том случае, если ребенка не наказывают и не кричат на него. Психика у детей бывает разной, и для кого-то насмешки и шутки могут стать сильным ударом.

Совет

Это же касается претензий и упреков: если ребенку постоянно говорить, что он хуже, глупее, медленнее других и не оправдывает родительских ожиданий, то это может вызвать у него чувство вины, с которым он не сможет справиться.

Важной особенностью склонного к аутоагрессии ребенка являются сложности в социальной сфере. Ему нелегко общаться с другими, причем в данном случае ударить другого – тоже является актом коммуникации. Часто такие дети застенчивы, замкнуты, им трудно рассказывать о себе и делиться своими переживаниями.

Если ребенок чувствует злость или раздражение, то боится выражать их непосредственно или рассказать о них, поэтому ему приходится выплескивать эти негативные переживания наружу так, как он умеет – через нанесение себе увечий.

Также такие дети бывают очень чувствительны, им тяжело наблюдать страдания другого, и иногда они могут наносить себе повреждения, как бы принимая часть боли другого человека на себя.

Причиной детской аутоагрессии может стать какой-то раздражитель, которого сам ребенок не осознает и не понимает, куда еще направить свое недовольство. Это может быть не только психологический, но и физический раздражитель, например, неудобная или слишком теплая одежда. Аутоагрессия часто присутствует при аутизме.

На данный момент причины возникновения этого заболевания неизвестны, но, скорее всего, они не чисто психологические, и у него есть какие-то физиологические факторы.

Поэтому есть вероятность, что предрасположенность к аутоагрессии в каких-то случаях может быть связана с нарушениями в работе организма, например, вызывающими постоянное фоновое раздражение. Кроме того, причиной может стать разная степень сенсорной чувствительности.

В случае недостаточной чувствительности ребенок может наносить себе удары, чтобы что-то почувствовать, а в случае сверхчувствительности обычные повседневные ощущения являются раздражающими, как щекотка, и вызывают желание сделать с этим хоть что-то.

Как избежать аутоагрессии

Профилактика аутоагрессии – это развитие у ребенка устойчивой психики, благодаря которой он сможет адекватно реагировать на разные события, в том числе на возникающие в его жизни проблемы и сложности.

Постарайтесь создать дома спокойную, гармоничную и доверительную атмосферу, в которой все члены семья поддерживают друг друга.

Желательно избегать скандалов и наказаний: подобный опыт может приучить ребенка к тому, что гнев и жестокость – это норма жизни.

Не запрещайте ребенку исследовать мир. Не забывайте, что дети и взрослые изучают реальность по-разному: дети делают это более непосредственно, пробуя что-то на вкус, разламывая предметы и шлепая по лужам, тогда как вы, скорее всего, просто прочитаете об интересующем вас статью.

Взрослым может показаться странной затея валяться по земле, но для ребенка это может быть не просто баловством, а, например, интересом к разным природным материалам, исследованием и тренировкой своего вестибулярного аппарата или необходимым для его тела массажем.

Старайтесь не запрещать ребенку заниматься тем, что его привлекает, только потому, что вам это непонятно.

Обратите внимание

Другое дело, что вы можете объяснить ему, что земля сейчас холодная и он может простудиться, и предложить более приемлемую с вашей точки зрения альтернативу – например, валяться не на земле, а на гимнастическом коврике, или поиграть в бассейне, наполненном пластиковыми шариками.

Старайтесь не критиковать ребенка. Совершать ошибки – это тоже способ исследовать мир.

Прежде чем ребенок научится завязывать шнурки, или мыть посуду, или читать, он много раз сделает это неправильно, но это не значит, что он неумеха и неудачник – это значит, что он учится.

Чтобы продолжать, несмотря на трудности, ему нужна вера, что в итоге он сможет это сделать. Боязнь сделать что-то неправильно в каких-то случаях может быть не менее вредной, чем сама ошибка.

Хорошей профилактикой аутоагрессии может послужить привычка бережно относиться к собственному телу, чувствовать его, уметь им пользоваться. Поэтому желательно приучить ребенка к какой-либо физической активности, но без фанатизма: спорт тоже может быть травматичным и опасным для здоровья.

Развивайте у ребенка внимание к своим сенсорным ощущениям, что можно сделать при помощи разных игр-тренингов: например, можно ходить босыми ногами по разным фактурным поверхностям и пытаться угадать, что это; или можно пройтись с провожатым по улице с завязанными глазами; или можно приготовить еду с необычным вкусом – мясо с вареньем, например.

Читайте также:  Советы детского психолога: как успокоить своего брата или сестричку?

Как преодолеть аутоагрессию

К сожалению, сегодня не существует какого-то определенного способа лечения аутоагрессии, вроде таблетки, которую можно выпить, или четкого плана действий, которого нужно придерживаться для гарантированного успеха.

Это комплексная проблема, и каждому родителю приходится действовать по ситуации и зачастую интуитивно, руководствуясь пониманием своего ребенка и знанием, что для него будет лучше. Однако, конечно, есть и общие рекомендации.

Во-первых, нужно уяснить, что бессмысленно бороться с аутоагрессией, пытаясь устранить сами деструктивные действия, но игнорируя при этом причину их возникновения. Нельзя изъять что-то из жизни, не дав ничего взамен.

Важно

Если просто запретить ребенку что-то делать, то он либо начнет делать это тайком от вас, либо будет делать что-то другое, не менее деструктивное. Например, переставший грызть ногти подросток начнет курить.

И даже если не запрещать самодеструктивные действия, но демонстрировать вызванный ими страх, или раздражение, или отвращение, это еще больше усугубит психологические проблемы ребенка.

Чтобы справиться с аутоагрессией, родителям нужно сохранять спокойствие и всем своим видом показывать, что происходящее – не катастрофа, а просто сложность, которую можно решить. В каком-то смысле у открытой аутоагрессии есть и позитивная роль: гораздо хуже будет, если ребенок станет ненавидеть и презирать себя, никак не проявляя это внешне, потому что однажды это приведет к кризису, к которому все окажутся неподготовленными.

Во-вторых, нужно постараться понять психологические причины аутоагрессии и по возможности проработать их. Научите ребенка проговаривать беспокоящие его чувства и ощущения, переводить их в слова. Начните с себя – будьте открыты, рассказывайте ему, что с вами происходит и что вы чувствуете.

Не нужно отказывать ему в ответе на интересующие его вопросы, потому что он еще маленький и не поймет: он не будет ждать, пока повзрослеет, а придумает себе свое собственное объяснение. Ребенок, особенно маленький, плохо понимает, как устроен мир, какие в нем действуют законы и правила.

Если он видит, что мама расстроена, то может решить, что причина в нем и в его дурном поведении, даже если на самом деле мама просто устала или у нее неприятности на работе. Подобное ложное чувство вины может привести его к желанию тем или иным способом наказать себя.

Ребенку нужно помочь стать более уверенным в себе, дать ему почувствовать себя любимым. Если у него есть хобби или интерес к какому-то делу, помогите ему достигнуть в этом деле успеха – это даст ему причину уважать себя и повысит его самооценку.

Говорите ему о своей любви и демонстрируйте свою любовь – объятиями, поцелуями, вниманием, сочувствием. Относитесь с искренним интересом к его переживаниям и мыслям, не обесценивайте их насмешкой, критикой и даже уверениями, что на самом деле все не так страшно.

Совет

В-третьих, нужно переключить действия ребенка из деструктивного русла в конструктивное, то есть научить его выражать его агрессию по-другому. В этом может помочь физическая активность и спорт.

Однако нужно учитывать, что склонные к аутоагрессии дети часто бывают робкими и нерешительными, поэтому им может быть сложно участвовать в играх, в которых присутствует соревновательный момент.

Очень эффективными могут быть занятия со специалистами, работающими на стыке психологии и телесных практик, причем родителям тоже будет полезно участвовать. Действенным лечением аутоагрессии (особенно для маленьких детей) могут стать тактильные игры.

Например, попробуйте крепко обнять ребенка и не отпускать, приговаривая “Не пущу-не пущу-не пущу”, или просто почаще его тискайте. Можно попробовать поиграть в ролевые игры, в которых он будет хищником, а вы – жертвой, или наоборот.

Или поиграть, что вы рычащие друг на друга дикие звери – используйте в играх сюжеты, которые помогут ребенку выразить свою агрессию. Но не забывайте, что играть ему должно быть интересно и весело, если почувствуете, что ему стало страшно и неприятно – прекращайте игру. Другим возможным способом конструктивного выражения агрессии могут стать занятия творчеством, например, пением, танцами, свободным рисованием, лепкой из пластилина или глины, написанием стихов или рассказов.

Аутоагрессия у малышей

В разные годы аутоагрессия может иметь разные особенности, хотя, конечно, деление детей по годам достаточно условно: эти группы плавно перетекают друг в друга, а раннее поведение может сохраняться с возрастом.

Малыши действуют импульсивно. В этом возрасте ребенок может плохо отличать себя от другого человека и от окружающего мира: он бьет свою руку, потому что она его не слушается, или потому что хочет ударить маму, а ее рядом нет.

Также он может привыкнуть к наказаниям, как к должному, и начать наказывать самого себя. Для маленького ребенка очень важны сенсорные ощущения, объятия, особенно материнские.

Лучший способ остановить приступ аутоагрессии у малыша – крепко, но ласково его обнять и подержать какое-то время в своих объятиях.

Аутоагрессия у дошкольников

В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир и свое собственное тело и могут причинить себе вред из интереса – чтобы посмотреть, что получится. В таком случае нужно научить их проявлять любопытство менее опасным образом, рассказать о научных исследованиях и о правилах из проведения.

Большую роль для дошкольников играют эмоции других людей, и они могут ошибочно посчитать себя их причиной, обвинить себя в раздраженном настроении мамы или папы и наказать за это.

Обратите внимание

Примерно с трех-четырех лет дети учатся хитрить и притворяться, и аутоагрессия у ребенка дошкольного возраста может являться попыткой привлечь внимание. Но это не значит, что это нужно игнорировать: подобные вещи означают какие-то психологические проблемы, с которыми нужно работать.

У дошкольников действенным способом борьбы с аутоагрессией являются игры, также важно научить их открыто говорить о своих переживаниях.

Аутоагрессия у младших школьников

Когда ребенок идет в школу, он сталкивается с новыми для себя трудностями. У него меняется распорядок дня и характер умственной нагрузки, ему приходится приспосабливаться к новой социальной среде.

Для детской психики это является стрессом, с которым кому-то бывает сложно справиться. Если учеба дается ребенку тяжело, у него часто понижается самооценка.

Возможно, он чувствует, что не оправдал ожиданий родителей, сравнивает себя с другими учениками или своими братьями и сестрами – не в свою пользу. В этом случае он может прибегать к самодеструктивным действиям, потому что верит, что заслужил их.

Аутоагрессия у ребенка этого возраста может быть саботажем: ребенок не рассказывает о своих сложностях, а просто старается заболеть, чтобы не ходить в школу. Также это может быть попыткой манипулировать родителями, получить от них больше внимания и заботы.

Аутоагрессия у подростков

У выросшего ребенка аутоагрессия осложняется психологическими трудностями, свойственными переходному периоду. При попытке помочь им подростки могут отрицать, что проявляют аутоагрессию, или настаивать, что имеют право самим решать, как им жить, или делать что-то демонстративно, назло родителям.

Они уже во многом сформировались и сопротивляются попыткам взрослых изменить их привычки и убеждения. Переходный возраст – время, когда человек учится по-настоящему брать на себя ответственность за свою жизнь, принимать решения, делать тот или иной выбор.

Как родителям ни больно это осознавать, они не смогут уберечь его от всех ошибок. Но если у подростка есть к ним доверие и уважение, они могут научить его избегать фатальных ошибок, последствия которых уже нельзя изменить.

Важно

Однако если до этого отношения между ребенком и родителями не отличались теплотой и доверием, то наладить их сейчас может оказаться сложной задачей. В этом возрасте дети особенно нетерпимы к лицемерию.

Если взрослые пытаются “лечить аутоагрессию” у подростка, но при этом сами склонны к подобным действиям (например, имеют вредные привычки), то это не только не приведет к желаемому результату, но и может заставить его разочароваться в авторитете взрослых в целом.

Чтобы помочь подростку с аутоагрессией, постарайтесь обратиться к его разуму.

Открыто поделитесь с ним своими переживаниями из-за его поведения, но признайте его право решать, как ему следует справляться со своими сложностями – это даст ему возможность почувствовать ответственность за свой выбор.

Однако обратите его внимание, что его жизненный опыт еще объективно мал, и если он хочет поступать разумно, то ему полезно было бы учесть советы более знающих людей – возможно, не родителей, но какого-то авторитетного для него человека, специалиста, психолога.

Опасность аутоагрессии

Не нужно игнорировать, если ваш ребенок причиняет себе вред или демонстрирует признаки самодеструктивного поведения. Даже если сейчас это выглядит невинно, это может войти в привычку и в будущем стать серьезной проблемой.

Последствиями аутоагрессии могут стать физические травмы и увечья, которые нарушают нормальную работу организма или приводят к утрате эстетической привлекательности.

Даже если просто перестать совершать самодеструктивные действия, не решив при этом вызвавшие их психологические проблемы, то в дальнейшем могут появиться психосоматические заболевания. Кроме того, саму жизнь человека, желающего причинить себе вред, сложно назвать счастливой.

Однако и паниковать тоже не нужно. Аутоагрессия – лакмусовая бумажка, показывающая, что происходит в психике человека. Проблема очевидна, и она решаема в любом возрасте, если сам человек признает ее и хочет решить.

Источник: https://autogear.ru/article/415201/autoagressiya-u-rebenka-prichinyi-simptomyi-diagnostika-lechenie-i-profilaktika/

Агрессия и аутоагрессия при психических заболеваниях

Каждый человек в своей жизни встречался с агрессией. Это явление встречается довольно часто, и насчет него имеется множество мнений. Давайте разбираться, что же из них правда, а что — предрассудки.

Агрессия – одно из состояний психики человека, возникающих при стрессе. Выражается вербально (словесно), невербально (языком тела)  и физически. Причины агрессии могут быть любые – от несущественной мелочи вроде разряженного мобильника до серьезных стрессов вроде конфликтов и морального или физического насилия.

Как говорит нам врач-психиатр ПКБ №1 Татьяна Ободзинская: «Взаимосвязь агрессии и психического расстройства — это распространённое заблуждение, насильственные действия присущи статистически одинаково как больным, так и здоровым, просто страх и антипсихиатрическая наклонность необразованного общества заставляет связывать их воедино».

Агрессия подразделяется на два вида: гетероагрессия, направленная на внешний  мир, и аутоагрессия, направленная на себя. Гетероагрессия встречается довольно часто.

Обычно к ней склонны люди с эпилептоидным возбудимым типом личности – они вспыльчивые и «взрывные» по характеру, но в основном агрессия характерна для неустойчивой нервной системы. Патологические агрессоры предпочитают решать абсолютно все силой и давлением на собеседника, нежели уступать или приходить к компромиссу.

Многие считают, что агрессия характерна для шизофреников и психотиков в целом, но это далеко не так. Обычно агрессия свойственна людям с наркотической или алкогольной зависимостью и некоторыми видами психопатий, так как при психопатиях отсутствуют эмпатия и понимание моральных норм.

При шизофрении агрессия встречается довольно редко, для конкретно шизофренических расстройств более характерна аутоагрессия. Обычно состояния, при которых проявляется гетероагрессия, — это психозы с большой параноидной составляющей, психомоторным возбуждением и галлюцинациями.

Совет

Но в данных случаях агрессивное поведение – «заслуга» болезни, а не самого человека. Гетероагрессия при биполярном аффективном расстройстве (маниакально-депрессивном психозе) чаще встречается при маниакальной фазе, чем при депрессивной, где могут присутствовать идеи самообвинения и аутоагрессивные действия.

«Считается (и это ошибочно), что маниакальное состояние — это всегда хорошее настроение, которое сопровождается добродушностью и не сочетается с агрессивным поведением вовсе. Но маниакальный статус нередко имеет гневливую окраску (так и называется — гневливая мания) с аффектом злобности, раздражительности, импульсивности.

В рамках эндогенных расстройств маниакально-бредовой статус пациента нередко определяет его агрессивное поведение, — продолжает Татьяна. — Если рассматривать разные психические заболевания, то агрессивное поведение встречается чаще при «пограничных» состояниях, чем при эндогениях.

Так первично агрессивное поведение в какой-то степени бывает свойственно для расстройств личности, что не является болезнью в общепринятом смысле, особенно для антисоциального расстройства личности, так называемой социопатии.

Далее агрессивное поведение характерно для состояний с изменённым сознанием — любого сорта психозы, причем характернее агрессия для экзогенных психозов, органических, алкогольных. Неврологический или соматический фон также усугубляет эксплозивную (то есть взрывную) картину».

А вот аутоагрессия может проявляться как явно – самоповреждение и суицидальное поведение – так и скрыто, завуалированно. Самоповреждение встречается достаточно часто среди людей с психическими отклонениями, но и здоровые люди могут быть ему подвержены.

Обычно это порезы, расцарапывание кожи ногтями, выдергивание волос, ожоги сигаретами. Также встречается скрытое аутоагрессивное поведение в виде экстремальных видов спорта, катания на крышах электричек (так называемый «зацепинг»), рискованных поступков.

Спасение жизней других людей ценой своей жизни аутоагрессией не считается. Я сам склонен к аутоагрессии – самопорезы начались еще с 12 лет из-за постоянных стычек и конфликтов.

Читайте также:  Управление гневом: как справиться с агрессией и вспыльчивостью?

Я считаю это серьезной зависимостью и ищу помощи у специалистов, но пока бросить, к сожалению, так и не получилось.

Обратите внимание

Спутниками аутоагрессии являются заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность принимать все близко к сердцу. Это своеобразный «крик о помощи» — нанося себе увечья, человек пытается привлечь внимание к своей проблеме и найти выход из сложившегося положения вещей.

Фриц Реш с помощью картины объяснил, что чувствует и каким видит себя человек, страдающий от приступов аутоагрессии

У меня всплески аутоагрессии бывают достаточно часто. Обычно я беру канцелярский нож и начинаю резать левую руку — порезы бывают разной глубины, от совсем мелких до затрагивающих мышцы и кожные артерии. При виде крови и ощущении боли наступает успокоение, умиротворение, голова начинает работать более трезво.

Начал я, как уже говорил, с 12 лет — тогда я с кем-то разругался в школе, ушел куда-то подальше, неожиданно для себя схватил нож и изрезал всю левую руку — от локтя до кисти. Я был испуган и подавлен, думал, что я один такой странный, что никто этим не занимается, кроме меня.

Но позже, встретив людей с такой же проблемой, я понял, что не один, и мне стало немного легче от этого, я смог получить у этих людей помощь и поддержку, а потом обратился к специалистам. 

Этот рисунок Фриц написал в психозе, который сопровождался аутоагрессивными действиями

Источник: https://zazeradio.com/medicine/agressiya-i-autoagressiya-pri-psihicheskih-zabolevaniyah/

Аутоагрессия

Аутоагрессия — это проявление разрушительной активности, которая направлена человеком непосредственно на себя. Под разрушительной активностью понимаются попытки суицида, нанесение травм, алкоголизация, наркомания, самообвинение, унижающие высказывания о себе. Причины аутоагрессивного поведения, разворота вектора агрессии во внутрь, в основном, социальные.

Когда нет возможности выразить собственную возникшую злость непосредственному объекту переживаний, агрессия перенаправляется либо на доступный или безопасный другой объект, либо на себя.

Эта невозможность предъявления собственной агрессии прямо, может быть обусловлена недоступностью объекта, осуждением агрессивных действий окружающими людьми или в случаях зависимости самого человека от объекта возникшей агрессии.

Перенос этот происходит чаще всего неосознанно и является эмоционально более выгодным, чем осознание факта наличия неприятных, разрушительных чувств и вступление в открытую конфронтацию.

Причины аутоагрессии

Аутоагрессия это в психологии достаточно широкое понятие, охватывающее как детскую так патопсихологическую отрасли, соответственно и причин ее возникновения выделяют целый ряд.

Чаще всего аутоагрессия проявляется у личностей подверженных неврозам и депрессиям, склонных к интровертированности и демонстративности поведения.

Во многих исследованиях прослеживается связь возникновения аутоагресии с заниженным уровнем самооценки, мазохистической личностной акцентуацией характера.

Аутоагрессия у взрослых может развиться при нестабильной и чувствительной психике, повышенной эмоциональности, склонности к эмпатии, а также у людей с высокой способностью к сопереживанию. Присуща аутоагрессия людям не очень общительным, склонным идеализировать окружающих и обесценивать себя.

Внешними факторами, способствующими возникновению аутоагрессии, являются психотравмирующие ситуации, нарушение процесса социализации, физическое и психологическое насилие.

Так, развитию аутоагрессии с детского возраста способствует неспокойная обстановка в семье, частые ссоры родителей, частые физические и психологические наказания ребенка, унижение и насмешки, игнорирование нужд и отсутствие проявлений любви, нежности, заботы.

У детей аутоагрессия возникает из обвинения себя в проблемах и плохом настроении взрослых, как метод манипулирования и получения желаемого, внимания.

Важно

Аутоагрессия у взрослых может появиться на фоне попадания в религиозную общину, где выполнение требуемых норм поведения может быть крайне тяжелым или же, сталкиваясь с внутренним протестом, вызывать большое количество напряжения.

Источник: https://psihomed.com/autoagressiya/

Статья на тему: Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом

«Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом»

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) – эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Причины агрессии

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.

Люди используют агрессию, чтобы:

  • Влиять на окружающих и достигать нужные цели
  • Получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией
  • Лидеры-приматы – для того, чтобы отстоять и поднять свой статус

Виды агрессии

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя – на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

  • Защитная или провоцирующая 

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.

Провоцирующая агрессия – первое проявление агрессии, “первая атака”.

Агрессия и агрессивность

Агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным – когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен – так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Аутоагрессия проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда — в нанесении себе физических повреждений (например, при так называемой трихотилломании – навязчивой страсти к выдергиванию волос), в особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами.

Современные исследователи подчеркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, а также включен в группу первазивных, т.е. проявляющихся в нарушении практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсомоторики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.

 Рассматриваемое нарушение не является простой механической суммой отдельных трудностей – здесь просматривается единая закономерность дизонтогенеза, охватывающая все психическое развитие ребенка (В.М.Башина, 1991).

Попытаемся проследить, почему и как возникает данное нарушение. Биологическая недостаточность создает особые патологические условия

, в которых живет, развивается и приспосабливается аутичный ребенок. Со дня рождения проявляется сочетание двух факторов:- нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;

– снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.

Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром.

Сначала он может проявиться как общая вялость ребенка, который никого не беспокоит, не требует к себе внимания, не просит, есть или сменить пеленку.

У детей нет любопытства, интереса к новому, они не исследуют окружающую среду, трудности при попытке целенаправленно сосредоточить внимание, произвольно организовывать поведение.

Совет

Второй фактор (снижение порога дискомфорта в контактах с миром) проявляет себя не только как часто наблюдаемая реакция на звук, свет, цвет или прикосновение, повышенная чувствительность, ранимость при контакте с другим человеком. Дети очень ранимы, фиксируют надолго внимание на неприятных впечатлениях. Отмечается целая система страхов, запретов, ограничений.

Аутизм развивается не только потому, что у ребенок раним и мало вынослив эмоциональном отношении, а вследствие требования наибольшей активности при общении.

Аутистические тенденции закрепляются в поведении такого ребенка в результате трудностей организации его взаимодействия со взрослым, которое требует большей активности длительной концентрации внимания, произвольного сосредоточения, возможности принимать и учитывать новую информацию, преодолевать трудности.

Наиболее ярко аутизм как активный негативизм, уход от контакта начинает проявляться именно после двух лет на фоне настойчивых попыток близких организовать поведение ребенка.

Стереотипность в контактность со средой.  Ребенок опирается на стереотипность потому, что может приспосабливаться только к устойчивым формам жизни.

С одной стороны, ребенок требует сохранения постоянства в окружающем, потому что иначе чувствует себя дискомфортно.

С другой – стремится жить в уже освоенных им стереотипных коридорах, потому что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Любая новизна вызывает панику, потому что неминуемо ведет к дезадаптации.

 У аутичного ребенка не формируется ориентировочно-исследовательская деятельность, нарушения активности не позволяют ему преодолевать препятствия. При этом разрабатываются формы стереотипного поведения, помогающие избежать трудностей, не допустить в свою жизнь новые обстоятельства.

Обратите внимание

В условиях исходного нарушения активности и дискомфорта и вторичной сенсорной и эмоциональной депривации  у всех аутичных детей развивается тенденция дополнительной аутостимуляции приятными впечатлениями.

Эти впечатления поддерживают необходимый минимум психического тонуса и заглушают дискомфорт, страхи ребенка.

Стереотипные аутостимуляции усиливаются при возникновении угрозы: изменении обстановки, появление объекта страха, попытке взрослого произвольно организовать ребенка.

У аутичного ребенка страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, следовательно появляются механизмы защиты:-  реакция ухода от направленного на него воздействия;- отрицательная избирательность, т.е.

в центре внимания оказывается не то, что он любит, а то чего не любит и боится;- вместо развития умений, позволяющих активно влиять на мир, ребенок сосредотачивается на защите постоянства в окружающем микромире;

–  защита от активного вмешательства близких в их жизнь, при этом связь ребенка с близким проявляется прежде всего как страх потерять. Не развивается эмоциональная привязанность.

Отмечается ряд поведенческих проблем у детей с ранним детским аутизмом.

1.          Негативизм. Отказ ребенка делать что-либо со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации. Проявления негативизма: усиление аутостимуляции, физическое сопротивление, крик, агрессия, самоагрессия.

2.         Страхи. Связаны с особой сенсорной ранимостью. Испытывая страх, они зачастую не умеют объяснить, что их пугает. Их могут пугать объекты, резкие звуки, тактильные ощущения.

3.          Самоагрессия

Агрессия — явление неоднозначное. Она может быть проявлением влечений, формой защиты, примитивным способом взаимодействия с окружающим, а также интуитивным методом разрядки напряжения.

При агрессии как проявлении влечения (потребности причинить близким боль) не следует ребенка ругать, нужно перехватить его руку, отстранить от себя, занять чем-то другим.

Важно

Если пресечь агрессивные действия не удается, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребенку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.

Дети с ранним детским аутизмом  могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен.

Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.

Все это не способствует формированию у детей адекватных нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения.

Агрессия как средство обороны возникает, как сопротивление ребенка попыткам взрослых нарушить его аутистическую отгороженность, привычный порядок жизни. За ней стоит страх перед окружающим миром. Здесь нужны осторожность и терпение, постепенное приучение ребенка к новым впечатлениям, объяснение ему смысла происходящего вокруг. Эта агрессивность проходит сама.

Глубоко аутичный ребенок нередко прибегает к самоагрессии: начинает плакать, бить себя, кусать себе руки. Проявления самоагрессии легко снимаются в комфортных условиях, если требования взрослого не превышают возможностей ребенка.

Агрессивные действия как форма общения с окружающим миром возникают на фоне усиления психической активности ребенка, поднятие его эмоционального тонуса, появления направленности вовне. Дело в том, что в момент установления контакта с ребенком его внутреннее напряжение начинает разряжаться вовне.

В этом случае взрослому следует предложить ребенку игру, которая позволила бы ему осуществить агрессивно насыщенные действия в социально приемлемой форме: стрелять из пушки, воображать фейерверк и т. д.

Совет

Отношение взрослого к агрессивным действиям ребенка должно строиться в зависимости от их природы. И если одни формы агрессии следует игнорировать либо подавлять социальной организацией форм поведения, то другие являются необходимым этапом адаптации ребенка к социальным формам отношений.

Литература:

  1. Публикации Лукьянченко Н.А. Ранний детский аутизм: особенности развития и пути помощи.
  2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  3. Психологический словарь.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/05/agressiya-i-autoagressiya-u-detey-s-rannim

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector