Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века.

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия.

Само слово «гештальт» переводится как «фигура», «форма», «структура», «образ».

Но подобный перевод не отображает глубинной сути понятия, описывающего обширную категорию.

Слово «гештальт» является ключевым элементом в гештальтпсихологии. Оно обозначает определенную форму организации отдельных частей или структуру, посредством которой сумма индивидуальных элементов превращается в целое.

Пример: Завидев кошку, человек воспринимает ее как единое целое, называемое «кошкой». Он не делит ее на лапки, усы, хвост, голову и т.д.

к содержанию ↑

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

к содержанию ↑

Предмет исследования

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы.

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).

к содержанию ↑

Законы

  • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
  • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
  • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
  • закон константности (все стремится к постоянству);
  • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
  • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).

к содержанию ↑

Достоинства и недостатки

К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

к содержанию ↑

Кто такой гештальт-терапевт?

Гештальтист — кто это? Гештальт-терапевт — это специалист, который помимо базового психологического образования обучился также по направлению гештальтпсихологии.

Гештальт-терапевт или гештальтист помогает клиентам:

  • осознать повторяющиеся механизмы поведения, которые блокируют успех в том или ином вопросе;
  • отследить, как повторяющиеся модели поведения проявляются в ситуациях;
  • научиться менять свои привычные модели поведения, т.е. выбирать между привычной и замещающей моделью;
  • нести ответственность за собственный выбор;
  • получать положительные эмоции от совершенного выбора.

Отцом гештальт терапии является ученый Фриц Перлз.

к содержанию ↑

Описание метода терапии

Гештальттерапия акцентирует внимание человека на текущем моменте и на процессах, протекающих в данную минуту в данном месте.

Терапия развивает осознанность, ответственность и возвращает способность к переживанию внутренних чувств и эмоций, зачастую подавленных.

Она развивает образ индивидуума на базе пяти сфер:

  • физическая;
  • эмоциональная;
  • рациональная;
  • социальная;
  • духовная.

Гештальттерапия берет на вооружение самые различные методы, включая словесные и практические, подключая речь, чувства, фантазию, сновидения, двигательную активность, тело и т.д.

Целью терапии является снятие внутренних блоков и стимулирование развития, «включение» саморегуляции.

Базой для этого становится осознанное восприятие цикла контакта с внутренним и окружающим миром, а также полноценное «проживание» эмоций.

Обратите внимание

Гештальт-терапевты считают нормальным, если длительность терапии составляет 2 года. Далее сеансы следует прекратить.

Гештальтпсихотерапия помогает справиться с непережитым горем, за счет принятия и проработки сильных страданий. Она помогает решить проблемы коммуникации с детьми и родителями, избавиться от разрушающих установок, пережить конфликтные ситуации.

По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

к содержанию ↑

Методики и техники

Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

Борьба с ними происходит по определенным правилам.

И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

  1. «Интроекция» в гештальт терапии. При интроекции индивидуум принимает установки, нормы и модель мышления извне, принимая их за личные. В результате родители, друзья, близкие и т.д. программируют человека на успех или неуспех.
  2. «Проекция» в гештальт терапии. Стремление человека переложить ответственность за собственную жизнь на внешний мир (окружение). А свои отрицательные качества индивидуум не осознает, но при этом приписывает их другим людям.
  3. «Слияние» в гештальт терапии. Человек находится в том состоянии, когда личные границы максимально стерты. Он не отличает свои собственные чувства и мысли от чувств и мыслей людей, которые были или пребывают с ним в контакте. В речи у такого человека часто фигурирует местоимение «МЫ».
  4. «Ретрофлексия» в гештальт терапии. Проецирование поступков и эмоций, предназначенных для окружающих, на самого себя. Человек как бы делит собственную личность на две части.
  5. «Эготизм» в гештальт терапии. Состояние, при котором человек замыкается в своих мыслях, фантазиях и не может на 100% пребывать и растворяться в реальности.
  6. «Профлексия» в гештальт терапии. Поведение человека, при котором он поступает с окружающими людьми именно так, как хотел бы чтобы поступили с ним.

Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий:

  1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
  2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
  3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
  4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
  5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
  6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми.

Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула». Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

  • «Что ты ощущаешь?»
  • «Что происходит у тебя в теле?»
  • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

Это помогает вернуть контакт.

Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

к содержанию ↑

Примеры упражнений

«Челночное движение»

Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

«Противоположные ассоциации»

Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

«Верх и низ»

Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

«Лицо»

Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

В результате клиент переживет несколько разных настроений.

«Антиквариат»

Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

«Два стула»

Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

Важно

С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за негативные эмоции. Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

к содержанию ↑

Обучение и практика

Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент, так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика.

Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/geshtaltpsihologiya-kratko.html

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Читайте также:  Симптомы и лечение послеродовой депрессии у молодых родителей

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Совет

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Обратите внимание

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название – «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Важно

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

Совет

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во “Евразия”, 2002.
  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.htm

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части.

Обратите внимание

Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности.

Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном.

То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда.

Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.
Читайте также:  Как определить и чем лечить шизофрению?

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Задачи, которые ставит перед собой гештальт

1.Научить человека быть в контакте с собой

То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме.

К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли.

Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.

2.Научить быть в контакте с окружающими

Зрелость и осознанность не будет иметь никакого смысла, если человек не будет взаимодействовать с другими людьми. Ведь он проявляется и узнаёт себя только благодаря общению, когда имеет возможность поделиться опытом, реализовать потребности и понять, что он есть. Эти две задачи и составляют основные положения гештальта, называя это направление психологии — терапия контакта.

3.Научить быть «здесь и сейчас»

То есть находиться в реальности, а не жить воспоминаниями или мечтами. Даже если проводится терапия по поводу давно произошедшего события, делается акцент на переживаниях в данный момент. Прошлое изменить невозможно, возможно только изменить наше отношение к нему.

4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном

Так как самое важное и необходимое обязательно будет лежать на поверхности. И будет являться фигурой. Действительно просто, и значительно облегчает жизнь, так как отпадает необходимость «надумывать» себе вероятные сложности, цепляться за них и удерживать. Как только актуальная проблема будет осознана и решена, появится новая фигура, и так далее.

5.Научить проживать какое-либо чувство

Очень интересная задача, так как значительно отличается от методов других направлений в психологии и психотерапии. Обычно ведь принято бороться с негативными переживаниями, преобразовывать их в позитивные, перекрывать какими-то другими эмоциями, или рационализировать.

Идея состоит в том, что если сознательно остаться в переживании какого-то чувства столько, сколько потребуется – оно изменится. То есть, если вам грустно, не нужно целенаправленно себя веселить, так как эффект будет кратковременным, если вообще будет.

Лучше погрузиться в него, подумать, с чем связано и позволить себе побыть в нём, тогда эта грусть пройдёт, оставив пространство внутри для того, чтобы на смену пришла другая эмоция.

Завершающий этап гештальта

Перлз, основатель этого направления, считал, что личность должна быть зрелой, тогда она будет здоровой и успешной.

То есть она должна уметь брать на себя ответственность за свои действия, уметь присваивать опыт, даже если он был негативный, рисковать и самостоятельно удовлетворять свои потребности, взаимодействуя с окружающими, а не манипулируя ими.

Пол Гудман описал как раз цикл опыта, то есть сам процесс удовлетворения потребности, чтобы, как говорится, «гештальт был завершён»:

  1. Преконтакт – это фаза, когда человек ещё не выделил потребность. Ну, к примеру, начал «бурлить» живот, а я не могу пока понять от чего, может потому, что хочу кушать, а может несварение желудка из-за завтрака.
  2. Непосредственно само контактирование, когда человек уже распознал, чего именно хочет и начинает взаимодействовать со средой, чтобы удовлетворить желание. Только здесь именно порыв, а не уже процесс. То есть, я понял, что хочу кушать и какое именно блюдо. Поэтому принимаю решение идти на кухню, чтобы его приготовить.
  3. Полный контакт. Фаза соединения с объектом желания. Границы стираются, а действия происходят здесь и сейчас. Продолжая мой пример — я приготовил и ем.
  4. Ассимиляция – осмысление, переваривание, как в прямом, так и в переносном смысле. Очень важная фаза, которая не всегда случается, если ошибиться хотя бы в одном вышеописанном этапе. Если отойти от теории, и использовать пример с пищей, то я мог неверно распознать желание, и приготовить суп, хотя хотелось, как потом окажется, конфет с чаем. Тогда и насыщения от супа не будет, я имею в виду эмоционального. Бывало ведь, что живот полный, а всё равно чего-то хочется? Потому что удовлетворение не наступило. Благодаря ассимиляции человек развивается и продвигается вперёд, потому что не приходится возвращаться на предыдущие этапы, то прислушиваться к себе, то экспериментировать со способами, чтобы, наконец, вышло получить желаемое.

Заключение

Чтобы понять положения и прочую теорию не специалистам в этой отрасли, может быть, пришлось приложить больше усилий, поэтому напоследок хочу поделиться молитвой, которую придумал Фриц Перлз, она как раз передаёт весь смысл этого направления:

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты. А я – это я. Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.

А если нет – так тому и быть.

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/geshtaltpsihologiya-kratko.html

Основные положения гештальт-психологии (стр. 1 из 4)

Введение

Психология способна быть одновременно по-научному точной и по-человечески многообразной, и ученые, которые являются приверженцами теории гештальтов, горды тем, что первыми сумели продемонстрировать это.

В. Кёлер

Гештальт-психология – это течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.

«Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации игдивидуальных частей, которая создает целостность.

Основная предпосылка гештальт-психологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята.

Основная идея гештальта состоит в том, что это – целое; полное, покоющееся в себе целое»[1] .

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины XX века выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение гештальтпсихологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже XIX-XX в.в. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt – целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа[2] .

В области философии наибольшее влияние на представителей гештальтпсихологии оказали системы Ф.Брентано и Э.Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

Важно

Непосредственное начало гештальтпсихологии положено М.Вертхеймером. Первые экспериментальные исследования гештальт-психологии посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры).

Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача.

Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной.

Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер).

Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

Ещё одно направление гештальтпсихологии посвящено изучению личности и связано с работами К.Левина и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихологии не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях.

Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии[3] .

1. Постулаты М. Вертгеймера.

Совет

Главным постулатом Макса Вертгеймера являлось, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов[4] .

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический фон (весь научно-теоретический “гештальт”), в пределах которого складывалась новая школа.

Вертгеймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии[5] .

Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на другие психические процессы, в частности на мышление, которое было понято им как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи.

Решение задачи, по Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления М.Вертгеймер усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей.

Читайте также:  О чем можно поговорить с девушкой на прогулке, чтобы ей было интересно?

Эти представления Вертгеймер, наиболее полно изложенные в работе «Продуктивное мышление», которая считается классической, составили эпоху в психологическом исследовании мышления.

Как показало последующее развитие психологии, одним из самых уязвимых мест концепции М.

Вертгеймера оказался тот факт, что объяснение механизмов мышления давалось в ней без учёта социально-исторической природы мыслительной деятельности.

2. Основные положения учения Ф.Перлса.

Основной тезис следующего гештальт-психологии заключается в том, что окружающий мир воспринимается не как отдельные элементы (которые, согласно структуралистам, затем интегрируются сознанием или, согласно бихевиористам, обусловлены стимулированием), а как организованные, целостные формы – гештальты.

Само восприятие генетически запрограммировано, что существенно для выживания индивида. Многие идеи гештальт-психологии стали основополагающими для исследования различных разделов психологии – от восприятия до динамики групп, которые также не являются простой суммой входящих в нее индивидов.

Точный лингвистический эквивалент немецкому слову гештальт в русском языке найти трудно. Его можно перевести как фигура, конфигурация. Точнее – это специфическая организация частей, которая составляет органическое целое.

Обратите внимание

Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ф.Перлс отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует. Ф.

Перлс полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях.

Важные и значимые события, по Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон[6] .

Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Перлс очень верил в то, что он называл «мудростью организма».

Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо.

Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

«Любое нарушение организмического равновесия, – писая Перлс, –составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия…

Формирование фона, оказывающегося особенно сильным, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон организмической саморегуляции». Интерес Перлса больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Важно

Гешталып-терапия – это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего)[7] .

Основными понятиями гештальт-терапии являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость[8] . Отношение фигуры и фона.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон.

Нередко фигура и фон меняются местами.

Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды – фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами. Отношение между фигурой и фоном – одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф.Перлс применил это положение к описанию функционирования личности[9] .

Источник: http://MirZnanii.com/a/208495/osnovnye-polozheniya-geshtalt-psikhologii

Гештальтпсихология: кратко и по делу!

Гештальтпсихология возникла в двадцатых годах двадцатого века и носит ярко выраженный интегративный характер. М. Вертгеймер, В. Кёлер и К.

Коффка (основатели нового направления) решили, что поведение человека, его сознание невозможно изучать отдельно, это тупиковый путь. Сознание человека собирает части опыта в некую целостную структуру, которую назвали гештальтом.

Если назвать предмет, которым занимается гештальтпсихология, кратко, это и будет сам гештальт.

Целое не является просто суммой своих частей. Задачей психологов ставится не изучение отдельных процессов восприятия, а объяснение, по каким принципам эти части группируются. Это знание используется терапевтом, чтобы объяснить пациенту его поведение, помочь стать более гармоничной личностью.

Структурные закономерности восприятия

Гештальтпсихологам удалось открыть несколько принципов, согласно которым организуется восприятие человека. Вот они:

  1. Схожесть. Вместе воспринимаются те объекты, которые схожи: по форме, цвету или очертаниям.
  2. Целостность. Мы упрощаем сложные объекты, объединяя их в знакомую форму.
  3. Близость. Объекты, расположенные рядом, привычно группируются.
  4. Замкнутость. Чаще всего нам хочется завершить фигуру, чтобы она имела целостную форму.
  5. Завершенность. Наш мозг умеет дорисовывать, заполнять пробелы, чтобы предмет обрел цельный вид.
  6. Фигура и фон. При восприятии объекта он выступает фигурой, остальное – фон, на который мы не обращаем внимания. В связи с этим принципом есть ряд картин, которые мы можем воспринять как одним, так и другим образом.

Восприятие, конечно, штука интересная, но как мы можем на практике применить эти знания? Для чего они могут пригодиться?

Терапия с помощью гештальта

Через двадцать лет после основания гештальтпсихологии супруги Пёрлз основали новое направление в психотерапии – гештальттерапию.

Они считали, что организм, представляющий собой единство функций психики, обладает способностью приспосабливаться к окружающей среде, а также поддерживать саморегуляцию.

Терапевты помогали пациентам рассмотреть свое «я» на фоне всего остального, понять собственную суть, отрешаясь от фона: конфликтных ситуаций, неприятных эмоций.

Методы гештальттерапии:

  1. Ролевые игры, техника «пустого стула». Пациенту предлагается увидеть оппонента, сидящим на стуле и высказать ему все, что накипело. Это помогает избавиться от негатива, а также увидеть новое решение проблемы.
  2. Анализ сновидений.

    Чаще всего человеку предлагают записывать все свои сновидения, а потом выбрать наиболее значительное, разыграть его в жизни. Это позволяет соединиться с тем прошлым, которое пациент отрицал.

  3. Битье дивана палками – забавно звучит, но работает, чтобы выпустить пар.

  4. Техника «Я знаю, что я…» повышает уровень осознанности, приближает к самости, позволяет оставаться в настоящем.

С уважением, Александр Фадеев!

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Источник: https://fadeev.su/psixologiya/geshtaltpsixologiya-kratko.html

Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К.

Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г.

, однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы.

Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия.

Взамен этого выдвигалась новая идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем.

Совет

Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов.

Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики.

Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия.

Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы.

Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля.

Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е.

Обратите внимание

процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату).

Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее пере-стурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход бьш заимствован гештальтпсихологами у Э.

Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах.

С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К.

Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций.

Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

Важно

Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя спустя почти лет после его смерти.

Источник: https://psyera.ru/5009/obshchaya-harakteristika-geshtaltpsihologii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector