Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?

Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция

Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями.

У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности.

Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.

Определение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Обратите внимание

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

Основными проявлениями подражательного симптома являются:

  1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
  2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
  3. Тихая, невнятная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

Виды

Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Немедленная

Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Лечение и коррекция

Коррекция естественной эхолалии у детей 2-3 лет не проводится, речевой дефект вылечивается самостоятельно. Если подражание переходит в рефлекс и является симптомом психической или неврологической патологии, доктор назначает медикаментозное лечение, иногда гомеопатию.

Дошкольнику будет легче преодолеть эхолалию, если родители смогут соблюдать некоторые правила общения и поведения дома:

  • Доброжелательные отношения в семье, с ребенком.

Размеренные беседы, близкие отношения с домашними способствуют душевному равновесию. Ребенок сам сможет расслабиться, ему не нужно искать посторонние способы успокоения.

  • Поддерживайте желание находить контакт с окружающими, подталкивайте ребенка к беседе.

Возникновение порыва говорить не происходит на пустом месте. Интерес к чувствам, переживаниям будет оценен, малыш поделится собственными мыслями, а не повторит чужую фразу.

  • Выбирайте темы для разговора.

Они должны быть интересны детсадовцу, понятными и доступными для разговора. Тщательно подбирайте слова для вопроса, отвечайте простыми предложениями.

  • Не перебивайте рассказ ребенка.

Малыш начал говорить без копирования мультяшных героев, вы должны слушать.

Логопеды-дефектологи рекомендуют еще один метод коррекции речевого нарушения. Это пошаговое увеличение словарного запаса, обучение умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы развернуто.

План действий мамы и папы будет следующим:

  1. Подталкивайте дошкольника к диалогу с помощью простых вопросов и зрительной опоры для ответов.

Используйте методическую литературу для логопедической работы, карточки с картинками понятных предметов, учебники для обучения раннему чтению. Спрашивайте дошкольника, показывая пальцем на изображение: “Что это? Кто это?”.

  1. Не убирайте зрительную опору, задавайте вопросы иначе. Так, чтобы ответ был не очевиден.

Потребуется серия картинок или тематическая подборка. Например, разложите перед малышом картинки животных и машин. Спросите: “Кто умеет лазать по деревьям? У чего есть колеса?”

  1. Развивайте умение строить диалог без зрительной опоры. Малыш отвечает на простые и понятные вопросы.

Избавляться от привычки нужно медленно, сначала задавайте простейшие вопросы: “Кто умеет гавкать? У кого есть крылышки?” Вариантов ответа может быть несколько.

  1. Увеличивайте продолжительность беседы по времени.

На этом этапе важно развить умение не только отвечать, но испрашивать, рассказывать. Помогайте крохе наводящими вопросами. Когда почувствуйте, что детсадовец переутомился, аккуратно закончите разговор.

  1. Стимулируйте речь интересом и дополнительными вопросами.

Если детсадовец начал говорить, задайте ему несколько вопросов, чтобы речь продолжилась. Например, а почему ты так решил? Куда вы пошли?

  1. Продолжите разговор игрой.

Например, дошкольник сказал, что на фото кошка. Попросите его придумать ей имя, помяукать, сами активно участвуйте в изображении животного, развивая сюжет игры.

  1. Обсуждайте яркие моменты из жизни, произошедшие недавно.

Поход в кино, посещение театра вместе с ребенком — хороший повод для обмена мнениями. Для лечения важно, чтобы ребенок участвовал в обсуждаемой истории, а не просто знал о ней от третьего лица.

  1. Фантазируйте, планируйте будущее.

Стройте планы на отпуск, придумывайте сказки. За основу берите уже известные истории или героев.

Использовать эту методику лечения речевого нарушения как четкие спланированные занятия не эффективно. Коррекция в домашних условиях должна проводиться исподволь, но регулярно. Лечить малыша медикаментозно можно только по рекомендациям специалиста.

Давать однозначно отрицательную оценку эхолалии у детей неправильно. При некоторых заболеваниях она служит мостиком для выстраивания контакта с миром. Бороться нужно не с привычкой повторять, а с причинами такого поведения.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/eholaliya

Эхолалия у детей: виды, симптомы, коррекция, причины

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Что такое эхолалия

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет  его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией.  Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах  развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6.  Отсутствие зрительного контакта с собеседником.
Читайте также:  Методы определения акцентуации характера по личко

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли.

В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка.

Важно

Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» −  «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/ehkholaliya-u-detej.html

Эхолалия у детей: симптомы и лечение

Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.

Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.

Что такое эхолалия

Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.

  • Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
  • Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.

Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно.

Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие.

Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

На что обратить внимание дома:

  • Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
  • Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
  • Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
  • Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
  • Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.

Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.

Источник: http://karkusha.su/eholaliya-u-detey-simptomyi-i-lechenie/

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Эхолалия – редкая патология, которая встречается чаще всего у детей, бывают такие случаи, когда заболевание диагностируется у взрослых и на то есть свои причины. Данное отклонение можно распознать и самостоятельно.

Эхолалия – расстройство речи неврологического характера, при котором человек бесконтрольно постоянно повторяет услышанные слова и фразы.

В большинстве случаев диагностируется именно у детей младшего возраста и иногда такое состояние считается нормой в том случае, когда у малыша формируется речь.

Данное состояние считается нормой в раннем детском возрасте – до 4 лет и непродолжительное время, если эхолалия наблюдается постоянно и на протяжении длительного времени, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией.

При данном отклонении создается впечатление, что малыш просто не понимает, о чем говорит и что за фразы он повторяет, но это не так. В какой-то степени это попытка вступить в диалог.

При нормальном состоянии такое речевое поведение длится не долго, но если отклонение прогрессирует и у ребенка постоянно присутствует данное состояние, то это может свидетельствовать об аутизме, задержке развития или о каком-нибудь ином неврологическом нарушении или же о заболевании зрения.

Первые признаки нарушения в любом случае должны насторожить. Заболевание поддается терапии и корректировке, но только специалистами, не стоит заниматься самостоятельным лечением.

В современной медицине выделяют два вида эхолалии:

  1. Немедленная. Данный вид патологии характеризуется немедленным повторением услышанных слов и фраз. Таким образом, ребенок пытается показать свою физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Затем он постепенно начинает понимать, что он говорит. Данный процесс занимает несколько месяцев. Иногда немедленная эхолалия сопровождается истериками и припадками, так как ребенок не всегда понимает, о чем говорит.
  2. Отсроченная. Данная разновидность нарушения характеризуется повторением хорошо заученных чужих фраз на публике через длительный промежуток времени, например, стихов или отрывков из произведений. Это может происходить независимо от места и времени.

Каждый вид эхолалии требует лечения и обязательной коррекции. Поэтому при первых признаках отклонения стоит обратиться за квалифицированной помощью, чтобы не усугубить ситуацию.

Причины и симптоматика заболевания

Эхолалия – патология, которая имеет определенные причины возникновения, данное отклонение возникает иногда у детей и почти всегда у взрослых не только в результате обучения речевой деятельности, но и по другим причинам:

Отсроченная эхолалия может возникать в результате таких провоцирующих факторов:

  1. Самостоятельное стимулирование. Главная цель – получение положительных эмоций от сказанного. Пациент постоянно повторяет именно ту фразу или слова, которые ему доставляют удовольствие. Если данный вид отклонения использовать в качестве развлечения, то можно потерять связь с реальностью.
  2. Коммуникация настроения. Повторяющиеся фразы могут создать определенное настроение, то есть запрограммировать пациента.
  3. Подведение итогов. Пациент старается сгруппировать все фразы и воспоминания, полученные в течения дня.

Если у ребенка присутствует хоть один из перечисленных провоцирующих факторов развития патологии, то необходимо постоянно находиться под наблюдением специалиста, а при первых проявлениях пройти обследование и начать лечение и корректировку состояния.

В первые годы жизни, когда ребенок пытается повторять фразу или слова взрослых, это вполне нормальное состояние, ведь он только учится. В основном это считается нормой с полугодовалого возраста до трех лет.

Если данное отклонение наблюдается у ребенка в возрасте от 4 лет, то необходимо на это обратить внимание, так как оно может свидетельствовать о нарушениях развития, которые связаны с развитием речи, также эхолалия часто является типичным симптомом при аутизме.

При немедленной эхолалии ребенок может впадать в истерику, если ответив на вопрос, получил не то, что хотел, так как осознание вопроса пришло только спустя некоторое время.

Диагноз и коррекция состояния ребенка

Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.

Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.

При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:

Совет

Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:

Читайте также:  "молилась ли ты на ночь, дездемона?" или симптомы бреда ревности у мужчин
  1. Ультразвуковое исследование. Помогает выявить и определить степень повреждения головного мозга.
  2. Электроэнцефалограмма. Помогает определить симптоматику эхолалии и раннего аутизма.
  3. Магнитно-резонансная томография. Помогает выявить аномалии головного мозга, височной доли и мозолистого тела. Диагностирует нарушение развития речи и ранний аутизм.
  4. Проверка слухового аппарата. Помогает исключить тугоухость и иные речевые задержки.

Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.

Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:

  • с ребенком необходимо разговаривать не спеша и четко, тон должен быть спокойным;
  • если родитель задает вопрос, то ответ должен быть либо «да», либо «нет»;
  • ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям.

Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.

Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • проявить терпение и понимание к ребенку;
  • не прерывать ребенка, если он повторяет слова или фразу, постоянно пытаться понять, что он говорит или что хочет донести до взрослого;
  • родитель должен постепенно увеличить словарный запас ребенка, добавляя новые слова и фразы в его речь;
  • чтобы ребенку было легче сделать выбор, и он понимал, что от него хотят, нужно использовать картинки, так ему будет легче принять правильное решение.

Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение.

Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.

Что нужно понимать родителям?

Родители могут нормализовать процесс коммуникации ребенка со сверстниками, превратить данное расстройство в инструмент взаимодействия с окружающим миром. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций, которые помогут ребенку адаптироваться:

  1. Никогда не стоит останавливать ребенка с данным дефектом, прерывать его речь. Проговаривая и постоянно повторяя слова, ребенок старается самовыразиться, побороть проблему с устной речью. Если не общаться с таким особенным ребенком, то он не сможет тренировать свое произношение, побороть беспокойство и не сможет научиться поддерживать беседу.
  2. Всегда стоит обращать внимание на все сказанные слова и фразы ребенка, даже если кажется, что они не имеют никакого смысла. Это позволяет изучить данное отклонение и наладить контакт с чадом. Необходимо обязательно обращать внимание на мимику, интонацию и эмоциональное состояние, тон и ритм сказанного.
  3. Стараться всегда поддерживать разговор. Формируйте новые фразы, расширяйте словарный запас. Занятия должны быть регулярными и проводиться в спокойной обстановке.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/exolaliya.html

Эхолалия у детей: о чем свидетельствует нарушение?

Детские психические расстройства

15.11.2017

2.5 тыс.

1.7 тыс.

5 мин.

Эхолалия считается нормой в период становления коммуникативных навыков у ребенка, но также выступает одним из специфических симптомов расстройств аутистического характера у детей.

Она проявляется как бесконтрольное повторение или выкрикивание чужих слов ребенком. У взрослых нарушение встречается очень редко и только на фоне психоневрологических заболеваний.

Диагностировать нарушение может детский психолог или психиатр.

Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год.

В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла.

В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.

Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.

Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.

Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова.

Обратите внимание

Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать.

Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.

У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.

Поводом для беспокойства выступает бессвязное повторение чужих фраз у детей в возрасте старше четырех лет. В психиатрии и психологии эхолалия ассоциируется с аутизмом, так как выступает специфическим симптомом различных расстройств аутистического спектра. Нарушение может сопровождать неврологические заболевания.

Эхолалия выступает симптомом следующих патологий:

  • синдром Туретта;
  • кататоническая шизофрения;
  • умственная отсталость;
  • аутизм;
  • другие неврологические нарушения.

Синдром Туретта сопровождается тиками, в том числе и вокальными. Ими нередко выступает эхолалия. Такое расстройство сопровождает умственную отсталость различных типов и расстройства аутистического спектра. Эхолалия наблюдается при органических поражениях или аномалиях развития лобных долей мозга.

Причины эхолалии позволяют сделать прогноз на нормализацию речи в будущем.

Симптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.

Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:

  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • подведение итогов дня.

Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.

Суть такой эхолалии объясняется просто – малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного.

Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков.

При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.

При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии.

Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет.

Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.

Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка.

Важно

Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету.

Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.

Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».

Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.

Диагностика заболевания осуществляется детским психиатром. Необходимо посетить логопеда, невролога и психолога.

Проявление нарушения в старшем возрасте свидетельствует о болезнях нервной системы или психических расстройствах.

Лечение нарушения в этом случае — это длительный процесс, который требует внимательного отношения родителей к малышу. С помощью медикаментов эхолалия не лечится.

Несмотря на то что повторение чужих фраз является типичным симптомом аутизма, необходимо пройти комплексное обследование для исключения прочих патологий нервной системы.

Даже если эхолалия выступает признаком болезней и аутистического расстройства, со временем ее проявления уменьшаются, но только при условии, что адаптацией ребенка занимаются и родители, и специалисты.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/children/exolaliya-eto.html

Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

Эхолалией называется нарушение речевого поведения. Это проявляется повторением отдельных слов и фраз, услышанных от других людей. В большинстве случаев, эхолалия у детей выступает одним из симптомов неврологических заболеваний.

Норма или патология?

До определенного возраста повторение чужих слов – это нормальное поведение. В возрасте до одного года дети пытаются повторять услышанные от родителей слова и фразы. С эхолалией повторно сталкиваются в 3-4 года.

В этот период происходит активное становление коммуникативных навыков, и повторение чужих слов играет важнейшее значение для развития ребенка – так малыш тренируется произносить звуки и буквы, выговаривать сложные слова, воспринимать новую информацию.

Причины нарушения

Причины нарушения – это различные неврологические заболевания и психические расстройства. Эхолалия наблюдается при шизофрении и нарушении умственного развития. Также этот симптом может сопровождать следующие психоневрологические патологии:

  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • дислексию;
  • дисфазию.

Интересно, что эхолалию часто принимают за признак аутизма. Действительно, это нарушение всегда сопровождает заболевания аутистического спектра, но при этом может выступать симптомом неврологических патологий, в том числе и органического поражения лобных долей мозга.

Синдром Туретта – это расстройство центральной нервной системы, причины которого кроются в генах. Нарушение сопровождается тиками, моторными и вокальными. В качестве вокального тика нередко отмечается эхолалия.

Повторение чужой речи может сопровождать дислексию – расстройство навыков чтения. Симптомы эхолалии наблюдаются при дисфазии – нарушении речи, которое обусловлено поражением соответствующих зон в коре головного мозга.

Виды нарушения

Различают отсроченную и немедленную эхолалию.

При немедленной форме нарушения пациент моментально повторяет последнее услышанное слово собеседника. Нередко дети с немедленной эхолалией произносят слова, услышанные по телевизору и радио.

Это нормальное поведение совсем маленьких детей, которые только учатся говорить.

Немедленное повторение чужих слов для детей старшего возраста свидетельствует о том, что ребенок не понял сказанное, и воспроизводит чужую речь, чтобы выиграть время на осознание этого слова.

Совет

При аутизме, нарушении умственного развития и других расстройствах, немедленная эхолалия означает, что ребенок услышал собеседника, но не смог осознать значение слова. У детей с аутизмом такое повторение чужой речи – это своеобразный способ поддержать разговор.

Отсроченная эхолалия растянута во времени. Ребенок может повторять чужие слова и целые фразы спустя несколько минут, часов или даже дней. Фразы повторяются совершенно спонтанно, независимо от действия окружающих факторов.

Отсроченная эхолалия и аутизм

Именно отсроченное во времени повторение чужих фраз наиболее характерно для аутизма. Повторение слов через некоторый промежуток времени может быть обусловлено:

  • самостимулирующим поведением;
  • демонстрацией настроения;
  • обработкой информации.

В ответ на услышанное, формируется ряд ассоциаций. При повторном появлении этих же образов в мыслях у малыша, он повторяет ранее услышанную фразу. Такая эхолалия является проявлением самостимуляции – повторяя фразу, ассоциирующуюся с чем-то хорошим, ребенок вызывает у себя положительные эмоции и ассоциации.

Нередко повтор какой-либо фразы связан с демонстрацией настроения. В этом случае несложно догадаться, что повторение малышом фразы «шоколада больше нет», услышанной ранее от родителей, обозначает расстройство и грусть.

Еще одна причина отсроченного повторения фраз – это обработка информации. Анализируя произошедшие в течение дня события, ребенок может повторять услышанные фразы, тем самым демонстрируя окружающим собственные впечатления.

Читайте также:  Какие бывают взаимоотношения в семье?

Диагностика нарушения

Заметив тревожные симптомы, необходимо обратиться к психоневрологу или психиатру.

Для исключения органических патологий головного мозга назначают:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • электроэнцефалографию
  • нейросонографию (только детям до 1 года).

НейросонографияЭЭГМРТ

Магнитно-резонансная томография позволяет выявить признаки аутизма на ранней стадии. Также этот метод применяется для ранней диагностики опухолевых новообразований в головном мозге, которые могут стать причиной нарушения речевого аппарата.

Электроэнцефалограмма помогает выявить вторичные симптомы нарушения, например, эпилепсию. Нейросонография или ультразвуковое обследование назначают для выявления патологий развития головного мозга.

Так как эхолалия часто выступает симптомом аутизма и нарушения умственного развития, назначают нейропсихологические анализы, тестирование и проверку когнитивных способностей.

Лабораторные методы диагностики – это исследование крови, мочи и ДНК-анализ.

Методы лечения

Медикаментозных методов лечения заболевания не существует. Нормализовать речь помогает только коррекция поведения. Принцип коррекции зависит от того, подтвердилась ли задержка умственного развития, или нет.

Если нарушение речи выступает самостоятельным симптомом и не сопровождает аутизм и другие патологии, лечение проводится с помощью занятий с логопедом и дефектологом. Для ускорения нормализации речевых способностей, родители должны:

  1. Избегать повышения тона.
  2. Задавать простые вопросы, на которые можно дать односложный ответ.
  3. Защищать малыша от стрессовых ситуаций.
  4. Быть внимательными и терпеливыми.

Любое повышение тона, крик и недовольство успехами пациента могут привести к усугублению ситуации и свести лечение на нет. В результате понадобится повторный курс занятий со специалистом.

В случаях, когда речевые нарушения сопровождаются неврологическими заболеваниями, аутизмом и нарушением развития, практикуется комплексный подход. Лечение включает медикаментозную терапию основного заболевания и подбирается врачом. Дополнительно показано физиотерапевтическое лечение и занятия с дефектологом.

Родители должны постепенно вводить новые слова в лексикон ребёнка, терпеливо объясняя их значение и не повышая тон, если у малыша не получается справиться с новым словом.

Ни в коем случае нельзя повышать голос на пациента, когда он повторяет слова.

Необходимо проанализировать поведение малыша при систематических повторениях одной и той же фразы – это поможет родителям понять, что ребенок пытается донести до них.

Дети с эхолалией часто повторяют последнее услышанное слово, чтобы поддержать разговор, но не понимают его значения. Это приводит к различным бытовым проблемам. Избежать их поможет диалог, подкрепленный картинками.

Например, спрашивая малыша, не хочет ли он искупаться, рекомендуется показать ему картинку с ванной. Картинки также помогут улучшить взаимопонимание, если родители предлагают ребенку выбрать какую-то еду или одежду.

Своевременное лечение и занятия со специалистами помогут нормализовать речевые навыки ребенка, но для этого необходимо время.

Источник: https://VilechimDetok.ru/nevrologiya/eholaliya-u-detey-simptomy-prichiny-lechenie

Эхолалия у детей — симптомы и причины

Она является определённым этапом в развитии речи здоровых детей, другое дело, когда приходится иметь дело с патологией.

Во-первых, данная патология всегда имеет свой смысл, и только на первый взгляд кажется бессмысленным повторением какой-либо «заевшей» в голове ребёнка информации.

Нужно лишь понять, что именно ребёнок пытается донести до вашего сведения.

Обратите внимание

Поскольку в норме эхолалия относится только к очень раннему возрасту, её продолжение или появление в более поздние годы считается маркером развивающегося аутизма. Зачастую так и бывает, но далеко не всегда.

Здоровый ребенок при помощи такого однообразного повторения усваивает новые слова, тренируется в их произношении, и в своеобразной манере играет в ролевые игры, моделируя ситуацию произношения в собственной голове. Частая корреляция с аутизмом во многом обязана великолепной памяти аутичных детей – в совершенстве запоминая всё новую и новую информацию, они, возможно, пытаются усвоить её подобным образом.

Причины

Как правило, рассматриваемое расстройство возникает в возрастной период с 6 до 12 месяцев и за это время благополучно сходит на нет. В старшем возрасте это может стать пугающим симптомом таких психических расстройств как:

В данном случае производится лечение основного заболевания и при относительном успехе болезнь проходит сама собой.

Симптомы

В детской речи эхолалия проявляется как неконтролируемое повторение слов, целых предложений и фраз из монолога собеседника. Иногда источником цитирования может быть не только находящийся в непосредственной близости человек, но даже книжный текст. В свою очередь, эхолалия делится на немедленную и отсроченную.

Соответственно, в первом случае ребёнок повторяет услышанное непосредственно сейчас, в то время как во втором, что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово, запомнившееся ребёнку своей интонацией.

Немедленная форма на раннем этапе развития часто служит банальной демонстрацией того, что ребенок услышал обращение к нему, что он способен воспроизводить речь и понимать.

Особенно это проявляется в связи с позитивным отношением родителей, очень часто предлагающих какое-либо вознаграждение за разучивание новых слов.

Отсроченная же, напротив, характеризует детей с отклонениями аутистического спектра.

Функции эхолалии для ребенка

Рассматриваемая патология имеет множество функций и даже в различных её видах они часто пересекаются между собой. Симптомы бывают крайне разнообразны и зависят от конкретного ребёнка.

  1. Простое заполнение паузы. Дети уже прекрасно понимают, что разговор состоит из обмена репликами, но при этом у них недостаточно словарного запаса для его поддержания. В таком случае, если ребёнок хочет что-то добавить или просто обратить на себя внимание, он использует как непосредственно услышанные фразы, так и те, что были запомнены им ранее, в надежде удивить и поразить воображение взрослого.
  2. Некоторые дети подобным образом выражают согласие. Психологи связывают это с тем, что они уже выучились говорить «нет», но не научились говорить «да». В таком случае ребенок повторяет обращённую к нему фразу, чтобы подтвердить услышанное, показать всем, что он усвоил обращённую к нему информацию.
  3. Назвать предметы, события или явления. В ходе развития речи, дети вначале учатся распознавать звуки, затем отдельные слова и уже потом осваивают полноценную речь. Это попытка экспериментирования с родным языком, когда они впервые начинают понимать, что комбинируя различные звуки или фразы, можно добиваться совершенно иного значения. Иногда такое происходит просто из-за отсутствия в активном словаре ребёнка того или иного слова, фразы (знаменитый пример, когда ребёнок говорит «садись» вместо «завтрак»).
  4. Снять присутствующую тревогу. В особенности это характерно для детей с аутичными расстройствами – часто повторяя одну и ту же фразу или слово, имеющую для них эмоционально насыщенный оттенок, они успокаиваются. Для таких детей вообще характерны персеверации и однообразные действия – ребёнку кажется, что повторяя выученное снова и снова, он своеобразным образом наводит порядок в своём эмоциональном восприятии.
  5. Чтобы, напротив, стимулировать себя. Эта функция настолько же характерна для аутичных детей, как и предыдущая. Зачастую, даже сложно конкретно сказать, какое именно психическое состояние пытается вызвать ребенок при помощи повторения заученных слов. Это может быть стимул успокоиться и, наоборот, стимул для возбуждения. Так или иначе, частое повторение некоторых слов может просто вызывать у детей приятные ощущения. Известно также как так называемый «стимминг».
  6. Прорепетировать произношение – когда навыки разговаривать только-только начинают усваиваться ребёнком в полной мере, он может повторять фразы в одиночестве просто для того, чтобы в нужный момент произвести должное впечатление их употреблением по назначению. Таким образом, ребёнок просто моделирует в голове ролевую ситуацию. Очень многим детям от шести до двенадцати месяцев безумно нравится подобная практика.
  7. Ради веселья. Детям кажется, что есть ну очень смешные словечки, и они никогда не устанут их повторять, поднимая настроение себе и окружающим, как это им кажется. Особенно когда язык кажется таким новым и неизведанным.
  8. Чтобы понять речь взрослых. Для объяснения данного феномена достаточно представить, что вы изучаете иностранный язык в естественной среде обитания. Естественно вы не всегда будете понимать полный смысл фраз, но при этом улавливать отдельные слова в общей какофонии незнакомых звуков. Так же и ваш ребенок, улавливая что-то знакомое, пытается репетировать это, разница лишь в том, что взрослые в силу усвоенного этикета делают это про себя, а малыш, ни капельки не смущаясь, повторяет вслух: «Я сказал, я понял!»
  9. Рефрены из прошлого – дети могут проявлять остроумие подобным образом, выявляя закрепившиеся ассоциации. Допустим, в более ранний эпизод по телевизору шла какая-то передача, в то время как взрослые обсуждали покупки. Теперь каждый раз, когда речь заходит о покупках, ребёнок может повторять заученные слова из телевизора, демонстрируя тем самым свою находчивость. Вслушайтесь, и вы увидите смысл.
  10. Выразить чувства, не поддающиеся вербальному описанию. В качестве передачи используются, как правило, части других разговоров. Ребенок, может быть, боится говорить от первого лица, в то время как повторение якобы чужого опыта, позволит ему чувствовать себя в безопасности и поделиться при этом сокровенным.

Это лишь наиболее характерные симптомы, в зависимости от случая они могут видоизменяться, и затрагивать сразу несколько пунктов в одном. Всё индивидуально.

Коррекция и лечение

Эхолалия, являющаяся закономерной частью становления речи ребёнка, сама собой пройдёт годам к четырём. Однако, наличие аутизма, шизофрении, отставаний в развитии другого генеза может затягивать этот срок.

Иногда болезнь вовсе неподдается лечению полностью.

Лечение лёгких случаев проводится исключительно при помощи работы коррекционного педагога, но даже так, это может лишь уменьшить выраженность проявлений, не давая полную гарантию результата.

  1. Первым делом следует чётко установить, что эхолалия не является бессмысленным и бездумных повторением чужих или заученных слов. Это всегда в той или иной степени форма общения с окружающим миром, попытка что-то донести, повлиять на своё состояние. Специалисты считают, что она обязательным образом должна корректироваться. Однако иногда это может быть даже во вред, ведь вы упускаете лишнюю возможность общения со своим ребёнком, а он будет всё больше замыкаться в себе. Вы сами можете стать внимательным коррекционным педагогом и справитесь, понимая своего ребёнка гораздо лучше там, где специалисты скажут, что это безнадежный случай. Тем более лечение эхолалии не производится медикаментозно.
  2. Существует ряд методик, которые позволят вам добиться данной цели кратчайшим путём, не замыкая в себе своего ребёнка. Кстати, обязательно проверьте его слух, вполне возможно часть проблем идёт родом оттуда, и тогда успешное лечение мигом даст о себе знать.
  3. Взрослые должны следить за собой в своей речи – не говорить на повышенных тонах, произносить всё чётко. Скандалы в семейной жизни просто недопустимы – они могут обострить симптоматику. Кроме того, разговаривая со своим ребёнком, пытайтесь свести его ответ к однозначному «да» либо «нет». Имейте терпение.

Интересное по теме: Синдром Каннера – он же ранний детский аутизм

Общие рекомендации

  1. Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Нужно понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
  2. Но при этом не стоит игнорировать стереотипии. Лучше всего в форме игры попытаться понять, что же именно хочет ваш ребёнок сказать той или иной фразой.

    Может ему просто весело и приятно наблюдать за вашей реакцией, или же ему нравится звучание.

  3. Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии сейчас находится ваш ребенок и найти конструктивный выход.

    Возможно, тут как нельзя кстати потребуется медикаментозное лечение.

  4. Эхолалия это весело! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив основные стереотипии ребёнка, вы можете попытаться ответить ему в том же духе. И у вас получится занимательная игра, которая если и не излечит, то, как минимум снимет напряжение.

  5. Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, постепенно вводя новые слова с использованием тем же самых речевых оборотов. Если вы действительно поймёте причину эхолалии, вы всегда можете обратить её себе на пользу, чтобы научить малыша новым словам и их правильному употреблению.

  6. Аутичные дети очень часто повторяют последнее слово из предложенного списка, поэтому если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что купить на обед, то наверняка будете крайне разочарованы, что он имел ввиду вовсе не это, механически повторяя последнее слово-раздражитель.
  7. Не запутайте друг друга.

    У пациентов с эхолалией может быть отменная память, и вы сами удивитесь, что, казалось бы, естественный тон вашей беседы является сценарием какого-то рекламного ролика. Было предостаточно подобных курьёзов.

  8. Дайте своему ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он явно этого желает.

  9. При наличии грубых психических расстройств рассмотрите лечение при помощи медикаментов. Иногда помогают средства от СДВГ.

Будьте настоящим родителем и старайтесь докопаться до корней проблемы.

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/eholaliya-u-detej-simptomy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector