Индивидуальные особенности и физиологические основы внимания

2. Физиологические основы внимания

Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.

И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения.

Говоря психологическим языком, животное или человек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов».

Обратите внимание

Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться.

Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощные системы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется по новому руслу.

Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания.

«Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» – писал И.П.Павлов1 Павлов И.П.

Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн.1, 309с..

По современным данным (Е.Н.Соколов), ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма.

В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов, изменяется характер обмена веществ; изменяется дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической активности мозга.

Говоря о физиологических механизмах активного внима-ния, следует заметить, что отбор значимых воздействий воз-можен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним призна-кам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дре-мотное состояние, спокойное бодрствование, активное (на-стороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Важно

Эф-фективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут вы-полнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полно-стью отсутствует.

Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от лег-кого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осу-ществляется его неспецифической системой, включая рети-кулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

Так, раздраже-ние восходящей ретикулярной формации вызывает появле-ние быстрых электроколебаний в коре головного мозга (яв-ление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сход-но с общим состоянием внимания организма.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации сле-дует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он пред-ставляет собой врожденную реакцию организма на всякое из-менение окружающей среды у людей и животных.

В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как го-ворят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уро-ке все ученики сосредоточенно пишут сочинение.

Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность ра-ботой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».

Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объ-яснения избирательного характера внимания и, следователь-но, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделя-ют две основные группы механизмов, осуществляющих филь-трацию раздражении из среды: периферические и централь-ные.

К периферическим механизмам можно отнести настрой-ку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соот-ветствующая мышца натягивает барабанную перепонку, по-вышая ее чувствительность.

Совет

При очень сильном звуке натя-жение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает пе-редачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задерж-ка дыхания в моменты наивысшего внимания также способ-ствуют обострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, вни-мание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии.

Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.

Нейсер назвал эти механиз-мы предвниманием, связывая их с относительно грубой об-работкой информации (выделение фигуры из фона, слеже-ние за внезапными изменениями во внешнем поле).

Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и физиологии.

Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. И. П.

Павлов в работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (пове-дения) животных» очень образно описывал этот процесс:

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправиль-ных очертаний светлое пятно, окруженное на всем осталь-ном пространстве полушарий более или менее значительной тенью.

С павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.Л.Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, -пишет Ухтомский, -является физиологической основой акта внимания» Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский физиологический журнал.,1923, №6..

В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма.

При этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе.

Обратите внимание

Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости…» Ухтомский А.А.

Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский физиологический журнал.,1923, №6.

Так, учение Павлова и учение Ухтомского дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания. Внимание Обусловлено активностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговых структур.

Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых на разработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрела теория Т.

Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/11140

Физиологические основы внимания (стр. 1 из 2)

Физиология и нейропсихология внимания

Введение

Если хорошо поразмыслить, то любое живое существо станет внимательнее к тому, что может грозить опасностью или неожиданностью.

Затем оно оценит важность поступившей информации, и стоит ли прервать свою деятельность, и уделить внимание настораживающему явлению, прислушаться, присмотреться.

Далее, оценив, либо возвращается к прерванной деятельности, либо тревожный сигнал будет передан в соответствующие мозговые центры и последует соответствующая реакция. Особенно хорошо это прослеживается на животных.

Важно

У нас нет возможности в повседневной жизни наблюдать за дикими животными, но вот домашние собаки и кошки в нашем распоряжении.

Обратите внимание, как, например собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум, мгновенно оставляет свое приятное занятие.

Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается, и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг раздастся стук в дверь или другой резкий звук, и она, бросив свою кость, бросится на шум, бурно реагируя громким лаем.

Внимание — физиологический многоуровневый фильтр

Получается, что внимание — это физиологический многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.

Вообще вопрос о физиологических основах внимания вызывал много споров. На протяжении долгого времени больше всего привлекала исследователей органическая интерпретация процессов внимания. Делались попытки представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания.

Теории внимания

Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимание на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.

Аналогично о физиологическом механизме внимания высказывался А. А. Ухтомский, считающий физиологической основой внимания доминантный очаг возбуждения, и представление И.П. Павлова тоже неплохо сочетается с этими представлениями.

Нервные процессы возбуждения и торможения

Психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. И. П.

Павлов описывал этот процесс так:

“Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью”.

По мнению физиолога А.А. Ухтомского в нервной системе человека под влиянием внешних или внутренних причин появляется очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. В этом проявляется диалектика психической жизни человека, его увлеченности, вдохновения, интуиции, неожиданных открытий.

Нейропсихология внимания

Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы.

Совет

На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением.

Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).

Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Уровни бодрствования определяются и по внешним признакам, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Можно выделить 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.

Так, в состоянии дремоты может произойти реакция лишь на 1-2 раздражителя, а на другие реакции может не быть. Приведу классический пример, мать спокойно спит при любом шуме, но мгновенно проснется при малейшем движении ребенка.

Читайте также:  Межличностные конфликты: примеры и методы профилактики

Физиологические основы внимания

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер.

Обратите внимание

При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание.

Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия “нейронов внимания”. Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.

Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

Ретикулярная формация

При раздражении восходящей ретикулярной формации появляются быстрые электроколебания в коре головного мозга (происходит десинхронизация), растет подвижность нервных процессов, снижаются пороги чувствительности, что имеет сходство с общим состоянием внимания организма.

Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, находящейся на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование является механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

А одним из механизмов запускающих ретикулярную формацию можно считать ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, кто-то входит в комнату, вы, несмотря на занятость, мгновенно поворачиваетесь к двери. И. П. Павлов назвал этот рефлекс — “что такое?”.

Периферические механизмы внимания

Для того чтобы объяснить избирательный характер внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Две основные группы механизмов осуществляют фильтрацию раздражений из среды — это периферические и центральные.

Важно

Периферические механизмы — это как бы настройка органов чувств. Человек, прислушиваясь, поворачивает голову в сторону звука, и соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая при этом ее чувствительность. Если звук очень сильный, то натяжение барабанной перепонки ослабевает, и колебания хуже передаются во внутреннее ухо.

Обострению слуха в моменты наивысшего внимания также способствуют остановка или задержка дыхания. Д. Бродбент предположил, что внимание — это фильтр, производящий отбор информации как раз на входах, т.е.

на периферии.

По его мнению, если человеку подавать информацию одновременно в оба уха, но, однако по инструкции, он должен воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся в правое ухо другая информация игнорируется.

Позже было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найсер назвал эти механизмы пред-вниманием, когда происходит сравнительно грубая обработка информации (выделение объекта из общего фона, наблюдение за неожиданными изменениями во внешнем поле).

Состояние сосредоточенности связано с повышением возбудимости и соотносится с активностью отдельных частей ретикулярной формации. Те ее отделы, которые своей деятельностью порождают общий эффект возбуждения, входят в структуры, связанные с ориентировочным рефлексом, автоматически возникающим при любых неожиданных и заметных изменениях стимулов, воздействующих на организм.

Источник: http://MirZnanii.com/a/207374/fiziologicheskie-osnovy-vnimaniya

Физиологические основы внимания

Высшая нервная и психическая деятельность человека всегда характеризуется оп­ределенной направленностью и избирательностью. Внимание — это направлен­ность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсор­ной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо уси­лий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс, т. е.

рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель.

Не­произвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию чело­века в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, кото­рые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание возникает тогда^.когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатываетпрограмму действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов.

Совет

Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «из­влекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, при­нимать правильные решения.

Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может ра­ботать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связы­вают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятель­ности.

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и тор­можения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда свя­зана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции.

Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми осталь­ными.

Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляет­ся контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.

Любая избирательная деятельность мозга связана с определенным уровнем его активности, который в свою очередь задается специальным мозговым аппара­том, включающим ретикулярную формацию и лобные доли головного мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=oguzfgraZ6Y

Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или раздражителями из внешней среды (например,

сигнал опасности). Раздражители могут влиять на деятельность мозга двумя пу­тями: через ретикулярную формацию и специфические сенсорные зоны коры и лобные доли. Такой механизм активации мозга лежит в основе непроизвольного внимания.

Произвольное внимание связано с деятельностью лобных долей больших по­лушарий и формированием доминанты в определенном центре мозга (доминиро­вание очага возбуждения).

Обратите внимание

Оба механизма внимания включают в себя и лимбическую систему, обеспе­чивающую вегетативное и эмоциональное сопровождение психической деятель­ности. Например, прислушиваясь к слабым звуковым сигналам, мы задерживаем дыхание; при сигнале опасности возникает чувство страха.

Развитие внимания

Организация произвольного внимания зависит от развития речи и формирова­ния доминанты, поэтому у детей до 6-7 лет это внимание значительно затруднена. Механизмы, лежащие в основе непроизвольного внимания, созревают быстрее.

Морфологическая и функциональная основы произвольного внимания фор­мируются только к 12-13 годам, когда морфологически и функционально созре­вают участки лобных долей.

В педагогической работе нужно учитывать особенности физиологических ме­ханизмов внимания. В младших классах мобилизация внимания учащихся воз­можна за счет активации механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо постепенно формировать произвольное внимание детей.

Произвольное внимание, хотя оно и связано с деятельностью определенных структур головного мозга, в значительной мере находится под влиянием воспита­тельных воздействий, которые осуществляются уже на ранних этапах жизни ре­бенка, когда мать направляет его внимание, указывая на тот или иной предмет.

Большое значение для привлечения внимания школьников имеет наглядная информация. На уроках необходимо использовать муляжи, таблицы, проводить демонстрации опытов, лабораторные работы.

Организация произвольного внимания учащихся на основе лишь речевой инструкции становится возможной только с окончанием формирования его фи­зиологических механизмов, т. е. к 12-13-летнему возрасту.

Качества внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами, или свойствами, внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.

Устойчивость внимания — временная характеристика. Она определяется дли­тельностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доми­нантного очага возбуждения.

Важно

Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

Устойчивость внима­ния, таким образом, характеризуется как длительностью его сохранения, так и сте­пенью концентрации в течение всего данного периода.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые оно направлено, и активности личности.

Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов. Невозможно сколько-нибудь длительно удерживать внимание на одном и том же объекте, если он сам не меняется или его нельзя рассмотреть с разных сторон. Все единообразное снижает внимание.

Увеличение сложности объекта также повышает устойчивость внимания. Слож­ные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако такая сложность должна быть оптималь­ной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабле­ние внимания.

Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает значимость выполняемой работы.

Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов — одно из важных условий повышения вниматель­ности учащихся на уроках, успешности учебного процесса.

Большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения играет активность личности, которая может проявляться внешне в практических действиях с объекта­ми, а может быть связана с постановкой и решением-разнообразных задач, предпо­лагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установлением связей.

Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками.

Совет

Одной из них являются колебания внимания, под которыми понимают периодичес­кие кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания (уси­ление или ослабление).

Например, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его слышать. Эти смены проте­кают скачкообразно, в короткие промежутки времени.

Субъективно такие незначительные, кратковременные колебания в рамках ус­тойчивого сосредоточения часто не замечаются и существенно не влияют на эф­фективность многих видов деятельности.

Устойчивость внимания меняется в течение длительной работы. Подобные сдви­ги рассматриваются как стадии сосредоточения:

■ первоначальное вхождение в работу;

■ достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

■ снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Такие изменения устойчивости внимания наблюдаются у учащихся на протяже­нии урока: трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточе­ния и некоторое ослабление внимания к концу урока вследствие наступающего утомления.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Переключение может быть обусловлено: ” программой сознательного поведения, особенностями деятельности (при пе­реходе от одного объекта, одного действия к другому в пределах определен­ной деятельности);

Читайте также:  Мизофобия - что это: причины, симптомы и лечение фобии

■ необходимостью включения в новую деятельность;

■ потребностью в отдыхе (когда предыдущая работа уже привела к утомлению).

Если деятельность в течение длительного времени остается неизменной и проис­ходит лишь смена объектов или операций, то возможно переключение внимания при сохранении его устойчивости. Подобное переключение при продолжитель­ной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость вни­мания, однако оно не должно быть слишком частым.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий, в частности, от особенностей предыдущей и последующей деятельности. Так, успешность пере­ключения значительно снижается при переходе от легкой деятельности к труд­ной, от более интересной к менее интересной.

Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит также от того, насколько было привлечено внимание к предыдущей де­ятельности: при глубоком сосредоточении переключение достигается с трудом.

Большое значение имеет и то, насколько важна новая деятельность для личности, насколько ясна ее цель.

Имеются существенные индивидуальные различия в переключении внима­ния.

Обратите внимание

Некоторые люди быстро и легко переходят от одной деятельности к другой, для других это требует длительного времени и значительных усилий.

Предполага­ется, что индивидуально-типологические особенности обусловлены различиями в подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показате -лей переключения путем упражнений.

Учебный процесс предполагает смену видов и форм активности (смена пред­метов в течение школьного дня, этапность изучения материала на уроках), что вызывает необходимость переключения внимания учащихся. Рациональное пе­реключение внимания важно и с точки зрения гигиены умственного труда, по­скольку способствует поддержанию работоспособности.

Существует непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточен­но в присутствии отвлекающих раздражителей, имеются значительные индиви­дуальные различия. Предположительно они связаны с силой нервных процессов.

Например, у лиц с сильными нервными процессами при решении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность работы может даже несколько повышаться.

При сла­бых нервных процессах такое же воздействие может привести к ухудшению пока­зателей умственной деятельности.

Распределение внимания — это свойство, с которым связана возможность од­новременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов.деятель-

ности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Важно

Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятель­ности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержани­ем своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся.

Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагиро­вать, если учащиеся отвлекаются, нарушают дисциплину. При опросе учащихся нужно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зре­ния весь класс.

Умение распределять внимание в значительной степени определя­ется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труд­нее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой практически невозможно. Совмещать два вида умственной деятельности довольно трудно.

Распределение внимания более эффективно при сочетании двигательной и умственной деятельности. Продуктив­ность умственной деятельности при этом может снижаться в большей степени, чем моторной.

Во всех случаях основным условиемГуспешного распределения вни­мания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуще­ствляемых видов деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=-0VkGw5ogvQ

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятель­ностью, оно может быть развито через упражнения и накопления соответствую­щих навыков.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспри­нимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объ­ектов (букв, цифр, фигур и т. д.

) за время 0,07-0,1 с объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспри­нимаемых объектов. Например, легко воспринимаются слова до 14 букв.

Вместе с тем, воспринимая объект в целом, человек может не заметить в нем ошибок.

Объем внимания младших школьников очень ограничен. Основным услови­ем его расширения является формирование умения группировать, систематизи­ровать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Границы между объемом, распределением и переключением внимания прак­тически неуловимы, они являются сторонами единого акта. В трудовой деятель­ности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения — дополняться и заменяться быстрым переключением внимания.

Расстройства внимания

Совет

Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может прояв­ляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность — одна из причин снижения работоспо­собности и неорганизованного поведения.

;.Ь9

Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особен­ность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и мо­жет быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безна­казанность, привычка к многообразию впечатлений и др.).

Бороться с такой рассеян­ностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстрой­ством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный харак­тер — как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомле­ния.

В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.

О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в ра­боту, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слы­шит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы.

Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивнос­тью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания.

В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружаю­щим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математи­ческих расчетах и т. п.

), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необ­ходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др.

У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.

Обратите внимание

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним от­носятся чрезмерная подвижность внимания, т. е.

постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая под­вижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представ­лений и мыслей.

Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых орга­нических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной ор­ганизации познавательного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?

2. Какие формы памяти выделяют?

3. Как можно улучшить память?

4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?

5. Что такое внимание?

6. Какие основные свойства внимания выделяют?

Глава 7

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/39266.html

Физиологические основы внимания

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.

Оно не имеет специального нервного центра для своего осуществления, тогда как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения связаны с деятельностью специальных участков коры больших полушарий головного мозга.

При отсутствии абсолютно точной локализации психических функций все же можно сказать, что зрительные восприятия связаны с деятельностью иных участков коры головного мозга, чем слуховые, что движения рук и ног управляются иными центрами двигательного участка коры, чем речевые движения, и т. д.

Изучение высшей нервной деятельности показывает, что нервные центры в различных участках коры никогда не бывают одновременно в одинаковой степени возбуждены или заторможены.

Если бы мы могли в связи с той или другой деятельностью наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, то мы обнаружили бы, что в каждый данный момент в известных участках коры имеется оптимальное, наиболее пригодное для данной деятельности возбуждение, тогда как в других возбуждение понижено, протекает с меньшей  интенсивностью.

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» (И. П. Павлов).

С физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарии мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т. е. наилучшей при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости.

В участках коры с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условнорефлекторные связи и успешно вырабатываются дифференцировки. Этим объясняется ясность и отчетливость сопровождаемых вниманием психических процессов.

Участки коры с оптимальной возбудимостью являются творческим отделом больших полушарий мозга в данный момент. Они постоянно перемещаются по всему пространству больших полушарий в зависимости от получаемых в процессе данной деятельности раздражений.

Соответственно изменяются в своих размерах и постоянно перемещаются в коре и участки с пониженной возбудимостью.

Участки с повышенной и пониженной возбудимостью взаимосвязаны в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие — заторможенными.

Важно

Для объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты. В каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными частями коры.

При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения) он усиливается за счет других нервных импульсов, обычно вызывающих иные реакции.

Так, например, ритмически слабые звуки, при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс, при наличии доминантного очага, связанного с процессом чтения, способствуют его усилению и, таким образом, увеличивают концентрацию внимания.

Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и, таким образом, приводят к нарушению концентрации внимания.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-vnimanie.html?id=fiziologicheskie-osnovi-vnimaniya

Виды, свойства внимания. Внимание и его физиологические основы. Функции и виды внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Оно имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны.

Читайте также:  Причины возникновения, симптомы и лечение эндогенной депрессии

Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны.

Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

Общее состояние внимания, в частности такая его характеристика, как устойчивость, связано, по-видимому, с работой ретикулярной формации.

Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго.

Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По активности человека в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 мин человек утомляется, прибегая к данному виду внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Совет

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой вариант, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим признакам оно близко непроизвольному, хотя между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетаются и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов, детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания; оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном — мысль.

Источник: https://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/41-vidy-svojstva-vnimaniya-vnimanie-i-ego-fiziologicheskie-osnovy-funkcii-i-vidy-vnimaniya.html

Физиологические основы внимания

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1—2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствует.

Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, ги-поталамические структуры, гиппокамп и т.д.

Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики сосредоточенно пишут сочинение.

Обратите внимание

Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П.Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».

Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность.

При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е.Бродбента, внимание — это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии.

Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.

Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения.

Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременные с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении. Возможно, однако, и слияние действий двух или нескольких одновременных раздражителей, усиливающих друг друга.

Важно

Этот вид взаимодействия возбуждений также является одной из основ выделения раздражений и течения процессов в определенном направлении.

Существенно важен для понимания физиологической картины динамики внимания установленный Ч.Шеррингтоном и широко использованный И.П.

Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются диф-ференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный момент — «творческий отдел больших полушарий». Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается.

Этот процесс Павлов образно описал так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы бы увидели на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливое, неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» [И.П.Павлов. Поли. собр. соч. Т. 3, кн. 1. С. 248]. Именно этому «светлому пятну» и соответствует более ясное осознание нами того, что воздействует на нас и вызывает это повышенное возбуждение.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком АА.Ухтомским.

Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.

Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается.

Совет

Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями.

Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание.

Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую.

В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга.

Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов — «детекторы новизны» — активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним.

В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность.

По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей организм, сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пишу, но с удовольствием будет играть с ней.

Обратите внимание

Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы иерархически зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

Источник: https://psyera.ru/2921/fiziologicheskie-osnovy-vnimaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector