Как работает сказкотерапия для взрослых?

Сказкотерапия для взрослых и ее принципы

Сказкотерапия для взрослых — это один из методов психологического воздействия на человека. Который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем.

Инструментом данного направления являются сказка. В которой можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.

Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека. В сказке таиться огромный мир образов и метафор, которые находят пристанище в нашем теле и влияют на наши мысли.

Обратите внимание

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. С помощью таких историй, можно увидеть происходящее с другой стороны. Эти не однозначные сказки, глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, стимулирует процесс личностного роста.

Сказкотерапия для взрослых, предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Лечебно-психологическое направление. Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.

Преимущество сказкотерапии

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

  • Сглаживание барьеров между психологом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  • Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в сказке клиента придуманной им самим.
  • Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  • Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже, если человек пытается скрыть от психолога беспокоящие его проблемы. Не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  • Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.

Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Так например, нарисовать свою сказку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать.

Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Может быть, это не лучший вариант, но тоже работает.

Скорее это метод арт-терапии — творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска».

Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист. Этот рисунок, не обязательно, должен быть похож на героя. Главное, это знать, что это тот самый герой. Когда закончили портрет, проделываем в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент — эффект неожиданности.

Подсознательно, нам нравятся определенные герои. И мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской — пообщаться с другими героями — очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение»

В основном, сказкатерапия для взрослых по душе для уставшего от реальности человек. И, который, не ожидающего какого либо эффекта от занятия. У него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить — поэтому, сказкотерапия для взрослых, самый эффективный момент в первый день занятий — помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента.

С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А сказеотерапия для взрослых — они хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет.

Время от времени, некоторые люди хотят побыть в одиночестве. Человек, как социальный адепт, долго один не может быть.

Источник: https://pro-psycholog.ru/skazkoterapiya-dlya-vzroslyih/

Сказкотерапия в консультировании взрослых. Статья. Самопознание через метафоры. Самопознание.ру

Долгое время само название “сказкотерапия” у меня, как у психолога с базовым техническим образованием в области проектирования морских баллистических ракет и 10-летним стажем работы в Головном проектно-конструкторском отделе Государственного Ракетного Центра, не вызывали желания попробовать узнать об этом направлении больше, я не представляла себя в роли сказкотерапевта. Открыла для себя замечательную сказочную методику! Сказкотерапия — это очень серьёзно! На практике увидела, как легко в творческом процессе взрослые люди сами благодаря написанию и анализу сказки разрешают свои серьёзные проблемы. В данном эссе представлен мой первый опыт использования сказкотерапии в консультировании взрослых при решении проблем.<\p>

Клиент №1. Проблема принятия решения в тупиковой ситуации

А., 31 год. Проживает в гражданском браке, детей нет. Обратилась за психологической помощью в принятии решения: разойтись с мужчиной, с которым они прожили 2 года в гражданском браке или найти какие-то способы, которые бы изменили отношение к ней мужа. В момент обращения А.

находилась на лечении в стационаре в связи с обострением хронического заболевания эндокринного характера. В первый же день нахождения в стационаре, позвонив вечером мужу, она не застала его дома. На следующий день выяснила, что он не ночевал дома. В больнице муж её не навещал. На телефонные звонки отвечал редко. Состояние А.

было стрессовое: ночью плохо спала, крайне напряжена. Со слезами она рассказала, что муж холоден к ней, избегает почти с самого начала интимных отношений, не проявляет к ней внимания, избегает разговоров на темы их взаимоотношений. Проявления ласки со стороны А. вызывают у него раздражение. Свободное время предпочитает общаться с друзьями.

<\p>

Важно

Первая часть беседы носила характер жалобы на “нехорошего” мужа. Клиентка нуждалась в освобождении от накопившихся чувств. И я видела свою задачу в активном слушании и оказании поддержки и понимании её чувств.

На мой вопрос: “Что же положительного в отношениях с мужем?”, выяснилось, что он хозяйственен, сделал ремонт своими руками, в настоящий момент перестраивает дом, который подарила мать А.. На основные продукты питания и содержание жилья зарабатывает муж. Свои деньги А. тратит на необходимые ей предметы быта, одежду. После небольшой беседы А.

смогла посмотреть на ситуацию немного со стороны. Ситуация представлялась Анастасии тупиковой, т.к. в настоящий момент она не готова остаться без финансовой помощи мужа, но сложившиеся взаимоотношения воспринимала болезненно и не могла их больше терпеть. На этой части беседы я предложила А. написать сказку по её проблемной ситуации. А.

приняла с готовностью предложение о написании сказки, с большим удовольствием окунулась в творческий процесс.<\p>

После написания первой сказки А. по моей просьбе подчеркнула всех присутствующих персонажей. Соотнесла себя с персонажем “Настенька”. Отметила своё настоящее время в сказке, разделив на прошлое и будущее.

Написанная клиенткой сказка полностью соответствовала теме и её проблеме. В первой сказке конец не вполне устраивал клиентку. После испытаний, она просто вновь вернулась в прежнюю ситуацию, не изменив ничего в жизни. Т.е. осталась в прежнем состоянии внучки (девочки).

Иванушка, которого она ассоциировала со своим гражданским мужем, не проявлял активности, хотя и вызвался помочь найти Настеньку. В итоге Настенька сама преодолела трудности и сама нашла дорогу к дому. Название сказки клиентка дописала потом: “Сказка о том, как Настенька дорогу домой искала”. После чего клиентке было предложено написать вторую сказку о том, как Настенька стала счастливой, проявив активность. Название сказки было выбрано изначально “Сказка о том, как Настенька узнала, что такое счастье и приобрела его”.

Данная техника помогла А. выйти на новый уровень осознанности и ответственности. С детского уровня обид, беспомощности А. приняла осознанное решение, что только она ответственна за своё счастье. В начале первой сказки героиня Настенька беспомощна, её унёс ветер. Очнулась в тёмном, страшном лесу. Неожиданно появившиеся светлячки указали ей путь.

Совет

При совместном анализе сказки клиентка осознала, что дорогу домой она все-таки нашла сама, хотя и благодаря сказочным помощникам.<\p>

Вторая сказка неожиданно для самой А. закончилась счастливыми новыми отношениями. Вторая сказка помогла А. осознать, что же для неё означает быть счастливой, найти свой путь к собственному счастью.

Оказалось, что счастливой её сделают гармоничные отношения, основанные на взаимном интересе и желании обоих строить такие отношения. А. осознала, что изменить мужа, сделать его таким, о каком мужчине она мечтает, — это и есть тупик. У А. появилось активное желание — поскорее выйти из больницы.

У неё появился смысл в жизни — привести себя поскорее себя в порядок и активно заняться поисками близкого ей человека, своего сказочного “солдата”. Она осознала, что с гражданским мужем её связывает лишь быт и страх оказаться без материальной поддержки.<\p>

Это был мой первый опыт использования сказкотерапии в работе с клиентом. Результат превзошёл все мои ожидания.

За одну лишь терапевтическую сессию на моих глазах произошло сказочное превращение глубоко несчастного человека, находящегося в тупиковой ситуации в радостного, полного прекрасных надежд человека. При этом не пришлось проводить ни транзактного анализа, ни других методик, требующих длительной терапии. Произошло всё очень быстро и почти без моего участия.

Очень удивил личностный рост моей клиентки — всего лишь за несколько часов (в процессе терапии был сделан небольшой перерыв между первой и второй сказкой). И за это время потерянная и беспомощная “девочка” превратилась во взрослую, уверенную в себе и чётко осознающую свои желания и потребности женщину, готовую взять ответственность за своё счастье на себя.

Обратите внимание

При этом процесс терапии был очень интересен, увлекателен сам по себе. Я увидела, как работает сказкотерапия наяву! В конце сессии моя клиентка от души, со слёзами на глазах благодарила меня. А я готова была благодарить её за доставленную мне радость. Мне пришлось в ходе терапии лишь слегка направлять её. Все сделала сказочная методика и сама клиентка.

Впервые после психотерапии я не чувствовала никакой усталости, а наоборот — вдохновение и радость. И для моей клиентки, находящейся на период сказкотерапии на стационарном лечении, процесс был не утомительным, а наоборот вдохновляющим, радостным творческим. И выглядела она после сессии отдохнувшей, бодрой и радостной. Спасибо за сказкотерапию!

Клиент №2. Проблема — плохие взаимоотношения с матерью

Н., 50 лет. Обратилась по поводу того, что очень устаёт на работе. Работа связана с выращиванием рассады, устаёт физически. Но несколько уточняющих вопросов позволили прояснить, что устаёт не столько от работы (на утро от физической усталости не остаётся и следа), сколько от постоянно гнетущего чувства обиды на маму. Н.

после окончания школы сразу постаралась выйти замуж, лишь бы уйти от мамы. С тех пор отношения так и не наладились. В последнее время это усугубилось попытками матери выгнать невестку с детьми из дома своего погибшего сына. Н. было против этого, что обострило ещё больше их отношения. Со слезами стала рассказывать, как она ненавидит свою мать.

И не видит никаких возможностей изменить взаимоотношения.<\p>

Н. было предложено написать сказку по её проблеме. Она отнеслась к такому заданию с готовностью. Работала очень увлечённо. С первых же строк написания сказки слезы буквально ручьём полились из её глаз. Писала она, по-детски всхлипывая.

Наблюдая за ней со стороны, я видела, что сам процесс творчества глубоко эмоционально вовлёк её в какой-то другой мир.<\p>

Название сказки она написала по окончании. Прочитала вслух сказку со слезами. Настоящий момент обозначила в том месте, где одна из сестёр захотела, чтобы мама снова стала такой, как в далёком детстве. Потом, подумав, исправила: уже пришла к Фее.

Посмотрела на меня с надеждой. Она ассоциировала в своей сказке с Феей психотерапевта. Обсудив совместно сказку, я обратила внимание, что сказка не имеет конца (в первоначальном варианте она заканчивалась советом Феи, что маму надо полюбить). Я сказала, что, как психолог, не могу дать ей такой совет и не знаю, как я могу вызвать в ней любовь к матери.

Я предложила ей написать конец сказки, напомнив, что все сказки имеют счастливый конец. После этого предложила ей написать другую сказку, в которой она (т.е. одна из сестёр) сама смогла найти решение этой проблемы.

Важно

Написание второй сказки также вначале сопровождалось слезами, а потом она на минуту задумалась, и через какое-то время строчки как будто сами ложились на лист, она едва успевала записывать то, что диктовало её внутреннее бессознательное. Когда она читала вторую сказку, её глаза блестели от счастья.

Она, едва дочитав сказку, вскрикнула радостно: “Я поняла все! Я всю жизнь ревновала свою маму к её мужчинам! Я очень люблю свою маму!!!” Произошёл катарсис, глубокое прощение своей матери.

<\p>

Данная техника сотворило чудо: менее чем за 2 часа клиентка разрешила на очень глубоком уровне свою проблему: осознала, что лежало в основе её ненависти к матери, смогла простить её и понять, как она любит свою мать. После сеанса у клиентки появилось чувство огромного облегчения за многие годы. Я уверена, что это поможет ей построить новые отношения с матерью.<\p>

Второй опыт по использованию сказкотерапии на практике показал возможности самого клиента в решении собственных проблем при незначительном участии психолога. Данная методика позволила в увлекательном творческом процессе за короткое время разрешить серьёзную многолетнюю проблему клиентки.<\p>

Клиенты №3. Проблема — частые конфликты и непонимание между супругами

За консультацией обратилась супружеская пара, совместное проживание которых в течение 10 лет сопровождалось постоянными конфликтами, взаимными обидами, претензиями, непониманием. Для каждого — это повторный брак. Обратились накануне отпуска, который они боялись провести вместе, т. к. отношения были напряжены. Предыдущие два отпуска провели врозь.

И со слов жены, если и в этот отпуска муж отправится один, для жены будет означать, что нужно принимать решение о разводе.<\p>

В ходе консультационной беседы супругам было предложено каждому в отдельности написать свою сказку про своё видение проблемы в семье. После написания сказки, каждый из них вслух зачитал свою сказку. Сказки соответствовали теме.

Анализ проводился поочерёдно с каждым из клиентов. Первая сказка назвалась “Как муж (жена) счастье искал(а)”. Ассоциации: Принц (муж). Принцесса — жена (в сказке у мужа), Принцесса (жена), Иванушка-дурачок (муж) — у жены. Конец сказки устраивал обоих и был схожим.

По ходу обсуждения выяснилось, что муж тоже не возражает, чтобы сказка закончилась более счастливо — рождением совместных детей. Но в обеих сказках было не совсем понятно, как именно пришло счастье в семью. Было предложено написать вторую сказку, в которой была большая активность каждого в решении проблемы.

В сказке у мужа активность проявилась в желании обсудить открыто, что “нашептал Змей Горыныч” каждому и постараться услышать другого без обвинений, а с пониманием, что такова ситуация (виноват Змей Горыныч). В сказке у жены произошло осознание попробовать просто дать возможность выговориться мужу.

Но самое важное — жена осознала, что никогда не говорила мужу о том, что бы она хотела. А все время обвиняла и предъявляла претензии. Впервые через сказку словами Принцессы она призналась мужу, что хочет свой дом. Совместное обсуждение сказок позволило избежать защит и увидеть позицию другого; осознать, что никто не виноват.

Совет

Есть проблемная ситуация и она разрешима, если отнестись к ней как к общей проблеме и объединить усилия по её разрешению, а не пребывать в конфронтации. Таков бы итоговый ответ на вопрос каждому в конце, что вы узнали нового. Конец новой сказки был очень желаем для обоих. Принцесса разглядела в своём Иванушке настоящего Рыцаря, нежного и любящего.

И поняла, что главное — это взаимопонимание.<\p>

Данная техника помогла супругам в осознании проблемной ситуации, не как безвыходной (когда только чудо может помочь), а как к новой задаче, решаемой совместно. Появилось направление, в котором им следует двигаться — это открытое обсуждение проблемных ситуаций.

Впервые на сказкотерапии они увидели, что являются союзниками в достижении общей цели. Сказкотерапия помогла мужу восстановить свою здоровую самооценку, он снова почувствовал в себе Рыцаря. Дополнительно в ходе обсуждения сказки было предложено небольшое упражнение по осознанию, когда мы реагируем болезненно на критику.

Произошло восстановление здоровых границ каждого, осознание, что семья — это “ты+я”. Попытка обвинять другого и изменить его — это не решение проблемы. Итогом этой сказкотерапии было желание каждого после совместно проведённого отпуска прийти на личную терапию. Появился интерес попробовать использовать все на практике.

<\p>

Данная техника и в третьем опыте по использованию раскрыла для меня свои возможности по работе в паре. В данной консультации я увидела возможности сочетания сказкотерапии с транзактным анализом и другими методиками, которые подключала по ходу. Положительный итог подтвердился, когда на следующий день позвонила жена и попросилась на личное консультирование.

Она сразу же сообщила, что муж очень доволен итогом сказкотерапии, хотя он очень не хотел идти к психологу, поддался уговорам жены. Для меня было интересно, как взрослый, солидный мужчина с детской радостью включился в творчество. И мои сомнения по поводу того, как предлагать сказкотерапию в консультированию рациональных и деловых мужчин развеялись.

<\p>

В ходе собственного сочинения сказки у клиентов появляется надежда на счастливый конец, уверенность в собственных силах в решении задач, настрой на позитив. Процесс творчества незаметно переключает клиента с негативного восприятия ситуации и безвыходности на энергичное желание построить своё счастье и веру на самый счастливый конец. Сказкотерапия — ближайший путь к ресурсному состоянию клиента. В ходе сказкотерапии сам по себе разрешается вопрос разделения ответственности с клиентом. У клиента появляется опора на себя и ощущение внутренней силы, гордость и радость от собственных достижений. Сказкотерапия — эффективный инструмент психолога!

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/skazkoterapiya_v_konsultirovanii_vzroslyh/

Чем полезна сказкотерапия для взрослых

Сказки существуют не одно тысячелетие и занимают огромное место в жизни людей, особенно детей. Сказки являются частью детского воспитания, – это важное условие духовного развития ребенка.

Но последние исследования, проведенные учеными со всего мира, помогли выяснить, что сказки полезны и нужны не только детям, но и взрослым. Сейчас все большую популярность приобретает сказкотерапия для взрослых.

Что такое сказкотерапия и как с ее помощью стать лучше и счастливее?

Сказкотерапия создана для того, чтобы человек смог познать собственную душу и излечить ее. Сказки содержат в себе множество важнейших психических процессов, и ученые исследуют их именно с этой стороны.

Обратите внимание

Они способны оказать благотворное воздействие на человеческую психику. Сказкотерапия хороша тем, что человек сможет найти в ней самого себя, сказка непременно затронет нужные струны его души.

Сказки исцелят от тревог и помогут найти выход из сложной ситуации.

Преимущества сказкотерапии для взрослых

Преимущества сказкотерапии можно перечислять долго. Благодаря сказкам, человек обретает душевную свободу от собственных фобий, навязчивых мыслей, негативных установок. Сказки помогают понять, какие жизненные ценности являются главенствующими для человека и как жить в мире с самим собой.

Сказки – это способ принять верное решение, стать полноценной частью общества. С их помощью человек избавляется от многих своих недостатков (ненависти, зависти, жадности и т.д.). Сказкотерапия помогает нормализовать или построить отношения с окружающими людьми.

Освобождение своего «я» – пожалуй, главное преимущество сказкотерапии.

Способы применения сказкотерапии

Достоинства и преимущества сказкотерапии описаны, как теперь использовать это метод для душевного благополучия? Специалист после общения с человеком, изучения его психологического состояния, эмоционального настроя выбирает тот или иной метод воздействия на клиента с помощью сказки.

  1. Можно работать с готовой сказкой, прочитать историю вслух, проанализировать слова, поступки главных героев, к каким последствиям привели эти поступки.
  2. Можно написать индивидуальную сказку для клиента, которая затрагивает именно его проблемы и беспокойства.
  3. Можно самому попробовать создать свою сказочную историю, где человек самостоятельно затрагивает болезненные для него темы и ищет способы выхода из тяжелой ситуации.
  4. Можно также организовать театральную постановку истории.

Как написать собственную сказку

Чтобы самому написать полезную сказку, необходимо устроиться поудобнее, желательно там, где никакие посторонние звуки не смогут отвлечь. Можно закрыть глаза, расслабиться и дать волю воображению. Человек начинает сказкотерапию с представления волшебной страны с особенными ее жителями.

Из всех жителей перед его глазами периодически будут вставать те или иные образы, самый актуальный из которых останется, а остальные рассеются. Человек наделяет героя определенными чертами характера, способностями и другими характеристиками. Затем начинается обдумывание сюжета, который тесно связан с внутренним конфликтом автора сказки.

После этого нужно заняться описанием кульминационного момента и придумать концовку истории.

Пример сказкотерапии:

В данном случае прорабатывается тема науверенности в себе, человек ищет способы повышения самооценки.

Жила – была во Вселенной одна звездочка. Она была хорошая, красивая, умная, но очень скромная и молчаливая. Она росла в окружении множества других звездочек. Порой она смотрела на других звездочек и ей казалось, что они светят ярче, чем она сама. Звездочка часто грустила из-за этого и почти никогда не ходила на звездные балы, устраиваемые главной звездой в их галактике…

Сказкотерапия – это возможность духовно обогатиться, стать ближе к творчеству и решить проблемную ситуацию, поэтому она заслуживает внимания взрослых.

Источник: https://slyxi.com/chem-polezna-skazkoterapiya-dlya-vzroslyx/

Секреты сказкотерапии для взрослых

Главная / Здоровье

Услышав о сказкотерапии большинство людей твердят, что они уже не дети и им это не нужно. Но сказки, как и мультфильмы, бывают разные. Сказкотерапия – это самостоятельное написание или обсуждение сказок других авторов с целью избавления от проблем.

Сказкотерапия для взрослых отличается от детской только трудностями, желаниями и тревогами. Одна и та же сказка помогает разным людям найти в ней частичку своей проблемы, подставить своих действующих лиц и найти пути решения ситуации.

Однако в каждом конкретном случае сказка должна быть подобной тем жизненным обстоятельствам, которые она призвана помочь решить.

Примеры сказкотерапии

Упражнение «Герои и антигерои». Имеет три части. Предназначено для лучшего понимания человеком самого себя и развитие способностей составлять сказки вместе с другими людьми. На выполнение данного упражнения отводится 1 час.

  • Первая часть «Образ сказочного персонажа»

Нужно сесть в удобном положении и постараться не менять его несколько минут. Глаза при желании закрывают, хотя персонажи будут видны и при открытых глазах.

Представляют волшебную страну, в которой живут различные обитатели. В ней можно встретить любого из них. Затем в мыслях возникнет один из героев. Его не нужно звать с помощью сознания. Он должен прийти сам. В это время перед взором может появиться несколько персонажей.

Они будут приходить и уходить, но самый главный останется. Далее можно сделать небольшую паузу, после чего нужно внимательно посмотреть на персонажа.

Он подвижный или не двигается? Чем он занят? Какие чувства заметны в мимике его лица? Где он находится? Один ли он? После этого силой мысли прощаются с персонажем и если глаза были закрыты, открывают их.

Важно

Каждый участник делится с ведущим тем, что они увидели, кто был их героем. Иногда бывает, что увиденный персонаж был не совсем тем, кого ждали. Например, вместо Буратино можно увидеть лису Алису.

Это впечатляет человека и у него возникают различные вопросы по поводу появившегося образа. Ведущий не должен комментировать ничего, только слушать рассказы каждого. Уточняют, какой тип чувств возник у человека в этот момент.

У некоторых появляется радость, у других тревога. Все индивидуально.

  • Вторая часть. «Формирование команд»

Участники повторяют названия персонажей, которые появились в их воображении. Среди всех названных образов, каждый участвующий выбирает героя, который как ему кажется наиболее похожий на того, кто возник в его подсознании. Персонажа не нужно называть, только выбрать в уме.

Далее выбирают еще два образа, напоминающие собственного персонажа. Затем подходят к участнику, чей герой в мыслях оказался номером один. Если этот человек выбрал героя другого человека, тогда подходят к участвующему, чьи образы под номерами два и три.

Таким методом формируются пары.

Каждой паре дают 5 минут, чтобы поговорить о своих героях. В это время особенно акцентируют внимание на их схожие черты. Делают краткое заключение об этом, и озвучивают перед всеми. Пары соединяются в четверки, по схожести заключений. Действия повторяют, формируя восьмерки.

При каждом следующем обсуждении, описание героев расширяется. Таким образом, можно сочинить уже целую сказку, которая будет носить название главного персонажа.

  • Третья часть. «Сложение сказки»

На эту часть упражнения отводят 15-20 минут. После его истечения каждая восьмерка презентует свою сказку общей аудитории. Через 3 минуты после прослушивания другим командам нужно будет сделать иллюстрацию услышанного. Можно выбрать отрезок и через миг продемонстрировать «оживленное изображение».

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/zdorove/skazkoterapiya-dlya-vzroslyx.html

«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

– Как именно идет работа со сказками?

– Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и  многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее.

Совет

И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент.

Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

– В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

– Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента.

Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок.

  С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

– Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

– Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

– Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

– Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз – «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

Обратите внимание

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет.

Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым.  Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо.

И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками.

На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали.

В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Ценность сказки в том, что она раскрывает те чувства и эмоции, которые мы сами можем прятать от себя.

Важно

Сказка может помочь мягко и бережно связаться с нашим бессознательным и убрать те блоки, которые мешают счастью.

Ваша жизнь давно идет по какому-то неправильному сценарию? Хорошая новость в том, что в любом возрасте его можно переписать. Сказкотерапия актуальна и эффективна и для детей, и для взрослых.

Источник: https://24health.by/programmiruem-zdorove-i-uspex-so-skazkoterapiej/

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для взрослых и детей

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы.

В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки.

Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Совет

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги.

Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью.

Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Обратите внимание

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии.

В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ.

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей.

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/skazkoterapiya.html

Сказкотерапия для детей и взрослых как метод психологической коррекции

На протяжении веков старшее поколение рассказывало младшим сказки, былины, всевозможные притчи и т.д. При этом они остаются не только средством развлечения и проведения досуга, но и передачи жизненного опыта, правил поведения и устоев, сформировавшихся в обществе. Сказкотерапия – это еще и метод лечения.

Сказкотерапия – что это?

Речь идет о методе, позволяющем развить в человеке творческие способности, расширить сознание, научиться конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и побороть в себе внутренние страхи и комплексы.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции изучался многими известными психологами – Фрейдом, Зинкевич-Евстигнеевой, Лисиной, Вачковым и др.

Особую важность сказка имеет для ребенка, ведь вовремя рассказанная былина может иметь тот же эффект, что и психологическая консультация для взрослого.

Сказкотерапия в психологии

Лечение сказкой помогает профессионалу решать его повседневные задачи. Сказкотерапия в психотерапии выступает не просто особым направлением, а вмещает в себя достижения педагогики, психологии, психотерапии, философии и традиций многих культур.

Самые разные проблемы детей и взрослых – агрессивность, замкнутость, фобии, страхи и другие поддаются коррекции сказками. Особую роль в психологическом воздействии играет метафора.

От точно подобранной метафоры зависит эффективность сказкотерапевтического приема.

Важно

При этом для каждого клиента подбирается соответствующий его проблеме жанр – детектив, любовная история, фэнтези, легенда, былина, миф и др.

При работе с ребенком даже нет надобности что-то анализировать и делать выводы: работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

При этом специалист устраняет не симптомы проблемы, а саму причину и в этом заключается главное преимущество сказкотерапии.

Сказкотерапия – виды сказок

Сказки делят по жанрам, по отдельно взятым детским проблемам и др. Выделяют следующие виды сказкотерапии:

  • дидактические сказания;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • медитативные.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева включает в этот список еще и народные, художественные, авторские народные выдумки.

К народным относят мифы и легенды, в которых волшебство и чудеса способствуют духовному развитию, животные воспитывают сострадание, а всевозможные страшилки помогают подготовиться и стойко перенести жизненные невзгоды.

Художественные произведения вмещают весь опыт и наработки прошлых поколений, а авторские выдумки помогают тем, кто потерял надежду и не видит выхода из сложившегося положения.

Психологические сказки

Такие виды сказок берут на себя следующие функции:

  1. Воспитывают ребенка. Посредством услышанного малыш учится жить в социуме, перенимает правила и нормы поведения, принятые в обществе, усваивает моральные императивы.
  2. Психологические сказки для взрослых учат ответственности, стойкости перед жизненными невзгодами, заботе о ближних. Ведь в таких историях добро всегда побеждает зло, но главному герою приходится потрудиться, чтобы правда восторжествовала.
  3. Являются инструментом норратива – повествования. При этом слушающий накладывает рассказ о чужой жизни на сценарий собственной, что формирует правильную модель поведения.
  4. Психотерапии. Сказкотерапия помогает человеку избавиться от проблем, фобий и страхов.

Психотерапевтические сказки

Эти рассказы раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают взглянуть на ситуацию под другим углом. У них не всегда бывает счастливый конец, но значение неизменно проникновенно и проницательно.

Такие приемы сказкотерапии заставляют человека задуматься о смысле жизни, отношении к близким и своей второй половинке, проблемах смерти и бытия и т.д. Специалист использует такие рассказы в тех случаях, когда другие психологические техники не дают результата.

Путем философствования на выбранную тему удается достичь нужного эффекта.

Психокоррекционные сказки

Метод помогает ребенку осознать свою проблему и найти конструктивный выход из нее. При создании рассказа в его основу кладут идентичную проблему, но не имеющую прямого сходства с уже имеющейся.

В ходе повествования вырисовывается замещающий опыт, который психолог и предлагает ребенку для решения своей проблемы. Тем, кто интересуется, какие виды сказок использует специалист, можно ответить, что в сюжете главный герой всегда сталкивается с той же проблемой, что и ребенок.

В результате находит правильное решение, справляется с трудностями и извлекает урок из своих действий.

Уже по названию легко понять, что такие рассказы сродни медитации. Их читают, создав определенные условия: приглушив свет, включив подходящую для релаксации музыку и заняв удобную позу.

Подобная методика сказкотерапии позволяет полностью погрузиться в процесс для накопления положительного образного опыта, избавиться от психоэмоционального напряжения и создать лучшую модель взаимоотношений, развить личностный потенциал.

Отличительной особенностью этого вида сказок является полное отсутствие злых героев и конфликтов.

Дидактическая сказка

Этот тип самый простой и ненавязчивый. Его часто применяют при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Методы сказкотерапии в этом случае преследуют цель передать ребенку какой-то новый навык, знание или умение.

Закрепить результат помогает небольшое задание, которое малыш выполняет дома. Дидактические сказки могут быть предназначены и для взрослых, например, рассказывать о необходимости предохраняться.

Но в основном их применяют по отношению к детям, помогая научиться вежливости и тактичности, усвоить правила дорожного движения и др.

Сказкотерапия для взрослых

Работать со сказкой можно самыми разными способами:

  1. Обсудить уже существующую былину.
  2. Сочинить сказку самостоятельно.
  3. Инсценировать уже написанный рассказ. То есть разыграть его как в театре.
  4. Выразить свои эмоции с помощью бумаги, кисти и красок.

Сказкотерапия как метод психокоррекции большое значение придает сочинительству, так называемым клиентским сказкам. При этом само написание рассказа осуществляется в три этапа:

  1. Замедление. Этот творческий процесс призван успокоить и настроить человека на написание рассказа. Психолог может предложить ему немного отвлечься и нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или поработать с глиной. Настроиться помогает и чтение специально отобранной сказки.
  2. Написание истории. Сказкотерапия – это непосредственный перенос на бумагу своих эмоций, чувств, переживаний, выраженных в форме волшебного творчества.
  3. Прочтение рассказа, завершение. На этом этапе клиент зачитывает специалисту свою историю, а после они вместе разбираются, в чем смысл сюжета, что хотел человек этим сказать.

Примеры сказок для взрослых:

  1. Сказка о счастливой Звезде.
  2. Сказка про Триединое Государство.

Психология жертвы – сказкотерапия для взрослых

Существует немало пособий и методик, использующих терапию сказками в качестве помощи людям с установками на поведение жертвы. Особый интерес представляет такая сказкотерапия для женщин. Известный автор М. Одинцова так и назвала свою книгу: «Психология жертвы.

Сказкотерапия для взрослых». В своей работе она растолковывает само понятие «жертва», описывает, как такая модель поведения подавляет личностный потенциал, не давая развиваться и расти.

Цель сказкотерапии – преодолеть пораженческую психологию и выйти на новый – конструктивный уровень жизненного творчества.

Сказкотерапия – уверенность в себе

Неуверенные в себе люди просто малоинформированные, ведь неуверенность – это незнание.

Однако, напрямую диктовать правила поведения и говорить: «Делай то и делай так», нельзя, ведь это вызовет обратную реакцию.

Сказкотерапия со взрослыми и маленькими детьми заключается в том, чтобы подтолкнуть человека измениться. Сказка ничего не навязывает и не диктует, а просто предлагает различные пути решения проблемы.

Сказкотерапия в бизнесе

Практика сказкотерапии приносит свои плоды не только в образовании, психологии, но и профессиональной деятельности. На всевозможных тренингах и семинарах специалисты приводят в пример сказки, которые учат общаться с коллегами и партнерами.

Актуальность сказкотерапии остается высокой, ведь это мощный инструмент ведения бизнеса. Сказочные истории иллюстрируют основные принципы работы в команде, помогают осознать деструктивность техник манипуляции и др.

С их помощью можно сформировать личный и командный бренд, продвинуть свой товар или услугу на рынке.

Сказкотерапия – книги

К популярным изданиям относят:

  1. «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» И.В. Вачкова. Его книги по сказкотерапии предназначены для учителей, психотерапевтов, студентов. Они помогают развить в себе потенциальные способности, реализовать мечту, приобрести знания, которые помогут в жизни.
  2. «Сказки и сказкотерапия» Д. Соколова. Книгу написал терапевт по профессии и сказочник по жизни. В основе рассказанных историй лежат психологические теории и психотерапевтические техники, которые автор отработал на себе сам. Многие из них использовались в реальной терапевтической работе с пациентами.
  3. «Психотерапевтические сказки и игры» С.А. Черняевой. В издании собраны сказочные истории и методические рекомендации по работе с ними. Приводятся примеры работ и описания игр, которые можно применить в психотерапии. Сказкотерапия может помочь родителям, имеющим проблемных детей, психологам, педагогам и др.

Источник: https://womanadvice.ru/skazkoterapiya-dlya-detey-i-vzroslyh-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector