Интеллект в психологии: определение, структура, теории

Теории интеллекта в отечественной психологии

Термин «интеллект» многими отечественными исследователями связывался  с понятием способностей

Под способностями (по Теплову) понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям.

В качестве природных предпосылок развития способностей (задатков) рассматриваются анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы   типологические свойства нервной системы, соотношение 1 и 2 сигнальных систем, индивидуальные особенности строения анализаторов и специфика межполушарного взаимодействия.

Обратите внимание

Несколько иное понимание задатков даётся в работах А.Г. Ковалёва и В.Н. Мясищева. Под задатками они первичную природную способность, ещё не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Однако сохраняется основное положение – способности в собственном  смысле слова формируются в деятельности.

С.Л. Рубинштейн говорит о необходимости рассматривать специальные способности и общую одарённость (интеллект) не в отрыве друг от друга, как это делают зарубежные авторы.

Общая одарённость индивида проявляется внутри тех или иных специальных способностей и не сводится к совокупности отдельных механизмов и функций.

Интеллект раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью.

Среди поздних отечественных концепций интеллекта важной является теория М.А. Холодной, разработанная в рамках когнитивного подхода. Интеллект здесь – это «особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего».

Содержание понятия «ментальный опыт» в основном соответствует содержанию понятия «кристаллический интеллект» по Дж. Кэттеллу.

В структуру интеллекта М.А. Холодная включает подструктуры когнитивного опыта, метакогнитивного опыта, интенциональный опыт и группу интеллектуальных способностей. По мнению В.Н. Дружинина, метакогнитивный опыт имеет явное отношение к регуляторной системе психики, а интенциональный – к мотивационной системе, собственно интеллектуальными следует считать блок способностей, включающий в себя:

1) конвергентную способность – интеллект в узком значении термина (уровневые свойства, комбинаторные и процессуальные свойства);

2) креативность (беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность);

3) обучаемость (имплицитная, эксплицитная)

Важно

4) познавательные стили (когнитивные, интеллектуальные, эпистемологические) и блок когнитивного опыта, в структуру которого включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипические» и семантические структуры.

Таким образом, теория интеллекта Холодной расширяется за счёт привлечения неинтеллектуальных составляющих (регуляция, внимание, мотивация, «метакогниции» и т.д.).

Источник: https://students-library.com/library/read/62789-teorii-intellekta-v-otecestvennoj-psihologii

Понятие и структура интеллекта

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект – это способность к мышлению. Интеллект – это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели. Интеллект – это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики. Интеллект – это целостная характеристика познавательных процессов человека.

Интеллект – это способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект – это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.

Интеллект – это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум – это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель.

Совет

Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов.

Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:

Общий интеллект (фактор G, от англ.

general -общий) – совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации.

Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) – совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности.

Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Примерами специального интеллекта могут служить: – профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);

– социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект – обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект – «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А – врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В – результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Обратите внимание

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.).

«Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-i-struktura-intellekta-26.htm

Понятие интеллекта

Интеллект

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности…

37 143 19 марта 2015

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления.

Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования.

Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже.

Читайте также:  Какие бывают отношения между людьми?

Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих.

На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.

Сущность интеллекта

Способность к  обучению

Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия.

Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации.

Важно

Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы,  а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.

Возможность оперировать абстракциями

Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык  абстракций и свободно им оперировать.

Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне.

Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки.

Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя.

Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.

Структура  интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

Виды  интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный  интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми.

Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу.

Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный  интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

  • Физический  интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
  • Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
  • Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является  умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
  • Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.

Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.

Особенности

Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.

К примеру, если ум способен концентрироваться  на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.

Читайте также:  Существует ли любовь с первого взгляда: мнение психологов

Возможности  интеллекта

Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый  вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными.

К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 %  заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны.

Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.

Как повысить интеллект?

Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом.

Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей.

Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с личностным развитием самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/intellekt/ponyatie-intellekta.html

Понятие интеллекта в психологии

Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей. 

Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы.

Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления.

Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Измерения интеллекта

В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет.

Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний.

 Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка. 

Совет

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована.

Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине.

На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.

Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране.

Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый.

После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт. 

Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя. 

  • 69 и ниже – интеллектуальное снижение; 
  • 70-79 – пограничный уровень интеллекта; 
  • 80-89 – низкая норма интеллекта; 
  • 90-109 – средний уровень интеллекта; 
  • 110-119 – хорошая норма; 
  • 120-129 – высокий интеллект; 
  • 130 и выше – очень высокий интеллект.

Проблемы измерения интеллекта

В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта.

Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот.

Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.

Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области.

Обратите внимание

К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л.

Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей. 

Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта: 

  • умственные операции; 
  • особенности материала, который используется в тестах; 
  • полученный интеллектуальный продукт. 

В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.

Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»).

Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности. Человек решает любую конкретную задачу в зависимости от развития как способности, которая связана с фактором G, так и от набора специфических способностей, которые необходимы для решения некоторых задач.

Эти специальные способности Спирмен называет S-факторами (от англ. special – специальный).

Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.

К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей. 

Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности. «Кристаллизованный» интеллект появляется, по мнению Кеттела, когда человек решает задачи, которые требуют особые навыки и использования прошлого опыта; он зависим в основном от влияний среды. 

Кроме двух общих факторов, Р.

Важно

Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена.

При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.

Современные исследования интеллекта

В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации. 

По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым. 

Читайте также:  Методы исследования и анализа в эмпирической психологии

Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве.

в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности.

Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.

Р.

Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами. 

Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. 

Совет

Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/intellekt/

Интеллект

Многосторонние исследования интеллекта пришлись на XX столетие, в них были проанализированы не только особенности, но и структура интеллекта.

Структура интеллекта

На всем протяжении XX века предлагались различные концепции, в которых рассмотрены предположительные структурные особенности интеллекта. Так, в начале века Ч. Спирмен (1904) выделил фактор G – генеральный фактор интеллекта, и фактор S – своеобразный показатель специфических способностей. По мнению Ч.

Спирмена, каждому человеку свойственен определенный уровень интеллекта, который характеризует не только его мыслительные операции, но и способности адаптации к окружающей среде.

На основании данного утверждения ученым был сформулирован вывод, что интеллект у разных людей проявляется в различном уровне способностей, связанных с решением специфических задач.

Позднее Дж. Гилфордом были выделены и описаны 120 факторов интеллекта в зависимости от того, для выполнения каких умственных операций они предназначались, какие результаты следуют за данными операциями и каково их содержание (образное, символическое, семантическое или поведенческое).

Особый вес в психологической науке приобрела точка зрения Р. Б. Кэттела (1967), согласно которой каждый человек с момента рождения обладает «потенциальным» интеллектом – основополагающей способностью мыслить и рассуждать. Такой интеллект полностью формируется, как правило, к 20-летнему возрасту.

Начиная с 80-х годов XX века, исследователи рассматривали интеллект как сложно организованную систему. Данное рассмотрение легло в основу системных теорий интеллекта. Наибольшую известность среди них приобрели теория множественности форм интеллекта Г. Гарднера и триархическая теория интеллекта Р. Стернберга.

Так, Г. Гарднер в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта» предложил разграничивать 7 типов интеллекта:

  • вербально-лингвистический (языковой) интеллект, он свойственен писателям и поэтам, актерам и ораторам; его формируют способности к абстрактному мышлению, изложению вербальных текстов, подбору метафор, эпитетов и сравнений. Данный тип интеллекта в большей мере, чем другие, подвергается воздействию обучения;
  • логико-математический интеллект, им наделены работники науки, программисты, юристы и т. д.; включает умения оперировать числами и другими символами, устанавливать аналогии;
  • визуально-пространственный интеллект; характерен, например, для архитекторов и инженеров; данный тип интеллекта предполагает наличие способностей к визуальному представлению, чтению чертежей, проецированию;
  • телесно-двигательный интеллект; им обладают талантливые актеры и спортсмены, танцоры и хореографы; данный тип интеллекта можно соотнести с понятием «язык тела» и его использованием;
  • музыкально-ритмический интеллект; он необходим музыкантам и певцам, а также положительно характеризует хорошего слушателя и влияет на эффективность межличностного общения. Музыкальный интеллект включает способности к распознанию ритма, тональности голоса, чувствительность к звуку и звучанию музыкальных инструментов;
  • внутриличностный интеллект, или способность к самопознанию; данный тип свойственен философам и психиатрам; он строится на навыках рефлексии, самопознания, контроля над чувствами и эмоциями, связан с интуицией;
  • межличностный интеллект, по своему содержанию наиболее близок к социальному интеллекту; его образует совокупность способностей к построению вербальной и невербальной коммуникации, эффективного сотрудничества.

Теория Г. Гарднера с интересом была воспринята в психологической науке. Однако были основания и для критики. В частности, было отмечено, что Г.

Гарднер рассматривает в большей степени не формы интеллекта, а особые таланты личности.

Обратите внимание

Аргументом случил тот факт, что перечисленные исследователем 7 типов интеллекта не являются неизменными, они развиваются и подвержены воздействию образования и культуры.

В рамках других исследований также предполагалось существование разных форм интеллекта, в результате чего получила распространение теория о существовании «эмоционального» интеллекта.

Эмоциональный интеллект

Понятие эмоционального интеллекта (Emotion Quotient – EQ) достаточно спорно и непривычно даже тех психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Недостаточно разработаны и диагностические материалы для определения уровня EQ, который не может быть связан ни с образованием личности, ни с занимаемой должностью.

Базовая модель эмоционального интеллекта была разработана Дж. Мейером, П. Сэловей, Д. Карузо (1997). Схематично она представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель эмоционального интеллекта

Таким образом, по мнению исследователей, базовая модель эмоционального интеллекта должна включать четыре основных компонента:

  1. восприятие, различение (идентификацию) и выражение эмоций;
  2. фасилитацию мышления (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности);
  3. понимание (осмысление) и анализ эмоций; и
  4. осознанную регуляцию эмоций, управление ими.

Теория эмоционального интеллекта разрабатывалась и Д. Гоулманом, по мнению которого, определить коэффициент EQ можно суммировав показатели таких способностей, как самоосознанность, самомотивированность, устойчивость к фрустрации, контроль над импульсами, регуляция настроения, уровня эмпатии и оптимизма.

Для диагностики эмоционального интеллекта используется и тест Н. Холла, состоящий из 30 утверждений, которые могут быть соотнесены с пятью шкалами:

  • эмоциональная осведомленность;
  • управление эмоциями (эмоциональная отходчивость, неригидность);
  • самомотивация (контролируемое управление эмоциями);
  • эмпатия;
  • восприятие, распознание и анализ эмоций других людей.

Индивидуальные различия в уровне интеллекта

В рамках исследования интеллекта получил распространение так называемый «коэффициент интеллектуальности» (IQ), позволяющий соотнести интеллектуальные показатели индивида с усредненными возможностями его возрастной и профессиональной группы.

Первоначально специально разработанный тест IQ использовался для сравнения умственного развития ребенка с показателями его ровесников.

Так, если календарный возраст составлял восемь лет, а интеллектуальные способности ребенка ближе к шестилетней группе, то таков, соответственно, и его «умственный» возраст.

Позднее, основываясь на расчетах соотношения умственного и хронологического возраста, исследователи ввели показатель, который был назван коэффициентом интеллектуальности (IQ).

Среднее значение IQ – 100 баллов, наиболее низкие показатели приближаются к 0, а высокие – к 200. Стандартным (средним для всех возрастных групп) принято отклонение от нормы в 16 баллов. Каждый третий человек (34 % от общего числа) обладает уровнем IQ, который колеблется в пределах 84–100 баллов, столько же человек имеют показатели 100–116 баллов.

Следовательно, эту основную массу (68 %) и принято считать людьми со средним уровнем интеллекта. Две другие группы (по 16 % в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/intellekt/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector