Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?

Разница между чувственными и рациональным познанием

Познание и его аспекты изучаются многими науками. Обсуждается сущность этого вида деятельности, его формы. В частности, рассматривается вопрос, чем отличается чувственное познание от рационального. Итак, ознакомимся с размышлениями исследователей по этому поводу.

Содержание статьи

О познании в общем

В целом понятие, о котором идет речь, означает процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем конкретных объектах, явлениях, закономерностях.

Такое освоение действительности необходимо, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в своих целях многие предметы природы, наконец, совершенствовать себя.

Исследователи выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их в сравнении.

к содержанию ↑

Сравнение

В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.

Информация об отдельных характеристиках объектов поступает к человеку в виде ощущений. Например, глаза «рассказывают» о том, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет ощутить холод льда. Более сложным элементом чувственного познания является восприятие.

Оно подразумевает совокупность всех ощущений, связанных с конкретным предметом, и отвечает за формирование образов (обычный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета).

Кроме того, объекты могут существовать лишь в наших представлениях, а не наяву, благодаря тому, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.

Обратите внимание

Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.

Рациональное познание, прежде всего, формирует понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах.

Например, понятие «цветок» подразумевает любое растение такого рода независимо от сорта или особенностей строения (чувственное, если сравнить, всегда занято чем-то единичным, конкретным).

Рациональное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний. Суждения могут становиться основой для получения выводов – умозаключений.

В чем разница между чувственным и рациональным познанием? В том, что первое осуществляется при непосредственном контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности.

Но хотя чувства помогают человеку замечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с помощью них невозможно устанавливать причины и следствия.

Кроме того, такое познание не всегда правдиво, оно способно вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).

Рациональное познание позволяет получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать действительность глубже и делать важные прогнозы. Между тем изначально все-таки происходит анализ материала, предоставленного чувствами. Таким образом, каждая из сфер познания играет в общем процессе свою важную роль.

к содержанию ↑

Таблица

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-chuvstvennoe-poznanie-ot-racionalnogo/

Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?

Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.

Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.

Понятие и характеристика

Познание — процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.

В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.

Рациональное познание — это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.

к содержанию ↑

Формы рационального познания и их описание

Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.

Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.

В пять главных форм входят:

Понятие

Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.

Тождественные синонимы — слово, термин.

Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.

Цель — обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «стол», «гипербола», «ускорение», «мышление», «памятник».

к содержанию ↑

Суждение

Оно же — утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.

Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.

Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.

Пример научных суждений: «Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре», «Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды». Данные суждения неоспоримы.

С бытовым уровнем иначе.

Например, человек в детстве отравился хурмой — родилось суждение «хурма — отвратительна».

Важно

А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.

В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.

к содержанию ↑

Умозаключение

Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.

Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.

Умозаключение — наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.

Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная — вывод получится оторванным от реальности.

Например, Славе сказали, что Вася — безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.

Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «треплом».

Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.

Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.

Итог один — для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.

Совет

Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.

В конкретном примере — стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.

к содержанию ↑

Гипотеза

Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.

Если умозаключение — твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.

Собирается набор фактов и ставится под сомнение.

Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.

к содержанию ↑

Теория

Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.

В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.

Способы

Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).

Список теоретических способов познания:

  1. Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
  2. Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
  3. Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
  4. Анализ. Прием мышления, суть которого — разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
  5. Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
  6. Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
  7. Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
  8. Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
  9. Моделирование. Прием, суть которого — в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.
  10. Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают — и смотрят на изменяющееся поведение объекта.

Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.

Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.

Список эмпирических способов познания:

  1. Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
  2. Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.
  3. Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.
  4. Измерение

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/ratsionalnoe-poznanie-v-otlichie-ot-chuvstvennogo.html

Рациональное познание

Мировоззрение

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку

19 548 30 декабря 2016

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях.

Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать.

В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от чувственного познания заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств.

Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит.

Читайте также:  Существуют ли антидепрессанты без побочных эффектов?

У одного и того же человека в разное время суток может меняться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира. Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг будет казаться пугающим и ужасающим.

Рациональное познание при грамотном и ответственном подходе помогает людям обезопасить себя от совершения множества ошибок, предупредить различные неожиданности.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие – это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле.

Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия – это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним.

К примеру, все знают, что такое  фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий.

Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении.

Предикат – это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений.

Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания.

Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/ratsionalnoe-poznanie.html

Чувственное и рациональное познание: суть и формы :: SYL.ru

Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания.

Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся.

Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

Суть чувственного познания

Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание – это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы,  сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

Формы чувственного восприятия

Основными его формами являются ощущение и восприятие.

Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук.

Обратите внимание

Восприятие – более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

Определение рационального познания окружающего мира

Рациональное познание – это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

  • абстрактное мышление;
  • язык, как выразитель мысли;
  • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

Рациональное познание и его формы

Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

  • Понятие – представляет собой фактическое отражение предмета в мысли, а также основных его свойств и конкретных признаков.
  • Суждение – это определенная мысленная форма, посредством которой что-либоотрицается или утверждается.
  • Умозаключение – форма, следующая за суждением и являющаяся его развитием.

В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию.

Первая – это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию.

Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

Источник: https://www.syl.ru/article/80164/chuvstvennoe-i-ratsionalnoe-poznanie-sut-i-formyi

1.1. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению.

Органы чувств (или анализаторы) у человека можно разделить на «внешние» (зрение, осязание, слух и т.п.

) и «внутренние»; через послед­ние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма.

Существует три формы чувственного познания:

1) ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных призна­ков предметов и процессов);

2) восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств – по «виду», «вкусу» и т.п.);

3) представление.

Последняя форма чувственного познания наиболее сложная в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует.

Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление».

В представлении, кстати, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он мо­жет уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комби­нировать их.

Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представление о каком-либо новом техническом устройстве), или же представления не­реальные (например, о русалке, домовом, о кентавре и т.п.).

Представления по всем своим признакам – оторванности от конкретной ситуа­ции, обобщенности, способности и выделению отдельных признаков, сторон предмета и их комбинированию – есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой позна­вательной способности человека, которую принято называть «рациональной».

В рациональном познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы). Понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные при­знаки вещей (например, понятие «яблоко»).

Важно

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо (например, «роза красна»).

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выво­дится новое суждение (заключение или вывод).

Рациональная способ­ность (как, впрочем, и чувственная – на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов.

Поскольку образы могут быть чувст­венными (представления) и понятийными (теории и гипотезы – это те же понятийные, но особого рода образы), постольку можно определить мышление как процесс оперирования наглядно-чувственными и поня­тийными образами.

Мышление связано с языком. Однако мышление неразрывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом и при социально значимом выражении мысли. Но имеет место также и авербальное (т.е. без знаков) мышление. Ребенок еще не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами. Существует и авербальное мышление в бессознательной сфере челове­ческой психики.

Известно, что сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители в истории философии: Протагор, Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах и др.

Противоположную линию в философии проводили рационалисты: Парменид, Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Они признавали разум (ratio – «разум) основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

Конечно, познавательная способность чувств ограничена, но это единственный канал, посредством которого человек связан с материальной действительностью. Чувства доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рациональной деятельности.

Эта деятельность относительно самостоятельна, она развивается благодаря действию законов логического мышления. Понятийное мышление (и в этом его качественное отличие от чувственного познания) способно проникать в сущность вещей, в законы объективного мира.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически без­граничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невоз­можно без чувственного, то и полнота чувственного достижима лишь в его дополненности рациональным.

Совет

Если «каждое слово уже обобщает», как утверждают некоторые философы, то слово, связанное с восприяти­ем и представлением, вносит в чувственное познание моменты рацио­нального характера. В рациональном же, например, в физических теори­ях, немало чувственно-наглядного (в виде схем, чертежей и др. изобра­жений).

Иначе говоря, в реальном познании, как это утверждали диа­лектики (Гегель, Герцен, Энгельс и др.), чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других – рациональное начало.

Утверждению о единст­ве чувственного и рационального противостоит положение иррациона­лизма о недоверии к ним и о принятии иррационального (например, интуиции или переживания) за основной или единственный источник познания.

Источник: http://libraryno.ru/1-1-chuvstvennoe-i-racional-noe-poznanie-magai_filosofia2008/

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт

Тема контрольной работы:

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Прежде чем ответить на вопросы, я хочу обратиться к понятиям чувственного и рационального познаний, но для начала дам определение понятия «познание».

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения.

В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.

В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания об различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

В науке выделяют две ступени познания – чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим каждую из ступеней познания.

1. Чувственное познание.

Читайте также:  Характеристика розового цвета в психологии

Существуют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Восприятие (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствует системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса дыни, с другой – восприятие вкуса, формы, запаха, цвета дыни в их единстве). Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить некоторые свойства восприятия:

  1. Предметность: мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

  2. Целостность: образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

  3. Осмысленность: предмет осознается как конкретный предмет.

  4. Константность: фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Ощущение (отражение свойств отдельных предметов) соответствуют определенным свойствам предметов.

Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие не возможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же самое время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его форме.

И третья форма чувственного познания – это представление. Представление – это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия из непосредственного чувственного восприятия.

2. Рациональное познание.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления.

На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даём их определения, делаем выводы (умозаключения) о познанном.

Примером подобного вывода – умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях; суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

3. Соотношение чувственного и рационального познания.

Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития.

Обратите внимание

Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений.

Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.

Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.

В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью рационального мышления.

Рациональное познание в отличие от чувственного носит опосредованный характер. Это значит, что размышляя о предметах, человек непосредственно с ними не контактирует.

Исходные сведения о предметах в рациональном мышлении доставляются человеку органами чувств, либо предшествующим рациональным познанием.

Логическое (рациональное) мышление имеет обобщенный и абстрактный характер. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). Именно с помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в форме мысли о предмете. Различают предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляем в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Из понятий как из элементарных единиц строятся все логические рассуждения. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.

В научном познании понятие выступает как сущностный образ вещи. Оно не является независимым от предметного мира, но всегда в абстрактной форме выражает сущность вещей.

Важно

Представление о сущности, разумеется, не тождественно обозначению предмета символом или словом.

В понятийном мышлении происходит свое образное препарирование действительности с помощью абстракций: отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

С помощью суждений логическое мышление приобретает особую гибкость в познании самых разнообразных свойств внешнего мира. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки.

Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор — химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).

На основе одних суждений, называемых обычно посылками, можно получать новое суждение, называемое выводом. Благодаря умозаключениям мыслящему человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным.

Используя умозаключение, он получает некоторую независимость от опыта.

Отправляясь от подтверждаемых опытом предпосылочных суждений, познающий ум может путем умозаключений делать все новые и новые утверждения о предмете, не соотнося их непосредственно с опытом.

В познании чувственно и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта.

4. Конфликт чувственного и рационального познания.

Как уже неоднократно говорилось выше, в качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение; чувственного – восприятие, представление, ощущение.

Совет

Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи.

– В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени.

Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма1 и рационализма2 Нового времени.

Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным. Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе :с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости.

Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным.

Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Что касается меня, на данном этапе моей жизни во мне преобладает рациональное познание.

И чувственное и рациональное познание важно для каждого человека, в том числе и для меня. Только важны они в разной степени в разный период жизни.

Я считаю, что степень использования той или иной формы познания зависит от возраста человека, его интересов, целей, образования… Когда ребенок только родился, в нем преобладает чувственное познание, он воспринимает мир с помощью органов чувств.

Обратите внимание

Он еще не понимает, зачем нужен тот или иной предмет, действие. Дети в раннем возрасте воспринимают предметы по цвету, на ощупь, вкус.

На основании только этих факторов они способны «понять», составить хоть какое – то представление об изучаемом объекте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него начинает проявляться рациональная часть познания.

Он уже интересуется не только, скажем, какой изучаемый объект на ощупь, но и пытается узнать, из чего он сделан. У ребенка формируется мышление, он начинает рассуждать над какими-либо действиями.

Маленький человек начинает посещать детский сад, школу, что помогает развивать рациональное мышление.

Взрослый человек в большей степени использует рациональный метод познания, так как он стремится узнать не поверхностную информацию о предмете, а гораздо глубже. С помощью чувств мы изучили очень большое количество предметов, окружающих нас, ранее, поэтому эта составляющая, изучаемых нами объектов, нам уже менее интересна.

Также, я думаю, что метод познания может зависть от образования, целей, интересов каждого индивида. Чем больше человек образован, тем больше роль рационального познания. У человека, который не стремится повысить свой уровень знаний, не занимается своим образованием, воспринимает предметы только на обывательском уровне, эму просто не интересно и не надо знать что – то большее.

Я сейчас студентка, прошла значительный этап своей жизни – школу, я повышаю уровень своего образования, продолжаю познавать себя и окружающий мир, у меня есть цели, к которым я иду, и в значительно большей степени мне помогает в этом именно рациональное познание.

Список литературы

  1. Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

  2. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.

  3. URL: http://ru.wikipedia.org ресурс)

Название документа: Контрольная работа по социологии.doc

Имя исходного файла: Контрольная работа по социологии.doc

Тип документа: Прочее

Тип отчета: О типах отчетов Скрыть список источников

Сохраненная копия Ссылка на источник Хранилище Доля в тексте

[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%

[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%

[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%

[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%… Антиплагиат 1,52%

[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%

[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%

[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%

[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098.zip Антиплагиат 0,54%

Частично оригинальные блоки: 0%

Оригинальные блоки: 88,82%

Итоговая оценка оригинальности: 88,82%

Источник: https://globuss24.ru/doc/kak-sootnosatsa-mezdu-soboi-cuvstvennoe-i-racionalnoe-poznanie-pocemu-oni-vstupaut-v-konflikt

ЕГЭ. Общетвознание. Конспекты. Репетитор – Познание, истина и ее критерии

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  1.  Обыденное
  2. Научное
  3. Философское
  4. Художественное
  5. Социальное

В процессе познания участвуют:

·         Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

·         Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

1.    чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

       1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств икачеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

Читайте также:  Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

          1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействую­щих на органы чувств предметов и их свойств;

Важно

           1.3 Представление — такая форма познания, при которой чувственное   отражение    (чувственный образ)   предметов   и   явлений   сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

      2.1 Понятиепредставляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

      2.2 Суждение— есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

           2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на ос­нове уже имеющихся с помощью использования законов логическо­го мышления.

Сущность  процесса познания является  получение как можно более  объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

 Агностики считали, что получить, достоверные  знания невозможно, эмпирики — что это можно сде­лать только при помощи ощуще­ний, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой  истины является:

·         Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно сущест­вует в объективной реальности.

·         Субъективная сторонауказыва­ет на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, по­скольку при ее получении в про­цессе познания происходит взаимо­действие объекта и субъекта позна­ния, в котором непосредственное участие принимает сознание по­следнего

Истина:

·         Абсолютной истиной называ­ют полное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание о каком-либо   предмете  либо   явлении

·         Относительная истина – представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе  своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины   является  практика.Помимо практики существуют   и  другие критерии истины, в частности формально – логический, который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

Видеоурок

http://teachpro.ru/source/Ob-znanie/course/player.html?ref=0/ob060113

http://teachpro.ru/source/Ob-znanie/course/player.html?ref=0/ob060110

Таблицы

http://obhis.ru/lekc/obsh/poznanie.html

http://obhis.ru/lekc/obsh/poznanie2.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0f925c8-7dac-4a7a-a693-a8cfcc369160/48.swf многообразие типов познания

Вариант 2

Вариант 3

 Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Совет

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум. В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

№ 1

Источник: http://obcons.ucoz.ru/index/poznanie_istina_i_ee_kriterii/0-11

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

· Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
· Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
· Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

· Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
· Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
· Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное – умозаключение от частного к общему. Дедуктивное – умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания.

Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания.

Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание Рациональное познание
· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
· Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
· Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
· Опора на результаты чувственного познания
· Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
· Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;

— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Мотивационная стороная познания
Устойчивость интересов и целей субъекта познания
Эмоции Чувства
Аффективная форма проявления моральных чувств
Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т. д.)

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Источник: http://ege-mobile.ru/obshestvoznanie/poznanie/2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector