Методы определения акцентуации характера по личко

Тест на определение акцентуации характера по методу использования вопросника Личко

Характером человека принято называть взаимодействие отдельных личностных качеств, определяющее отношения с другими людьми, группами. Черты характера способствуют общению, деятельности, являются яркими или выражаются слабо. Сильные проявления черт носят названия акцентуаций, то есть качеств, которые наиболее ярко отражают характер и создают основную линию поведения индивидуума.

Попытки по наиболее выраженным акцентуациям выделить и охарактеризовать определенные типы характеров проводятся давно, многие знаменитые психологи и ученые принимают в этом непосредственное участие.

Самая ранняя классификация разработана немецким деятелем в области психологии Э. Крамером. Немного по-другому выглядят разделения по типам характеров его американского коллеги У. Шеннона.

В современной классификации используются работы К. Леонгарда, Э. Фромма.

В этой статье рассматривается определение акцентуации личности по вопроснику А. Е. Личко.

Основные закономерности для систематизации акцентуаций

В процессе прохождения теста на выявление характерных черт личности следует придерживаться ключевых моментов:

  • яркие акцентуации характера формируются в раннем возрасте и на протяжении всей жизнедеятельности являются устойчивыми;
  • сочетания сильных черт и слабых проявлений отдельных личностных качеств не могут выстраиваться случайным образом, они создают стойкие взаимосвязи, определяющие типологию характера;
  • почти все люди из любых социальных групп могут быть отнесены к определенному типу характера.

Акцентуации как крайняя черта нормы

У человека от разновидности акцентуации зависит аффективные неврозы и пограничные состояния, особенность поведения, предрасположенность к соматическим заболеваниям.

Акцентуация может выступать как важная составляющая психических эндогенных заболеваний, реактивных нервных расстройств.

Наиболее яркие черты следует принимать во внимание при составлении списка реабилитационных мероприятий, психологических и медицинских рекомендаций.

Акцентуация определяет будущую профессию, делает постой или сложной адаптацию в социуме. Этот показатель важен при выборе программ психотерапевтических мероприятий, в смысле получения наиболее полного эффекта от групповой, индивидуальной, директивной или дискуссионной психотерапии.

Обратите внимание

Наиболее полно развитые черты характера проявляются в период роста и полового созревания, затем постепенно сглаживаются к взрослому возрасту.

Акцентуации могут проявляться только в определенных условиях, а в обычной обстановке почти не прослеживаться.

Иногда проявление акцентуаций в человеческом характере может привести к трудностям адаптации в социуме, но такие явления носят временный характер и впоследствии сглаживаются.

Степень проявления акцентуации

Выраженность ярких и сильных характерных личностных качеств ведет к подразделению на два вида:

  • явная акцентуация;
  • скрытая акцентуация.

Явная акцентуация

Относится к крайним проявлениям, граничащим с нормой. Постоянные личностные черты определяют отношение индивидуума к определенному типу характера, но выраженные черты не приводят к трудностям с адаптацией в обществе. Люди выбирают профессию, соответствующую развитым способностям и определенным возможностям.

Яркие показатели личности заостряются в подростковом промежутке развития, что при взаимодействии с определенными психогенными факторами могут привести к нарушению ровного общения с другими индивидуумами и отклонению в поведении. После достижения зрелого возраста особенности остаются значительно выраженными, но сглаживаются, и общение в социуме происходит ровно, без инцидентов.

Скрытое течение акцентуации

Такая степень развития наиболее значимых черт характера скорее относится к нормальным вариантам, можно сказать, что акцентуация (проявление ярких личностных показателей) не проявляется вовсе. Но те оценочные показатели, которые имеют наиболее высокое значение, могут проявить себя при тестах в ситуациях психологически повышенного фона, после сильных душевных травм и переживаний.

Типы акцентуаций по классификации А. Е. Личко

Характеры людей в зависимости от сочетаний определенных личностных показателей, подразделяются на такие типы:

  • лабильный, характеризующийся резкой переменой настроя и поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • циклоидный, с набором черт со склонностью к некоторым сменам поведения в определенный период;
  • астенический, с нерешительным, склонным к тревожности характером, подверженный быстрому утомлению, депрессивным состояниям, раздражительности;
  • боязливый тип предполагает робкое и стеснительное общение в крайней необходимости, впечатлительность от контактов с другими, ощущение собственной неполноценности;
  • психастенические личности проявляют излишнюю мнительность, тревожность, сомнительность, склонны к самокопанию, предпочитающие традиционные действия;
  • шизоидный индивидуум отгораживается от общества, адаптация в социуме затруднена из-за замкнутости, эмоциональной бедности, равнодушия к чужим страданиям, незрелой интуиции;
  • застревающий тип параноидальной направленности обладает повышенной раздражительностью, честолюбием, неадекватной обидчивостью, постоянной подозрительностью;
  • эпилептоидные характеры проявляют тоскливое и злобное настроение, импульсивное поведение, неконтролируемые вспышки гнева, жестокости, заторможенность мышления, педантичность, медленное произнесение речи;
  • истероидный демонстративный тип проявляется в тяготении к лживым речам, притворству, актерскому привлечению внимания, авантюрному решению вопросов, отсутствию совестливости, тщеславию;
  • гипертимный тип отличается веселым нравом, словоохотливостью, активной деятельностью, распылением внимания на различные интересы, не доводя их до конца;
  • дистимный тип постоянно понурый с пониженной активностью, непомерной серьезностью, в печали и депрессии;
  • неустойчивый тип экстравертного поведения, поддающийся влиянию других, любящий новые впечатления, события, компанейский, с умением легко контактировать с новыми людьми;
  • конформный склонен к подчинению и допускающий собственную зависимость от чужого мнения, не умеющий самокритично воспринимать недостатки, консерватор, негативно относится ко всему новому.

Суть выявления акцентуации

Акцентуация относится к крайним проявлениям отдельных характерных черт личности, при этом черты определенной направленности усиливаются, показывая уязвимость к некоторым психогенным воздействиям, проявляя устойчивость к другим.

Акцентуация, выявленная при прохождении теста, не рассматривается, как отклонение от нормы, наоборот, акцентуированная личность рассматривается нравственно здоровой с непропорционально выраженными и заостренными чертами.

Несоизмеримость и набор некоторых сочетаний черт характера может привести акцентуированную личность к дисгармонии с окружающей действительностью.

Впервые термин «акцентуированная личность» вводит в обиход немецкий психолог К. Леонгард. Ошибкой является рассмотрение проявления ярких черт характера, как патологическое отклонение от нормы.

Такие люди не являются ненормальными, наоборот, люди без наличия сильных черт в характере могут не развиваться в отрицательном направлении, но также маловероятно, что они сделают что-то положительное и выдающееся.

Люди с акцентуированным характером одинаково активно двигаются в негативные группы и вливаются в социально-положительные коллективы.

Описание методики проведения теста

Вопросник представляет собой портативный тест для применения в диагностировании отдельных членов коллектива. Тест состоит из 143 строк утверждений, представляющих диагностическую шкалу в количестве 10 штук и одну шкалу для контроля. Шкала содержит 13 утверждающих выражений, которые расположены в определенном порядке.

Каждому члену в испытуемой группе предлагается два листа, на одном располагаются вопросы в виде утверждений, второй предназначается для ответов. Прочитав строку утверждения, каждый решает, согласен он с ним или нет.

Если утверждение характерно для человека, то следует обвести номер, присвоенный вопросу или отметить другим способом на ответном листе.

Несогласие с утверждением обозначает, что на листке ответов такой номер не отмечается, а просто пропускается.

Ответы следует давать точно и правдиво, стараясь не обманываться. Это даст возможность четко определить характер и выявить присущие ему акцентуации. После заполнения листка считают сумму набранных баллов по каждой строчке и проставляют показатели в конце строк.

Особенности работы с вопросником

Школьные работники в области психологии редко применяют полную версию опросника А.Е. Личко (351 строка), так как он достаточно сложный и требует немало времени для проверки одного учащегося, а для группового тестирования использование опросника проблематично. Исходя из этого, применяется портативная версия, о которой сейчас идет речь.

Модифицирована версия составляется из диагностических вопросов, при обработке сохраняется стандартная типология, характерная для школьной среды. При этом методика вопросника становится наиболее удобной и приближена к способу выявления акцентуации характера по пути К. Леонгарда.

Удобным считается применение только утверждающих ответов, тогда как в полной версии требуется употребление отрицательных ответов, что значительно затрудняет обработку результатов.

Важно

Измененная версия упрощается настолько, что школьники старших классов могут, следуя инструкции произвести подсчет и выявить граничные результаты.

Помощь психолога заключается в расшифровке показателей и разъяснении полученных показателей.

Нужно сказать о затруднительной диагностике неврологического, астеничного, циклоидного и сенситивного характера, так как по результатам серии проведенных проверок было выяснено, что такие личности маскируются под другой тип акцентуированных натур, например, лабильный. Надежность определения акцентуации характера проверялась через две недели после предыдущего тестирования, и результаты оказались верными на 94%.

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт.

Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план.

Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Источник: https://psiho.guru/testy/test-na-vyyavlenie-akcentuacii-haraktera-po-testu-a-e-lichko.html

Акцентуации как индикатор взросления

[quote]«Ученики, с которыми ей чаще всего приходилось работать, чрезвычайно вспыльчивы. Многие из них, лишённые элементарных нравственных устоев, привычно лгали, хулиганили, жульничали, но при этом впадали в безграничную, неподдельную ярость от незаслуженных обвинений»

Джоан Роулинг «Случайная вакансия»[/quote]

Это цитата из произведения знаменитой писательницы Д.

Роулинг как нельзя точно характеризует всю полноту непредсказуемости и противоречивости человека, который еще вчера был беззаботным, отличался «ровным» поведением, а сегодня абсолютно неадекватно для окружающих и даже для самого себя реагирует и действует в тех ситуациях, которые раньше не вызывали никаких особых эмоций.

Верно говорят, что подросток – это еще не взрослый, но уже не ребенок. Взрослая зрелая личность отличается стабильностью характера, тогда как подросток только ступает на путь личностного развития. Именно в это время впервые начинают ярко выделяться акцентуации характера – заостренные черты, которые проявляются в конкретных ситуациях.

Читайте также:  Что такое коммуникативное общение?

Отечественный ученый, доктор медицины А. Е. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой совместил знания о психопатиях и уже существующей на то время классификации акцентуаций Леонгарда. Психопатии – это отклонения в характере, которые влияют на все сферы жизни человека.

Типы акцентуаций Леонгарда исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность – понятие более широкое, нежели характер. Акцентуации характера по Личко являются типологией заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы.

Это не отклонения и не нарушения, а те особенности характера, которые формируют личность подростка.

Профессиональная психологическая методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) была создана А. Е. Личко специально для выявления типов характера при наличии определенных акцентуаций.

Совет

Эта методика полезна тем, что вовремя выявленные акцентуации дают возможность скорректировать их негативное влияние на формирование зрелой личности.

Методика помогает психиатру выявить психопатии, а психологу – акцентуации характера.

Типы акцентуаций по А. Е. Личко

Пришло время подробно рассмотреть акцентуации характера по Личко, которые формируют характер подростка и влияют на становление его личности.

Гипертимный тип

Это очень подвижные, общительные и даже временами болтливые люди, которые стремятся к самостоятельности. Обычно пребывают с позитивно-приподнятом настроении, которое может смениться недовольством, злостью или гневом в ситуации непонимания их поведения другими людьми.

На место радости приходит уныние также по причине недовольства самим собой. В стрессовых ситуациях демонстрируют большой запас жизненной энергии и оптимизма. Высокий жизненный тонус может приводить к переоценке своих возможностей.

Они часто неразборчивы в знакомствах, что может привести к негативным последствиям: асоциальному поведению, к формированию вредных привычек.

Циклоидный тип

Этот тип акцентуации проявляется цикличностью, когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы.

Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе, когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляется апатия к жизни, раздражительность. Обостряется чувствительность в замечаниям и упрекам, которые воспринимаются как подтверждение своей несостоятельности и слабости. Если эти чувства обостряются, может появиться угроза суицидального поведения.

Личко указывает, что эти фазы могут сменяться как каждые три-четыре дня, так и затягиваться на более продолжительные периоды.

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения и общего эмоционального состоянии. Если у других неустойчивых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа меняется именно эмоциональное состояние.

Эту особенность можно объяснить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настроение такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый взгляд, или не вовремя начался дождь.

Обычно эти переживания очень глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности, стремлению к одиночеству.

Астеноневротический тип

Этот тип акцентуации отличается склонностью к ипохондрии – преувеличенным переживаниям по поводу возможных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздражительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных нагрузках.

Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и даже слезами.

Самооценка у этих людей связана с проявлениями ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя довольно уверенно и оптимистично.

Сенситивный тип

Это люди, которые с раннего возраста отличаются тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте в связи с этим проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в близком окружении это открытые и общительные люди.

Вступая во взрослую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться. Например, стеснительный парень ведет себя развязно и заносчиво.

Но в тот момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий, проявляются его слабые стороны.

Психастенический тип

Одной из наиболее важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навязчивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возникает на основе неопределенности в своем будущем.

Это сильные переживания по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек. Также проявляется формализм и педантичность.

Это поведение приносит уверенность в том, что если все планировать заранее, то ничего плохого не произойдет.

Шизоидный тип

Этот тип акцентуации можно охарактеризовать отсутствием «внутреннего единства». Об этом говорит сочетание следующих особенностей: холодность и чувствительность, замкнутость и болтливость, бездеятельность и целеустремленность, привязанность и антипатия, глубина внутреннего мира и поверхностность его проявления.

Наиболее яркими чертами типа считаются низкая потребность в общении и отгороженность от окружающих. В подростковом возрасте эти черты сильно заостряются и стают заметными. Низкая способность к интуиции и эмпатии ощущаются как холодность. Противоречивость этих людей проявляется к том, что они скорее откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.

Видео про шизоидный тип акцентуации характера по Личко:

Источник: http://www.manalfa.com/lichnost/aktsentuatsii-kharaktera-po-lichko

Акцентуации характера личности: сущность понятия и типология

Для того что бы понять, что же подразумевается под акцентуациями характера, необходимо проанализировать понятие «характер».

В психологии под этим термином понимают набор (или совокупность) наиболее устойчивых черт человека, которые накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность человека и определяют его отношения к людям, к себе и к делу.

Характер находит свое проявление и в деятельности человека, и в его межличностных контактах и, конечно же, он придает его поведению своеобразный, характерный только для него оттенок.

Сам термин характер был предложен Теофрастом, который первым дал широкое описание 31-го типа характера человека (читайте про типы характера), среди которых он выделил нудных, хвастливых, неискренних, болтливых и др. В дальнейшем было предложено множество различных классификаций характера, но все они были построены на основании типических черт, присущих определенной группе людей.

Но бывают случаи, когда типичные черты характера проявляются более ярко и своеобразно, что делает их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут «заострятся», причем чаще всего они проявляются спонтанно, при воздействии определенных факторов и в соответствующих условиях. Такое заострение (а вернее интенсивность черт) в психологии получило название акцентуация характера.

Понятие акцентуации характера: определение, сущность и степень выраженности

Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию.

Так, например, тревожность как черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении большинства людей, попадающих в неординарные ситуации.

Но если тревожность приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и нервозности.

Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности человека.

Итак, акцентуация черт характера человека (в пер. с лат. аccentus означает ударение, усиление) по своей сути не выходят за границы нормы, но в некоторых ситуациях достаточно часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми.

Это происходит из-за того, что в каждом типе акцентуация есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место) и чаще всего воздействие негативных факторов (или травмирующей ситуации) приходиться именно на нее, что в дальнейшем может приводить к расстройствам психики и неадекватному поведению человека. Но необходимо уточнит, что сами по себе акцентуации не являются психическими отклонениями или нарушениями, хотя в действующей Международной классификации болезней (10 пересмотр) акцентуации все такт есть и входят в 21 класс/пункт Z73 в качестве проблемы, которая связанна с определенными трудностями в поддержке нормального для человека образа жизни.

Не смотря на то, что акцентуация определенных черт в характере по своей силе и особенностям проявления довольно часто выходят за границы обычного для человека поведения, все же они не могут сами по себе быть отнесены к патологическим проявлениям.

Но необходимо помнить, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств, травмирующих факторов и других разрушающих человеческую психику раздражителей, проявления акцентуаций усиливается и увеличивается частота их повторений.

А это и может привести к различным  невротическим и истерическим реакциям.

Обратите внимание

Само понятие «акцентуации характера» было введено немецким психиатром Карлом Леонгардом (вернее он использовал термины «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности»).

Ему также принадлежит первая попытка их классификации (была представлена научной общественности во второй половине прошлого столетия). В последующем термин был уточнен А.Е.

Личко, который под акцентуациями понимал крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление некоторых его черт.

По мнению ученого, при этом наблюдается избирательная уязвимость, которая относиться к определенным психогенным воздействиям (даже в случае хорошей и высокой устойчивости). А.Е. Личко подчеркивал, что, не зависимо от того, что любая акцентуация хоть и является крайним вариантом, но все-таки – нормы, и поэтому она не может быть представлена в качестве психиатрического диагноза.

Степень выраженности акцентуаций

Андрей Личко выделял две степени проявления акцентуированых черт, а именно: явную (наличие четко выраженных черт определенного акцентуированного типа) и скрытую (в стандартных условиях черты конкретного типа проявляются очень слабо, либо же не видны вообще). Ниже, в таблице, представлено более подробное описание этих степеней.

Степени выраженности акцентуаций

Степень выраженности Варианты нормы Особенности
явная крайний Акцентуированные черты обладают хорошей выраженность и проявляются на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Акцентуированные черты чаще всего хорошо компенсированы (даже если нет психической травмы), но в подростковом возрасте может наблюдаться дезадаптация.
скрытая обычный Акцентуации находят свое проявления чаще всего вследствие психической травмы или под воздействием  травмирующей ситуации. В основном акцентуированные черты не приводят к нарушению адаптации (изредка возможна кратковременная дезадаптация).

Динамика акцентуации характера личности

В психологии, к сожалению, на сегодняшний день проблемы, относящиеся к развитию и динамике акцентуаций, еще не достаточно изучены. Наиболее существенный вклад в разработку данного вопроса был внесен А.Е. Личко, который подчеркнул следующие феномены в динамике типов акцентуаций (поэтапно):

  • формирование акцентуаций и заострение их черт у человека (происходит это в пубертатном периоде), а позже они могут быть сглажены и компенсированы (явные акцентуации сменяются скрытыми);
  • при скрытых акцентуациях происходит раскрытие черт конкретного акцентуированного типа  под воздействием психотравмирующих факторов (удар наноситься в наиболее уязвимое в место, то есть где наблюдается наименьшее сопротивление);
  • на фоне определенной акцентуации возникают определенные нарушения и отклонения (девиантное поведение, невроз, острая аффективная реакция и пр.);
  • типы акцентуаций претерпевают некую трансформацию под воздействием среды или же в силу механизмов, которые были заложены конституционально;
  • происходит формирование приобретенной психопатии (акцентуации являлись основой для этого, создав уязвимость, которая является избирательной, для неблагоприятного воздействия внешних факторов).

Типология акцентуаций характера

Как только ученные обратили свое внимание на особенности проявление характера человека и наличие некоторой схожести, сразу же начали появляться различные их типологии и классификации.

В прошлом столетии научные поиски психологов были сосредоточены на особенностях проявления акцентуаций  – так появилась первая  в психологии типология акцентуаций характера, которая была предложена еще в  далеком 1968 г. Карлом Леонгардом.

Его типология получила широчайшую известность, но еще более популярной стала классификация типов акцентуаций, разработанная Андреем Личко, который при ее создании опирался на работы К. Леонгарда и П. Ганнушкина (им была разработана классификация психопатий).

Каждая из этих классификаций призвана описывать определенные типы акцентуации характера, некоторые из которых (и в типологии Леонгарда, и в типологии Личко) имеют общие особенности их проявлений.

Читайте также:  Что делать при появлении симптомов депрессии у мужчин?

Акцентуации характера по Леонгарду

Свою классификацию акцентуаций характера К. Леонгард делил на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, какое происхождение акцентуаций, а точнее, где они локализацируются (относились к темпераменту, характеру или личностному уровню). Всего К. Леонгард выделял12 типов и распределены они были следующим образом:

  • к темпераменту (природное образование) относились гипертимный, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;
  • к характеру (образование социально-обусловленное) ученый отнес демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • к личностному уровню относились два типа – экстра- и интровертированный.

Акцентуации характера по Леонгарду

Тип Характеристика
гипертимный оптимистичный, активный, ориентированный на удачу; наблюдается стремление к деятельности, потребность в переживаниях
дистимический медлительный (заторможенный), молчаливый, ориентированный на неудачу; характерно чрезмерное подчеркивание этических проявлений, частые опасения и различные переживания, обостренное чувство справедливости
аффективно-лабильный ориентированный на эталоны, наблюдается компенсация (взаимная) черт
аффективно-экзальтированный эмоциональный, (стремление возвышать чувства и возводить в культ различные эмоции ), возбудимый, воодушевленный, контактный
тревожный робкий, пугливый (боязливый), покорный, растерянный, неконтактный, неуверенный, исполнительный, дружелюбный, самокритичный
эмотивный мягкосердечный, чувствительный, впечатлительный, боязливый, исполнительный, отзывчивый (склонность к состраданию)
демонстративный самоуверенный, хвастливый, подвижный, амбициозный, тщеславный, легкий, лживый; ориентированный на свое «Я» (является эталоном)
педантичный нерешительность, не конфликтность и совестливость: наблюдается ипохондрия; часто возникает страх того, что собственное «Я» не соответствует идеалам
застревающий подозрительный, обидчивый, ответственный, тщеславный, упрямый, конфликтный; подвержен ревности; наблюдаются переходы от подъема к отчаянию
возбудимый вспыльчивый, педантичный, тяжелый на подъем, ориентируется в первую очередь на инстинкты
экстравертированный контактный, общительный, открытый, неконфликтный, легкомысленный, спонтанность
интровертированный неконтактный, замкнутый, молчаливый, сдержанный, принципиальный, упрямый

Свою типологию акцентуаций характер К. Леонгард разработал, основываясь на оценку межличностного общения людей. Его классификация ориентирована преимущественно уже на взрослых людей. Основываясь на концепции Леонгарда был разработан характерологический опросник, автором которого является Х. Шмишек. Этот опросник позволяет определить доминирующий у человека тип акцентуации.

Типы акцентуации характера Шмишека следующие: гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантический, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, цикломитический и аффективно-экзальтированный. В опроснике Шмишека характеристики этих типов представлена согласно классификации Леонгарда.

Акцентуации характера по Личко

Основой классификации А. Личко являлись акцентуации характера у подростков, ведь он все свои исследования направлял на изучении особенностей проявления характера в подростковом возрасте и причины появления психопатий именно в этом периоде.

Как утверждал Личко, в подростковом возрасте патологические черты характера проявляются наиболее ярко и находят свое выражение во всех сферах жизнедеятельности подростка (в семье, школе, межличностных контактах и т.д.).

Важно

Подобным образом проявляются и подростковые акцентуации характера, так например, подросток с гипертимным типом акцентуации плещет везде своей энергией, с истероидным – привлекает к себе как можно больше внимания, а с шизоидным типом, наоборот, старается оградиться от окружающих.

По мнению Личко, в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но говоря об этом, необходимо помнить следующие особенности:

  • большинство типов заостряются именно в подростковом возрасте, причем этот период является наиболее критичным для возникновения психопатий;
  • все типы психопатий формируются в определенном возрасте (шизоидный тип определяется еще с ранних лет, черты психостеника проявляются в начальной школе, гипертимыный тип наиболее ярко заметен у подростка, циклоидный в основном в молодости (хотя у девочек может проявляться в начале пубертатного периода), а сенситивный в основном формируется к 19 годам);
  • наличие закономерности трансформации типов в подростковом возрасте (например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные), под воздействием биологических и социальных факторов.

Многие психологи, в том числе и сам Личко, утверждают, что для пубертатного периода термин «акцентуации характера» подходят наиболее идеально, ведь именно подростковые акцентуации характера проявляются максимально ярко.

К тому моменту, как пубертатный период подходит к своему завершению, акцентуации в основном сглаживаются или компенсируются, а некоторые переходят из явных в скрытые.

Но следует помнить, что подростки, у которых наблюдаются явные акцентуации, составляют особую группу риска, так как под воздействием негативных фактором или травмирующих ситуаций эти черты могут перерасти в психопатии и отразиться на их поведении (девиации, делинквентность, суицидальное поведение и т.д.).

Акцентуации характера по Личко были выделены на основании классификации акцентуированных личностей К. Леонгарда и психопатий П. Ганнушкина.

В классификации Личко описано следующие 11 типов акцентуаций характера у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный (или чувствительный), психастенический (или тревожно-мнительный), шизоидный (или интровертированный), эпилептоидный (или инертно-импульсивный), истероидный (или демонстративный), неустойчивый и конформный типы. Кроме того, ученый называл еще и смешанный тип, который сочетал в себе некоторые черты различных типов акцентуаций.

Акцентуации характера по Личко

Тип Характеристика
гипертимный чаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость и раздражительность; хорошее самочувствие, повышенная активность, энергичность, высокая работоспособность
циклоидный частая смена настроения (полярное) – от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз)
лабильный повышенная изменчивость настроения (причем причина может быть самая незначительная), внешне хрупкий и инфантильный, повышенная аффективность, потребность в дружбе и эмпатии
астеноневротический высокая утомляемость, раздражительность, капризность, мнительность, наблюдается низкая концентрация, слабость и повышенный уровень притязания
сенситивный высокая чувствительность и ответственность, наблюдается нестабильность самооценки, пугливость, робость, впечатлительность
психастенический повышенная мнительность (тревожная), нерешительность, рассудительность, педантичность,
шизоидный интровертированность, замкнутость, сухость (не проявляют эмпатии), низкая эмоциональность,
эпилептоидный сочетание инертных черт и импульсивных проявлений (кропотливость, аккуратность, целеустремленность, подозрительность,  агрессивность, раздражительность, конфликтность и враждебность)
истероидный эмоциональность, нестабильность самооценки, потребность в повышенном в себе внимании
неустойчивый отличается слабой волей, неспособностью противостоять негативным воздействиям
конформный высокая комфорность (приспосабливается к эталонам поведения, установленным в конкретной группе), поэтому этому типу характерно шаблонность, банальность, консерватизм

Несмотря на то, что А.Е. Личко изучал в основном подростковые акцентуации характера, его типология широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/aktsentuatsii-haraktera.html

Лекция 16. Диагностика акцентуаций характера

Акцентуация характера (личности) – понятие, введенное К.Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. По словам одного из ведущих исследователей данной проблемы А.Е.

Личко: «Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает акцентуация характера».

Совет

Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации.

Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода травмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления», при сохранении устойчивости к другим.

В обычных условиях та или иная акцентуация может явно не проявляться в поведении и не препятствовать социальной адаптации.

Но если психическая травма, стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает место «наименьшего сопротивления», «ахиллесову пяту» данного типа, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояний тяжелой и длительной дезадаптации.

Все другие воздействия на человека, не направленные на наиболее уязвимые места его личности, обычно переносятся им без осложнений.

В соответствии со сказанным, различают явные и скрытые акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. Часто встречаются смешанные формы акцентуаций характера .

Определив тип акцентуации, можно уяснить, какие трудности социальной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивационной сфере являются у него ведущими, а также прогнозировать поведение, особенно в осложненных ситуациях.

Наиболее часто используются:

Методика изучения акцентуаций личности по Леонгарду

Опросник Шмишека

ПДО Личко

1.Опросник Шмишека основан на типологии К.Леонгарда и позволяет диагностировать перечисленные выше акцентуации.

К.Леогард выделял следующие типы акцентуации характера, темперамента, личности: демонстративный, педантичный, застревающий (аффективно-застойный), возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный,

2.Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личкоявляется еще одной методикой класса личностных типологических опросников. ПДО предназначен для диагностики акцентуаций характера и психопатий у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и др.

), отношение к близким, окружающим (родителям, друзьям, школе) и к некоторым иным аспектам (критике, наставлениям, социальным нормам и др.). ПДО включает 25 таблиц-наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

Обратите внимание

Некоторые из предлагаемых фраз-ответов индифферентны, то есть не имеют диагностического значения.

Методика проведения исследования.

С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе №1. Если в каком-нибудь наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора.

Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается в тех же таблицах выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационный лист № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе.

Если число отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудностях работы с вопросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы.

Обычно для проведения каждого исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с небольшой группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться друг с другом или подсматривать выборы друг друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не поставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более – попытаться их уменьшить.

Образцы регистрационных листов приводятся далее.

Важно

ПДО не пригоден для обследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушениями сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов.

Методика оценки результатов.

Результаты обследования определяются с помощью кода шкалы объективной оценки. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов (Г, П, Л и т.д.).

Прочерк в графах, где проставлены балы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например, АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в первом исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа.

За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух и более типов (например, ГН за выбор № 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл – в пользу неустойчивого типов).

Читайте также:  Что означает любовь к чёрному цвету в психологии?

В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели:

Д – диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черт характера;

Т – откровенности;

В – черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

Е – отражения в самооценке реакции эмансипации;

d – психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола);

М – черт мужественности;

Ф – черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (V).

Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в первом и втором исследовании, суммируются арифметически, то есть они откладываются на графике. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика.

На приведенном ниже в качестве примера графика знаком X отложены баллы в пользу каждого типа и каждого показателя за выборы в тесте ПДО. Знаком + отложены дополнительные баллы на основании оценки построенного графика (в пользу типа Ш 1 балл за К – 1 и 1 балл за d=6).

График обработки результатов исследования ПДО

+
+
X
X X
X X X
X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X
X X X X X X X X X X X X X X X X X X X
Г Ц Л А С П Ш Э И Н К О Д Т В Е d М Ф

Оценку графика удобно производить в следующем порядке.

Определение конформности.

Определение негативного отношения к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции.

Определение повышенной откровенности

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/8x538e.html

Акцентуации характера по Личко

Психологический термин «акцентуация характера» используется довольно часто в повседневной жизни. Многие люди, интересующиеся психологией, используют специальные тесты для того, чтобы определить свою принадлежность к определенному психотипу.

Однако для того, чтобы понимать феномен акцентуации как можно лучше, следует узнать о том, что такое характер и какие факторы влияют на его формирование.

Давайте разберемся в терминологии и рассмотрим классификацию акцентуаций, что была предложена советским психиатром Андреем Лычко.

Теория акцентуированных личностей быстро доказала свою достоверность и полезность

Что такое характер

Для начала следует разобраться со значением слова «характер». Данный термин используется в психологии для описания совокупности специфических черт личности, которые определяют мировоззрение, отношение к окружающим людям и определяют человека в обществе. Существует три особенности характера:

  • формирование индивидуальной поведенческой модели человека;
  • помощь в создании коммуникативных связей с окружающими людьми;
  • влияние на образ жизни и жизнедеятельность конкретного индивида.

Что такое акцентуация личности

Основоположником учения, связанного с акцентуацией характера, является Карл Леонгард. Благодаря его теории, психологи получили возможность классифицировать всех людей на отдельные группы, в зависимости от типа их личности.

Единственным недостатком этой теории являлось то, что с вопросами теста могли справиться лишь взрослые люди. В отличие от них, у подростков и детей отсутствует необходимый жизненный опыт, основываясь на котором они могли бы пройти тестирование.

Именно этим объясняется сложность определения типа характера у ребенка.

Этой проблеме, отечественный специалист из области психиатрии Андрей Личко, посвятил свои исследования. Его работа является модифицированным тестом Леонгарда, который может применяться на любом человеке, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

По мнению Личко, изучение акцентуации подросткового характера — наиболее важно.

Многие специфические черты личности, заложенные в человека в детские годы, проявляются в подростковом возрасте наиболее ярко.

Именно этот фактор, позволил расширить характеристики многих видов акцентуаций, а также изучить их видоизменение по мере взросления. Данный вопрос был поднят в следующих трудах выдающегося ученого:

  1. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»;
  2. «Подростковая психиатрия»;
  3. «Подростковая наркология».

Андрей Личко модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена.

Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием.

Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели.

По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию.

Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

Совет

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность.

Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий.

Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Степень выраженности акцентуации

В своих исследованиях, Личко отмечает существование двух форм акцентуированных черт личности. Первая форма является явной, а вторая скрытой. Явная степень – состояние, при котором, выраженные черты сохраняются на протяжении всей жизни человека. Такие черты компенсируются психикой, даже при условии отсутствия психических травм.

При этом ярко выраженные акцентуации у подростков могут стать причиной возникновения дезадаптации. Скрытые акцентуации возникают на фоне получения психических травм, а также под влиянием стрессовых факторов. Такие черты редко нарушают способность к адаптации, однако могут стать причиной возникновения кратковременной дезадаптации.

Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера»

Несмотря на то, что феномен акцентуации изучается более пятидесяти лет, наука так и не смогла найти ответы на вопросы, связанные с динамикой и развитием определенных типов акцентуации. Андрей Личко, посвятивший свою жизнь изучению этого феномена, является одним из тех, кто внес существенный вклад в развитие этого направления.

По мнению специалистов, формирование и развитие акцентуаций начинается в подростковом возрасте. По окончанию пубертатного периода, такие черты становятся более гладкими и компенсируются другими. Некоторые из явных акцентуаций могут начать видоизменение, становясь скрытыми.

Скрытые акцентуации определенного психотипа личности раскрываются под влиянием стрессовых факторов и психотравмирующих ситуаций. Для определенных типов акцентуаций характерны различные нарушения, к которым относятся девиантное поведение, острые аффективные реакции и неврозы.

Также следует отметить, что воздействие внешних факторов и внутренних механизмов может привести к трансформации акцентуаций и способствовать возникновению психопатии.

Факторы, влияющие на развитие акцентуации

Особенности человеческого характера тесно взаимосвязаны с подростковой акцентуацией. В своих исследованиях, Андрей Личко поднимал вопрос о связи между определенным возрастом и развитием психопатии в данный период.

Согласно ученому, многие черты характера, имеющие патологическую выраженность, отражаются на многих сферах человеческой жизнедеятельности.

Выраженность различных черт определяет поведенческую модель во время общения с родителями, близкими друзьями и незнакомыми людьми.

Благодаря этому фактору, появляется возможность безошибочного определения подростков, имеющих гипертимную модель поведения, что характеризуется сильным выбросом энергии, а также истероидной поведенческой моделью, которая проявляется в виде неконтролируемого желания находиться в центре внимания окружающих людей. Помимо этого, у психиатров появляется возможность выявления шизоидной модели поведения, которая проявляется в виде добровольной социальной изоляции.

В подростковом возрасте, многие черты личности стабильны, однако в определенный период происходит их заострение. Именно этот временной промежуток, является наиболее критичным, поскольку имеются все необходимые условия для возникновения психопатий.

Каждая из психопатий возникает в определенном возрастном периоде. Человека с шизоидным типом характера можно определить в первые годы его жизни. Гипертимный тип акцентуации проявляется в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка

В развитии разных видов акцентуации у подростков, имеются определенные закономерности.

Обратите внимание

Воздействие социальных и биологических факторов может привести к трансформации гипертимного типа в циклоидную форму. Акцентуация характера более характерна для подросткового возраста, поскольку специфические черты личности проявляются в пубертатном возрасте с максимальной яркостью.

По завершении этого отрезка времени они приобретают более сглаженную форму и компенсируются. Однако существует вероятность трансформации явных форм в острый вид.

Следует обратить внимание на то, что подростки, имеющие явные акцентуации, входят в своеобразную группу риска. Воздействие психотравмирующих обстоятельств и других раздражителей может привести к трансформации ярко выраженных черт — в психопатию. Такая трансформация становится причиной девиации, делинквентности и появления склонности к суициду.

Система классификации

Методика, разработанная Андреем Личко, основывается на системах классификаций, предложенных Леонгардом и Ганнушкиным. В данную классификацию входят следующие формы акцентуаций:

  • циклоидная;
  • неустойчивая;
  • психастеническая (тревожно-маниакальная);
  • гипертимная;
  • астеноневротическая;
  • истероидная (демонстративная);
  • лабильная;
  • шизоидная (интровертивная);
  • конформная;
  • сенситивная (чувствительная);
  • эпилептоидная (инертно-импульсивная).

Помимо вышеперечисленных, существует и смешанная форма, в которой сочетаются черты разных видов акцентуации.

Гипертимную форму акцентуации можно охарактеризовать как склонность к позитиву, редкую вспыльчивость и раздражительность. Этот склад характера отличается высокой энергичностью в сочетании с жизненной активностью, крепким здоровьем и повышенной работоспособностью.

Сенситивная форма проявляется в виде высокого уровня ответственности, нестабильной самооценки и повышенной чувствительности. Такие люди пугливы, впечатлительны и стесняются окружающих. Циклоидный тип характера проявляется в виде частой перемены настроения, раздражительности и склонности к депрессивному расстройству.

Несмотря на это, такие люди часто пребывают в приподнятом настроении и позитивно смотрят на окружающий мир.

Для людей с психастеническим складом личности характерны повышенная тревожность, мнительность, нерешительность и педантичность. В отличие от него, лабильная форма проявляется в виде частых перемен настроения, склонности к аффективным расстройствам, инфантильности и эмоциональной хрупкости. Такие люди нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке от окружающих.

Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации

Индивиды, относящиеся к астеноневротической категории, характеризуются как излишне раздражительные и капризные особы.

Быстрое утомление в сочетании с низким уровнем концентрации внимания сопровождаются физической слабостью и мнительностью. Шизоидный тип акцентуации проявляется в виде эмпатии и выраженной эмоциональности.

Такие люди предпочитают замкнутость и добровольную социальную изоляцию.

Важно

Конформный тип характера подразумевает высокую социальную адаптацию, консервативность и шаблонность мыслей. Для истероидной группы более характерны демонстративное поведение, повышенная эмоциональность, нестабильная самооценка и жажда общественного внимания. Люди, относящиеся к неустойчивой категории, обладают слабой волей и редко сопротивляются негативному влиянию внешних раздражителей.

Эпилептоидный склад характера можно описать как импульсивность и инертность поведенческой модели. Для таких личностей характерны такие черты, как педантичность, целеустремленность и кропотливость. Среди отрицательных черт следует выделить беспочвенную раздражительность, страсть к конфликтам и природную враждебность.

Важно обратить внимание на то, что данная система разрабатывалась для классификации поведенческой модели лиц подросткового возраста. Однако, именно система Личко, наиболее часто применяется для определения вида характера у взрослых людей.

Знание ключевых черт характера позволяет создать более продуктивную коммуникативную связь между людьми.

Это означает, что системы классификации личности помогают выявить особенности в поведенческой модели и понять стимулы, что преследует конкретный индивид.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/aktsentuatsii-haraktera-po-lichko.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector