Как определить стресс: психологические и физиологические симптомы

Психологические признаки стресса

Поиск Лекций

Введение……………………………………………………………………………………………2

Понятие стресса……………………………………………………………………..3

2. Виды стресса…………………………………………………………………..5

Психологические признаки стресса………………………………………………………………………………………6

Динамика развития стрессового состояния…………………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………………..9

Введение

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность.

Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса.

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Обратите внимание

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы… Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома..

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины – интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую – более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали – он заработал в два раза больше, другого обокрали – он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение человека, в том числе и криминогенное влияние.

Понятие стресса

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво.

Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения».

Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.[2]

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека.

Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических.

Важно

Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Виды стресса

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.[3] Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы.

Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей.

Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию.

Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Совет

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса.

Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований.

Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Обратите внимание

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса.

Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу.

В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s49359t6.html

Физиологический стресс: симптомы и проявления

Содержание статьи

  • 1 Виды
  • 2 Физиология стресса
  • 3 Значение для человека
  • 4 Лечение

Физиологический стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на определенные внешние раздражители, которые специалисты называют стрессорами или стресс-факторами.

Холод, жара, ветер, большая физическая нагрузка или механические повреждения тела, жажда или голод способны нарушить природное равновесие организма человека и привести к стрессу.

Такое состояние характеризуется сильным физическим дискомфортом, что может проявляться различными реакциями, которые свидетельствуют о нейрогуморальной и вегетативной активации.

Виды

По причине возникновения выделяются различные виды стресса:

  • Химический, который проявляется негативными реакциями в организме, вследствие, недостаточного поступления кислорода, повышенной влажности, загазованности окружающей среды.
  • Биологический, который развивается на фоне болезней.
  • Физический, возникающий на фоне больших физических нагрузок, как правило, такое состояние характерно для профессиональных спортсменов в период усиленных тренировок.
  • Механический, который возникает после травм и хирургических вмешательств.

В последнее время отдельным физиологическим стрессом считается состояние, возникающее на фоне диеты, которая используется для похудения. Не получая требуемое питание со стороны, организм человека начинает «поглощать» собственные жировые запасы и это является для него стрессом. В результате стресса могут развиваться серьезные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Физиология стресса

Физиологические механизмы стресса изучал канадский ученый Г. Селье. Он связал их с рядом определенных нервных и нейроэндокринных процессов, которые запускаются в организме человеке, как реакция на появление внешних раздражителей. Чтобы понять физиологические механизмы стресса нужно знать этапы развития патологического состояния.

Первый этап связан с реакцией вегетативной нервной системы на появившиеся внешние стрессоры. Для него характерно возникновение чувства тревожности. Организм человека мобилизуется и проявляется это тем, что задействуются резервы всех систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Чем сильнее стрессор, тем ярче и сложнее реакция вегетативной нервной системы. К примеру, при механических повреждениях запускаются процессы, направленные на ускорение восстановления тканей. Но на фоне этого подавляются те функции организма, которые в наименьшей мере влияют на выживание в конкретной ситуации.

Важно

Это объясняет, к примеру, тот факт, что у женщин нарушается менструальный цикл или пропадает молоко.

Физиологические основы стресса выражаются такими проявлениями:

  • Учащением пульса, что позволяет обеспечить жизненно важные органы дополнительной кровью, а, следовательно, улучшить их работу.
  • Увеличением выработки глюкозы, которая необходима для обеспечения усиленной работы мышц.
  • Расширением зрачков, что повышает зрительную активность.
  • Ускорением обмена веществ.
  • Учащением дыхания, что увеличивает количество кислорода для снабжения кислородом внутренних органов.

На основе выше названных симптомов и возникает внутреннее состояние тревожности, которое, как правило, может сохраняться от нескольких часов до пары дней. Если раздражающие факторы исчезают, то, в большинстве случаев происходит восстановление природного состояния, то есть, стресс не успевает навредить организму.

При более длительных стрессорах по истечению нескольких дней начинается этап противостояния. В этот период включаются механизмы, которые запускают процессы борьбы с возникшей опасности или позволяют убежать от нее. Другими словами, это изменение в организме человека связано с запуском процессов, которые позволяют адаптироваться к длительно воздействующим внешним раздражителям.

На втором этапе возможности сопротивляемости организма достигают своего пика. То есть, человек способен действовать на грани своих физических способностей. К примеру, при негативных условиях окружающей среды, значительно повышается физическая выносливость. Именно поэтому в экстремальных условиях человек болеет очень редко.

Читайте также:  Как не скучать по бывшему парню или девушке?

Но если стрессор сохраняется длительное время и при этом успешной адаптации не произошло, то начинается этап истощения. Сопротивляемость организма человека резко снижается, что вызывает индивидуальные непредсказуемые последствия, вплоть до развития инфаркта или других опасных заболеваний.

Чаще всего страдает иммунитет и органы и пищеварительной системы. На данном этапе практически всегда нужна помощь специалистов, человеку справится справиться со стрессом при постоянно действующих внешних раздражителях очень трудно. Иногда требуются кардинальные перемены в жизни.

К примеру, если человек не может приспособиться к климату в месте проживания, то нужно задуматься о переезде.

Значение для человека

Физиологические стрессы относятся в физиологии к неконтролируемым процессам. То есть, они часто возникают неожиданно и могут иметь различную продолжительность.

Кратковременный стресс физиологического характера, по мнению специалистов, не представляет угрозы для здоровья человека. Более того, отмечается его положительное влияние, так как он заставляется организм приспосабливаться к определенным внешним раздражителям.

А это значит, что физиологические проявления стресса кратковременного характера усиливают сопротивляемость человеческого организма в целом.

Совет

Как пример, можно привести процедуру обливания холодной водой, которая вызывает стресс физиологический. Но если к обливаниям приучать ребенка с детства, то можно закалить организм, что позволит впоследствии взрослому человеку легко адаптироваться к изменениям условий окружающей среды. Полезно сочетать процедуры закаливания с умеренными физическими нагрузками.

Если внешние негативные раздражители длительное время воздействуют на организм человека, то это становится причиной развития серьезных деструктивных процессов.

Поэтому, когда при стрессе появляются опасные симптомы, связанные со сбоями в работе сердечно-сосудистой или эндокринной системы, а также происходит обострение имеющихся хронических заболеваний, то нужно принимать срочные меры.

Физиологические симптомы со времени могут вызвать психические изменения. То есть, физиологические и психологические симптомы стресса всегда взаимосвязаны.

Лечение

Изучением влияния физиологических стрессов на организм человека занимается физиология. В силу сложности строения человеческого организма единого подхода к лечению данных стрессовых расстройств не существует. Более того многие психологи утверждают, что нет необходимости проводить лечение.

Но если при стрессе признаки, свидетельствующие об изменении состояния организма, проявляются очень явно, то нужно применить способы, которые позволят успокоиться, к примеру, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Кроме этого полезно будет заняться любимым делом, чтобы отвлечься от возникающих в организме реакций.

Также уменьшить или снять симптомы стресса можно следующими способами:

  • Организацией правильного сбалансированного питания. Это касается случаев, когда возникновение психофизиологических сдвигов связано с диетой для похудения.
  • Медитацией. Данный метод позволит убрать чувство тревожности, которое является одним из основных признаков стресса. Во время медитации важно принять удобную позу и сосредоточится на позитивных мыслях.
  • Релаксацией. Для полного мышечного и эмоционального расслабления, которое позволит убрать дискомфортные проявления стресса, необходимо лечь и расслабить ноги и руки. Следует сосредоточиться исключительно на дыхании и на собственном теле. Важно почувствовать все мышцы, поочередно напрягая и расслабляя их.

Сильнодействующие лекарства для борьбы с психологическим стрессом не рекомендуется использовать. Если возникают незначительные психологические расстройства на фоне возникновения чувства тревожности, то допускается использовать седативные лекарственные препараты, к примеру, барбовал или валериану. Помогут успокоиться также народные средства:

  • Травяные чаи, приготовленные из мяты или мелиссы.
  • Настойка пустырника.
  • Отвары из душицы и ромашки.
  • Хвойные расслабляющие ванны.

Если от проявлений стресса не удается избавиться самостоятельно, то нужно обратиться к психологу. Специалист на сеансах научить понимать собственную физиологию и по возникающим симптомам правильно реагировать на внешние раздражители.

Важно понимать, что каждый человек является индивидуумом. Вследствие этого жестких рекомендаций специалистов по поводу того, как бороться со стрессами, нет.

Поэтому каждый человек должен научиться бороться со сдвигами, вызванными внешними стрессорами, самостоятельно.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/stress/fiziologicheskie-mexanizmy

Стресс в психологии: определение, признаки, лечение

Стресс

06.12.2017

4.5 тыс.

3 тыс.

7 мин.

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества.

После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению.

Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность.

Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается.

В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат.

Обратите внимание

В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять.

Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

Классификация по провоцирующему фактору:

  • дистресс – происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
  • эустресс – ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

  • психические;
  • пищевые;
  • температурные;
  • световые и др.

По механизму воздействия различают:

  • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
  • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания.

Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди нальными переменами в жизни или ее утратой.

Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

  1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
  2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
  3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены.

Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта.

Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии.

Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни – учению о стрессе.

Важно

В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм.

К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность.

Читайте также:  Как избавиться от боязни публичных выступлений на сцене?

От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ.

Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния.

Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом.

Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

Когнитивные симптомы:

  • ухудшается память;
  • теряется способность к самоорганизации;
  • появляется нерешительность, сомнительность;
  • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
  • повышается тревожность, озабоченность;
  • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

Эмоциональные симптомы:

  • человек становится капризным и требовательным;
  • повышается раздражительность;
  • возможны панические атаки;
  • возникает склонность к депрессии;
  • появляются мысли о суициде;
  • возникает чувство одиночества и бесполезности;
  • возникает враждебный настрой ко всем;
  • чаще проявляется агрессия;
  • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
  • происходит угнетение психоэмоционального фона.

Физические симптомы:

  • головокружения и головная боль;
  • расстройство пищеварения;
  • расстройство стула;
  • частичное выпадение рефлексов;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения дыхания;
  • мышечные и нервные спазмы;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенное потоотделение;
  • сухость во рту, чувство жажды;
  • утомляемость.

Поведенческие симптомы:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • отказ от основной деятельности;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
  • изменение отношения к окружающим;
  • смена взглядов на жизнь;
  • переоценка ценностей;
  • подозрительность и недоверие к окружающим.

В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние.

Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора.

Совет

Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни.

Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества.

Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту.

Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству.

Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.

Источник: https://neurofob.com/mood-disorders/stress/stress-eto.html

1.Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления

У
человека с его высокоразвитой нервной
системой эмоциональные раздражители
являются самы­ми частыми стрессорами.

Стресс-факторы, которые в конечном итоге
вызывают стресс, изначально обрабатываются
в мозге: информация от рецепторов
поступает в неокортекс и одновременно
в ретикулярную формацию, лимбическую
систему и гипо­таламус, где оценивается
с позиций эмоционального со­стояния.

В неокортексе два потока —
«нейтральный»(психические образы,
ощущения) и «эмоционально окрашенный»
— сходятся, на основании чего происходит
оценка значимости информации для
организма (переживания), и если раздражитель
воспринимается как уг­роза, вызов или
что-то крайне неприятное, то в ответ
воз­никает сильное эмоциональное
возбуждение, которое запускает дальнейшую
цепь событий:
учащается пульс и дыхание, повышается
артериальное давление, расширяются
сосуды, мышцы напряжены и т.д..

Обратите внимание

Как
только непосредственная опасность
пройдет, и вы немного успокои­тесь,
пульс и дыхание успокаиваются, внешний
вид прихо­дит в норму. Однако напряжение
в мышцах так быстро не проходит.
Интенсивное и продолжительное мышечное
напря­жение — это признак стрессовой
ситуации.

Кроме
физиологических стрессовых изменений,
наблюдаются изменения поведенческих
реакций. У одного человека, например,
стресс проявляется в нетерпеливости,
другой как будто постоянно куда-то
спешит (быстро говорит, бы­стро ходит).
У третьего ухудшается память.

У четвертого
мысли постоянно перебегают с одного на
другое — он ни­как не может
сосредоточиться. Проявлением стресса
является повышенная нервозность, резкие
перепады на­строения, быстрая
утомляемость, состояние душевной
опустошенности, внезапная разъяренность.

2.Нервная система анатомическое строение и функциональное деление

Прежде
чем приступить к рассмотрению существующих
в организме человека физиологических
механизмов борь­бы со стрессом,
целесообразно вспомнить строение и
функ­ции нервной системы, поскольку
именно она играет главенствующую роль
в управлении жизнедеятельностью.

Нервная
система —
совокупность
специальных струк­тур, объединяющая
и координирующая деятельность всех
органов и систем организма в постоянном
взаимодействии с внешней средой.

Нервная
система обеспечивает согла­сованную
работу всех органов и систем организма,
осуще­ствляет ориентацию организма
во внешней среде и приспособительные
реакции на ее изменения, составляет
материальную основу психической
деятельности (речь, мышление, социальное
поведение).

Центральная
нервная система
спрятана
в костные фут­ляры: в черепе располагается
головной мозг, а в канале позвоночного
столба — спинной мозг. В головном мозге
выделяют несколько «этажей», на каждом
из которых про­исходит интересная и
непростая работа.

В продолговатом мозге
расположены центры самых главных функций
орга­низма (дыхания, сердцебиения,
поддержания сосудисто­го тонуса),
защитных реакций (чихания, кашля,
моргания, слезоотделения, рвоты),
некоторых видов обмена.

В про­долговатом
мозге и следующем отделе головного
мозга — мосту — заложены ядра большинства
черепно-мозговых нервов, которые отвечают
за мимику человека, слух, чув­ствительность
кожи лица, глотание, функционирование
большинства внутренних органов.

Мозжечок
отвечает за координацию движений и
поддержание мышечного то­нуса.
Расположенный далее средний мозг
руководит движениями глазных яблок, на
более высоком уровне кон­тролирует
деятельность скелетных мышц и их тонус,
вклю­чается в образование эмоций,
обеспечивает слуховые и зрительные
ориентировочные рефлексы.

Промежуточный
мозг, по мнению последователей
эволюционного учения Дарвина, на заре
эволюции был «главнокомандующим» в
нервной системе, поэтому несет в себе
функции «второго пилота» в восприятии
всех сигналов из внешней и внут­ренней
среды (таламус) и регуляции органов и
систем (гипоталамус).

И, наконец, «первый
пилот» — большие полушария. Высший
анализ, тончайшая обработка посту­пающей
информации, детальная разработка
ответных дей­ствий — функция больших
полушарий головного мозга и в первую
очередь их серого вещества — коры и
подкорко­вых ядер.

Важно

Спинной
мозг устроен менее сложно, имеет вид
тяжа длиной 41—45 см и диаметром 1 см, в
центре которого на­ходится канал,
заполненный спинномозговой жидкостью.

Спинной мозг, образованный серым и белым
веществом, иннервирует скелетную
мускулатуру (кроме мышц голо­вы) и
внутренние органы. В сером веществе
спинного мозга расположены центры
безусловных рефлексов (ко­ленный
рефлекс и т.д.

) и вегетативные центры
рефлексов мочеиспускания, дефекации,
рефлекторной деятельнос­ти желудка.
Таким образом, серое вещество принимает
участие в двигательных реакциях
(рефлекторная функ­ция).

Посредством
белого вещества осуществляется связь
различных отделов спинного мозга, связь
головного мозга с остальными частями
ЦНС, соединение рецепторов с ис­полнительными
органами, то есть за счет проведения
нерв­ных импульсов осуществляется
проводниковая функция.

Периферическая
нервная система
представлена
нерва­ми (нервными волокнами), ганглиями
(нервными узла­ми) и нервными окончаниями.

Нервы — скопления отростков нервных
клеток (нейронов) вне ЦНС, заклю­ченные
в общую соединительнотканную оболочку
и про­водящие нервные импульсы
(электрические сигналы, распространяющиеся
по клеточным мембранам).

Тради­ционно
выделяют чувствительные, двигательные
и сме­шанные нервы, которые отличаются
по строению и выполняемым функциям.
Нервные узлы — скопления тел нейронов
вне ЦНС. Нервные окончания — концевые
об­разования отростков нейронов в
рабочих органах и желе­зах (функционально
разделяются на рецепторные и эффекторные).

Поскольку
от головного мозга берут свое начало
черепномозговые нервы, а от спинного
мозга — спинномозго­вые нервы, можно
заключить, что ЦНС руководит всеми
сторонами нашей жизни через посредство
периферичес­кой нервной системы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3213282/page:4/

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявления стресса

Физиологический стресс. Это стресс, вызванный физиологическими стрессорами (оказывают непосредственное действие на ткани тела; к ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.).

2. Психологический стресс, это стресс, вызванный психологическими стрессорами. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Психологический стресс подразделяется на:

a) Информационный стресс (возникает в ситуации информационных перегрузок: сложная задача, быстрое решение и т.п.).

Совет

b) Эмоциональный стресс (возникает, когда индивид не может удовлетворить свои потребности, биологические и социальные: обиды, угрозы, конфликты и т.п.).

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса

Р. Лазаруса, которая про­водит разделение системного (физиологического) и пси­хического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и вне­шние процессы, при котором физиологические и психо­логические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих.

В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе.

Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на орга­низм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы.

Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом.

Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Обратите внимание

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Читайте также:  Смысл аутотренинга для обретения уверенности в себе

Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», которые можно рассматривать как субсиндромы стресса.

При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют предельно-переносимые стресс-факторы, эти субсиндромы один за другим в определенном порядке, т.е.

становятся фазами развития стресса. Дифференциация этих субсиндромов была возможна благодаря тому, что в ходе развития стресса при указанных условиях поочередно становились манифестированными (преимущественно выраженными и заметными, как для исследователей, так и испытуемых) разные формы адаптационной активности.

Можно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому, симптомы которого свидетели о мобилизации иерархически более высокого уровня адаптации.

Итак, было выделено 4 субсиндрома стресса:

1.Эмоционально-поведенческий синдром.

2.Вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности).

3.Когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).

4.Социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).

Следует сказать об условности такого подразделения субсиндромов стресса. Оно может быть иным.

В данном случае выбраны преимущественно человеческие основания для анализа проявлений стресса, возникающих при относительно постоянном уровне субъективной экстремальности стрессора.

Важно

Иные особенности стрессора либо иные основания анализа развития стресса приведут к другому структурированию феноменов его развития./6, 62с./

8.Комплексный подход к анализу проявлений стресса. Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик. Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач.

Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;

методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

шкала самооценки тревоги В. Цунга;

шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;

методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

Гиссенский опросник;

шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;

шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

Совет

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

«Опросник суицидального риска»;

методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;

методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;

опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н.

Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса – необходимая составляющая стресс-менеджмента».

Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

опросник «Причины деятельностного стресса»;

тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Обратите внимание

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач – С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;

методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;

опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;

опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;

опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;

опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Важно

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса – часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка.

Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки».

Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса.

Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е.

Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Совет

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов.

В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса – концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях.

В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат.

Для этого используются следующие методики:

диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);

опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;

опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;

опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);

опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

Источник: https://cyberpedia.su/8x5dc7.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector