Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности — прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения — чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Какое оно бывает?

Воображение — достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем — сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций — это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни — путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения — отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы — стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов;
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния;
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим — представление логических цепочек.

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение — создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение — создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное — создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например — воображаемый в мельчайших деталях стул;
  • абстрактное — создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/klassifikatsiya-voobrazheniya-v-psihologii-po-vidam-i-svojstvam.html

Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Человек может не только представить то, что ранее с ним случалось, что он видел или слышал, с чем имел непосредственный опыт, но и привнести в представленный образ совершенно новые детали, предметы и явления, с которыми он никогда не встречался — это возможно благодаря воображению.

Что такое воображение, каким оно бывает и для чего нужно человеку?

Понятие

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности — прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения — чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

к содержанию ↑

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

к содержанию ↑

Какое оно бывает?

Воображение — достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем — сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций — это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни — путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения — отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы — стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

к содержанию ↑

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов;
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния;
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим — представление логических цепочек.

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение — создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение — создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное — создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например — воображаемый в мельчайших деталях стул;
  • абстрактное — создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

В зависимости от формы проявления:

  1. Фантазия. Создание нереальных образов с акцентом на то, что они далеки от действительности.
  2. Реалистическое. Форма, обратная фантазии — образы наиболее точно отражают реальность.
  3. Мечта. Образы, которые отображают желаемое для человека будущее.
  4. Грезы. Возникновение картин, отражающих желаемую в будущем действительность и имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Также различают следующие формы воображения:

  1. Агглютинация. При такой форме мысленно совмещаются такие явления, предметы и объекты, которые в реальной жизни не могут соединены.
  2. Гиперболизация. В ее основе лежит намеренное преуменьшение или преувеличение характерных свойств, признаков объекта, количественное изменение частей, составляющих объект.
  3. Акцентирование. Выделение отдельных свойств объекта, характерных только лишь для него.
  4. Схематизация. Выделение сходных свойств нескольких объектов, их обобщение по общим чертам.
  5. Литола. Преуменьшение тех или иных объективных характеристик объекта.

По типам воображение делится на следующие:

  • Зрительный тип. Создание зрительных, визуальных образов. Данный тип свойствен художникам.
  • Аудиальный тип. Звуковые представления. Чаще всего его задействуют музыканты и певцы.
  • Кинестетический тип. Также называется моторным. Отражает двигательные представления. Свойственен танцорам.

к содержанию ↑

Мечта, как особый вид

Особым видом воображения является мечта — представления о желаемом будущем.

Человек может мечтать о собственном успехе — успешной карьере, внезапном богатстве, тотальном везении, непререкаемой власти, социальном превосходстве, создании замечательных произведений искусства, о достижениях всего человечества — покорении звезд, вечном двигателе.

Все возникающие в процессе мечтаний образы имеют следующие особенности:

  1. Они детализированы, носят конкретный характер.
  2. Имеют ярко выраженную положительную эмоциональную окраску.
  3. Вызывают стремление к их достижению, уверенность в том, что такое будущее осуществимо.
  4. Отсутствует представление о последовательных шагах к их достижению и воплощению в действительности.

Несмотря на то, что мечтающий не имеет четкого плана для достижения своих целей, сама по себе мечта является важным стимулом для деятельности человека, поддерживает мотивацию в сложных и бесперспективных ситуациях, дает силы для преодоления сложностей.

Для детей часто мечта носит не столько вид стратегической направленности, сколько создает ее. В этом заключается формирующая функция мечты.

к содержанию ↑

У детей

Виды воображения у детей:

  1. Непроизвольное. Образы, созданные детьми младшего возраста, крайне неустойчивы. Под воздействием внешних раздражителей они часто меняются. Как следствие — в течение непродолжительного времени ребенок легко меняет множество игр. Также таким детям свойственно накладывать качества одного предмета на другой — они представляют карандаш в виде ракеты и т. п. С каждым годом устойчивость образов растет, малыши могут дольше играть в игры с определенным сюжетом, возвращаются к предыдущему сюжету после перерыва.
  2. Произвольное. Возникновение произвольных образов у дошкольников, как правило, происходит в процессе сюжетно-ролевых игр со взрослыми.

    Дети в возрасте до 3-4 лет могут устойчиво действовать в рамках сюжета не более 10-15 минут, тогда как к 5 годам возможно удержать игру с определенным сюжетом уже на несколько часов и даже продлить ее в следующие дни.

    Развитие произвольного воображения происходит сначала под воздействием взрослых, однако старшие дошкольники могут самостоятельно спланировать свои действия, у них более устойчива мотивация к завершению игрового замысла.

  3. Репродуктивное. Проявляется чаще всего в представлении образов героев сказок. Ребенок рисует живые образы из прочитанных ему сказок. Со временем он начинает отличать явно сказочных персонажей от реально возможных.
  4. Продуктивное. В среднем и старшем дошкольном возрасте проявляется в придумывании собственных сюжетов сказок, добавлении их героям несуществующих в классическом варианте произведений характеристик. При рисовании в старшем дошкольном возрасте рисунки становятся более детализированными. В игры могут добавляться новые сюжетные линии, причем распределение ролей, как правило, происходит до начала игры.
Читайте также:  Как увести любимого из семьи: психология женатого мужчины

На протяжении всей жизни воображение помогает человеку не только определить стратегические цели в далеком и ближайшем будущем, но и помочь выйти из затруднительного положения, сохранять ровный эмоциональный фон, генерировать новые идеи.

Понятие виды и способы развития воображения:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vidy-voobrazheniya-v-psihologii.html

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых.

На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной.

Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний.

Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации.

Обратите внимание

Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая.

Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные.

Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере.

Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза.

А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем.

Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ.

Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения.

Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области.

Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Важно

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Источник: https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html

Виды воображения

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации. Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память. Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает.

Психологи выделяют несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже.

К основным видам воображения специалисты относят активное и пассивное воображение:

  • Активное воображение. Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  • Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются».
  • По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте;

  • Продуктивное или творческое воображение. Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  • Репродуктивное или воссоздающее воображение. Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.
Читайте также:  Сколько длится влюбленность и когда проходит?

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воображения разных людей различны по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения в психологии. Проще всего определяются такие типы:

  • Визуальный или зрительный тип. При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип. Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип. Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологов, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными.

Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью.

П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения.

В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются. Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию.

В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

Совет

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В.

Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания.

А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов.

Воображение не относится ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя и содержит в себе их признаки.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vidy_voobrazheniya/

Классификация воображения

Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания.

Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения.

Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение.

В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном — репродуктивное и творческое воображение.

В этой последовательности каждый следующий вид в классификации воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Аутистическое мышление, о котором говорилось в предыдущем параграфе, помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Более активный вариант грез — мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий.

Обратите внимание

При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора.

Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е.

с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта.

Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Источник: https://psyera.ru/5018/klassifikaciya-voobrazheniya

Представление и воображение. Общая характеристика, виды и формы воображения. Методы диагностики воображения

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности. Воссоздающее воображение.

Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка. Характеристика степени развития воображения.

Этапы развития воображения.

Воображение –это познавательный психический процесс, основанный на преобразующем отражении действительности, выражающемся в создании чувственных образов, никогда в целом не воспринимаемых человеком, на основе материала восприятия, полученного в предшествующем опыте.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия.

Важно

Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика. Чем более привычной, точной и определенной является ситуация, тем меньше простора для фантазии. Ценность воображения как пси-хического процесса состоит в том, что оно позволяет принимать решения при отсутствии необходимой информации.

– воображение использует представления памяти как строительный материал;

– воображение имеет чувственную природу;

– воображение обеспечивает прогностическую и регулятивную функции в деятельности и поведении;

– воображение связано с личностными подструктурами: эмоциями и волей;

– воображение влияет на регуляцию органических процессов;

– воображение влияет на двигательные функции человека и может ими управлять.

Таким образом, воображение играет большую роль в регуляции деятельности и поведения человека, а также процессов, происходящих в его организме.

Воображение как процесс преобразования представлений. 

Представление –это отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Воображение –это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Представления воображения –это созданные на основе прошлого опыта образы несуществующих или никогда полностью не воспринимавшихся ранее предметов и явлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, мы говорим о процессах памяти.

Но если представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Механизмы процесса воображения: гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей; заострение – подчеркивание каких-либо признаков; схематизация – сглаживание различий и умаление черт сходства между ними; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе; агглютинация – соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями; включение уже известных образов в новый контекст – придание нового смысла привычным объектам и явлениям.

Физиологические основы воображения: Воображение, как и мышление, является функцией мозга.

Трудности описания физиологических основ воображения свя-заны с тем, что оно использует содержание высших форм пси-хических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), и влияет на органические процессы.

Следовательно, для функ-ционирования воображения необходимы как отделы коры го-ловного мозга, отвечающие за познавательные процессы, так и подкорковые слои головного мозга, связанные с регуляцией движений, органическими процессами, а также реализующие неосознаваемые формы поведения и деятельности.

Физиологический процесс воображения представляет собой актуализацию нервных связей, их распад, перегруппировку и объединение в новые системы. Таким образом, возникают новые образы, отличные от образов, имеющихся в памяти человека.

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное, творческое.

По степени активности воображение делят на пассивное и активное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Читайте также:  "малышка" в прямом смысле слова: понятие инфантильности у женщин

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К активному воображению относят все формы произвольно-го воображения.

Совет

К пассивному – грезы (образы, не связанные с жизненными потребностями человека), сон и дремотное состояние.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

Классификация воображения по степени преднамеренности:произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

Среди видов произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда чело-веку необходимо воссоздать представления об объекте как мож-но более полно по его описанию или схеме (чертежу).

Этот вид воображения работает тогда, когда мы читаем литературные произведения, пытаемся воссоздать те или иные исторические события, представить ту или иную местность по описанию и т. д. Воссоздающее воображение формирует не только зрительные образы, но и слуховые, вкусовые, осязательные и т. д.

В воссоздании образов на основе схемы или чертежа активно участвует пространственное воображение – способность воссоз-давать образы в трехмерном пространстве.

Творческое воображение. характеризуется тем, что человек создает новые образы не по имеющемуся образцу, а самостоя-тельно, на основе своего прошлого опыта. Между воссоздаю-щим и творческим воображением нет жесткой границы, эти формы воображения могут переходить друг в друга и дополнять друг друга.

Мечта как форма произвольного воображения так же предполагает создание новых образов, но имеет ряд отличий от творческого воображения.

1. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. 2) Мечта – это процесс воображения, не включенный в реаль-ную деятельность и не предполагающий получение того или иного материального продукта; творческое воображение – это обязательный компонент творческой деятельности (научной, изобразительной и т. д.

), результатом которой являются те или иные научные или культурные ценности. 3)Некоторым людям мечта заменяет активную деятель-ность (например, Манилов). Иногда мечта выступает как меха-низм психологической защиты, который ограждает организм человека от влияния серьезной психической травмы, либо вклю-чается тогда, когда активная деятельность человека ограничена или невозможна (инвалиды).

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность.

Источник: https://studopedia.net/6_58350_predstavlenie-i-voobrazhenie-obshchaya-harakteristika-vidi-i-formi-voobrazheniya-metodi-diagnostiki-voobrazheniya.html

Виды воображения

Воображение – глаза души. Это слова французского писателя, а писателям можно верить в вопросах о мысленной работе.

Вся информация, которую способны улавливать наши органы восприятия, преобразуется мозгом в некие, более или менее реалистичные, образы. Это и есть воображение – отображенная реальность внутри нас.

Понятие объединяет очень разные формы, и в этой статье мы рассмотрим возможные виды и функции воображения.

Классификация видов воображения

В психологии выделяют два вида воображения: активное и пассивное.

  1. Пассивное, или непроизвольное воображение. Небывалые события, путешествия, пейзажи, общение – реальные и придуманные образы могут посещать человека помимо его воли. В детстве только так и происходит – пока ребенок не научится контролировать течение своих мыслей. Но и с взрослым такое случается – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.
  2. Пассивное воображение, в свою очередь, может быть:

    • преднамеренное;
    • непреднамеренное.

    Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. То есть человек не сосредоточивает свои усилия на том, чтобы вызвать эти образы в своем сознании, они возникают сами собой. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.

    Лучший пример непреднамеренного пассивного воображения – это сновидение. Именно во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Этот же вид наблюдается и в результате болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ. Пример – галлюцинации.

  3. Активное, или произвольное воображение. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность.

Современная педагогика делает большой упор на развитие в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами.

Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.

К этому виду воображения относятся:

  • мечтания;
  • воссоздающее воображение;
  • творческое воображение.

Мечта, как особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

К активному виду относится воссоздающее воображение. Оно подразумевает способностьчеловека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Творческое воображение также относится к активному виду. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности.

Обратите внимание

С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения.

И даже ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

Именно воображение, его формы, свойства и функции сделали возможным создание окружающей нас социальной, технической и культурной среды.

Источник: https://womanadvice.ru/vidy-voobrazheniya

Общая психология копия 1

Понятие о воображение.

Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение – способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы – создавать образы для себя.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.

Способность предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Важно

Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.

Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

•          осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

•          способствует предвосхищению будущего;

•          “оживляет” то, что было ранее;

Виды воображения. Приёмы создания новых образов воображения.

Виды воображения:

•   активное;

•   пассивное;

•   продуктивное;

•   репродуктивное;

–   реалистическое;

– творческое

Активное воображение – человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

Реалистическое воображение – наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. Существенный критерий творческого воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Функции воображения:

•          представлять действительность в образах;

•          регулировать эмоциональное состояние;

•          произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

•          формирование внутреннего плана действий;

•          планирование и программирование деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.

Общее между мышлением и воображением – они возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее воображение.

Различие – опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:

•          агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

•          гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

•          схематизация – сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

•          типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

•          заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Источник: https://edu.kpfu.ru/mod/page/view.php?id=70311

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector