Основные методы обработки данных в психологии

Основные методы обработки данных в психологии

Психологи собирают сведения об объекте исследования путем проведения экспериментов.

Обработка полученных данных производится при помощи специальных научных методов.

Назначение методов

Психологические исследования позволяют выявить некоторые общие черты, свойственные популяции людей.

Под популяцией понимается совокупность объектов изучения, которых объединяет какой-то общий признак.

Это могут быть представители одной социальной группы, сообщества, возрастной категории, профессиональной области и т.д.

Обратите внимание

Для проведения исследования производится выборка, которая должна быть репрезентативной (т.е. максимально точно и достоверно отражать характеристику всей совокупности в целом). Полученные в результате работы психолога результаты подлежат обработке.

Обработка данных — это отдельная область экспериментальной психологии, напрямую связанная с математикой, статистикой.

Любое психологическое исследование состоит из нескольких этапов: разработка программы, проведение процедур, анализ полученных результатов.

Методы математической обработки данных позволяют проверить достоверность начальных гипотез и, соответственно, опровергнуть их или подтвердить. В итоге решаются следующие задачи:

  • систематизируются полученные сведения;
  • выявляются допущенные ошибки, неточности;
  • обнаруживаются скрытые закономерности, связи;
  • определяется достоверность результатов.

Обработка данных бывает количественной и качественной.

В первом случае изучаются различные параметры объекта исследования, которые подлежат измерению.

Во втором случае речь идет о проникновении в суть проблемы, выявлении глубинных процессов. Оба уровня тесно связаны между собой, поскольку только единство из применения позволяет получить точные результаты.

При этом качественные данные невозможно измерить, единственный способ их математической оценки — выявление частоты встречаемости (например, как часто встречается среди испытуемых холерический тип темперамента).

Количественные же данные можно анализировать при помощи специальных статистических методов, в основе которых лежат математические параметры.

Количественная обработка производится при помощи двух групп методов: первичных, вторичных.

к содержанию ↑

Классификация

Методы статистической обработки — это математические формулы, приемы, количественные расчеты, которые позволяют систематизировать полученные в ходе исследования сведения, выявить имеющиеся закономерности.

Первичные

Первичные методы позволяют установить показатели, отражающие непосредственные результаты исследований.

С их помощью психолог может сформировать свое первое представление об объекте: о его характеристиках, об имеющихся закономерностях и т.д.

Первичные методы:

  1. Среднее арифметическое. Это одно из самых простейших арифметических действий. Для получения данного количественного показателя исследователю достаточно сложить все выявленные числовые значения и поделить полученную сумму на количество этих значений.
  2. Медиана. Под медианой понимается числовая величина, которая занимает центральное положение в последовательном ряду данных. Иными словами, из всего массива чисел половина оказывается меньше медианы, а половины — больше. Соответственно, выше и ниже медианы количество значений одинаковое.
  3. Мода. Этот метод подразумевает выделение числа, которое чаще остальных присутствует в выборке — самое «модное» число.

    Например, если большинство испытуемых демонстрируют во время эксперимента одну и ту же реакцию на какой-либо раздражитель, то количественный показатель по данной реакции будет относиться к моде.

  4. Дисперсия — это мера изменчивости, которая позволяет судить о степени вариации признака.

к содержанию ↑

Вторичные анализы

Вторичные методы математико-статистического анализа направлены на более глубокое изучение вопроса.

Они помогают выявлять скрытые закономерности, устанавливать взаимосвязи.

Вторичные методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.

к содержанию ↑

Корреляционный

Между двумя переменными может существовать определенная зависимость. При наличии такой зависимости изменения в одной переменной автоматически стимулируют изменения показателей второй переменной.

Подобная связь присутствует, когда имеются некоторые общие факторы, оказывающее влияние в обоих случаях. Уровень зависимости, существующий между переменными, называется корреляционным коэффициентом. Диапазон его колебаний: от — 1 до +1.

При отрицательном значении показателя специалист делает вывод, что увеличение значений одной переменной приводит к уменьшению значения другой.

Нулевой коэффициент корреляции свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между явлениями. Его положительное значение подтверждает, что прямая зависимость между переменными присутствует. Причем чем эта зависимость существеннее, тем ближе показатель приближается к отметке 1.

к содержанию ↑

Регрессионный

Позволяет выявить зависимость одной случайной переменной от другой или нескольких других случайных переменных.

Первый показатель считается зависимым, остальные показатели — независимые.

Исследователь самостоятельно определяет, какие переменные будут выполнять выбранные роли. Его решение зависит от того, какие задачи ставятся изначально.

к содержанию ↑

Факторный

Суть метода — выявление некоторого фактора, объединяющего большое количество переменных по какому-либо признаку.

Это позволяет сузить массив обрабатываемой информации до оптимальных значений. При помощи факторного анализа все многообразие данных объединяется в несколько ключевых показателей.

Активно используется в психологии при работе с большими объемами информации.

Он позволяет выявить скрытые признаки и закономерности, причины возникновения явлений. Существуют разные типы факторного анализа: перспективный, ретроспективный, прямой, обратный и т.д.

к содержанию ↑

Канонический

Позволяет установить зависимость между двумя модулями переменных, которые характеризуют объекты.

Данный способ исследования помогает обобщить информацию и выявить влияние одного фактора на группу переменных.

Например, в сфере педагогики специалист может при помощи данного приема выявить зависимость между успеваемостью детей по нескольким видам дисциплин и уровнем развития у них какого-либо навыка.

Или можно выявить уровень влияния какого-либо внешнего фактора на развитие определенных психологических проблем.

к содержанию ↑

Сравнение средних

Нередко при сравнении средних показателей двух серий экспериментов исследователь обнаруживает несовпадение. Это может быть вызвано как совершенными специалистом во время проведения эксперимента ошибками, так и иными причинами.

Например, в рамках исследования уровня знаний студентов университета, группе первокурсников моет быть предложено пройти тест, состоящий из 60 вопросов. Через 5 лет этой же группе студентов, являющихся выпускниками, предлагается вновь пройти тот же самый тест.

То есть и объекты исследования, и предмет исследования, и содержание эксперимента никак не изменяются. Проходит лишь определенный промежуток времени.

Сравнение средних показателей наверняка продемонстрирует явное несовпадение результатов. В данном случае исследователь после анализа данных скорее всего придет к выводу, что средний показатель уровня знаний студентов за время обучения повышается.

к содержанию ↑

Сравнение дисперсий

Предыдущий метод не всегда позволяет получить исчерпывающую информацию.

Сравнение средних величин помогает исследователю проследить взаимосвязь между двумя уровнями одного и того же объекта.

Сравнение же дисперсий позволяет оценить степень изменчивости одного показателя, характерного для двух разных объектов. Так, специалист может поставить перед собой задачу определить уровень успеваемости учеников двух разных классов — 7-го и 8-го.

В этом случае данные, подтверждающие разные уровни успеваемости, будут свидетельствовать об изменчивости исследуемого показателя.

к содержанию ↑

Частотный

Создание специальных таблиц частот для изучения категориальных переменных.

Возможно применение данного способа обработки данных и в отношении количественных переменных, но в таком случае могут возникнуть сложности при интерпретации результатов.

Обычно данные таблицы частот представляют собой графические изображения в виде гистограмм.

Частотный ряд имеет смысл применять в том случае, когда в исходной выборке присутствует множество схожих значений.

к содержанию ↑

Кластерный

Данный способ классификации полученных данных применяется при больших объемах информации.

Все многочисленные объекты исследования разбиваются на группы по схожим признакам.

Подобный многомерный метод актуален для исследований, в которых присутствует большое количество объектов или у незначительного числа объектов выявляется многообразие признаков.

Несомненным преимуществом подхода является тот факт, что объекты могут объединяться в однородные группы не только по одному схожему признаку, но и по совокупности признаков.

Также кластерный анализ в отличие от большинства других статистических методов не налагает никаких ограничений на вид объектов, подлежащих рассмотрению. Соответственно, становится возможным выбор данных произвольного характера.

к содержанию ↑

Дискриминантный

Также используется в многомерных исследованиях при существенном объеме исходных данных. В данном случае изначально определяется перечень нескольких групп, обладающих определенными характеристиками. Каждый объект с учетом свойственных ему признаков соответствует одной из заданных групп.

Подход помогает решить две ключевые проблемы: выявить четкие различия между классами объектов, классифицировать эти объекты с учетом имеющихся различий.

Помимо вышеперечисленных статистических способов обработки данных существуют и другие приемы, которыми эффективно пользуются специалисты.

Выбор наиболее подходящего метода исследования зависит от задач, которые ставит перед собой психолог, а также от характеристик объектов и их количества.

Таким образом, для интерпретации данных психологических исследований применяются принципы статистического анализа. Классификация методов обработки полученных результатов достаточно обширна ввиду большого количества критериев оценки изучаемых объектов.

Статистические методы обработки информации:

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/metody-obrabotki-dannyh-v-psihologii.html

Методы психологии

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций. Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика».

Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя.

Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, полу, этнической, профессиональной и религиозной принадлежности.

Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности. На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Важно

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Читайте также:  Сколько длится влюбленность и когда проходит?

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии.

Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Совет

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени.

Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными.

Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка.

Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека.

Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Обратите внимание

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Классификация методов психологии

Общая характеристика методов психологии предполагает наличие их классификации.

Существует несколько типов классификаций методов психологии, они по-разному трактуются, дополняются новыми знаниями, развиваются и меняются в русле возникновения новых психологических школ.

Самой развинутой и многоплановой считается классификация методов, разработанная психологом Б. Ананьевым, в ней выделяются четыре группы.

Первую группу составляют организационные методы психологии, на них строится целое исследование и вся его методология. Первый организационный метод – сравнительный.

Он имеет самые разные варианты, например, когда сопоставляются показатели нескольких испытуемых, групп, соотносятся результаты исследования, полученные по методикам в различные периоды времени, его называют методом поперечных срезов.

Лонгитюдный метод психологии строится на длительном во времени наблюдении психического развития и связанных с ним изменений одних параметров у одной группы испытуемых (метод продольных срезов), он аналогичный алгоритму развивающего исследования.

Комплексный метод психологии заключается в регулярной организации двух предыдущих способов познания, в междисциплинарности методов, подходов и методик.

Вторую самую разветвленную и обширную группу в классификации составляют эмпирические методы психологии, посредством которых можно получить факты. Одним из эмпирических методов является наблюдение. Он употребляется чаще всего и требует более тщательной подготовки и профессионализма. Одно дело наблюдать за природой, различными явлениями, а другое дело наблюдать за психическими проявлениями.

Важно

Научное наблюдение в психологии нуждается в постановке целей, планировании и в протоколе. Главным компонентом является адекватная психологическая интерпретация показателей наблюдения, так как известно, что психика не может сводиться только к поведенческим реакциям.

Большое преимущество данного метода в том, что действия человека осуществляются в естественных, нормальных для него условия. Такой человек не понимает и не думает о том, что за ним наблюдают, поэтому он не начинает вести себя таким образом, чтобы повлиять на заметки психолога и весь процесс исследования.

Показатели такого наблюдения самые правдивые.

Метод самонаблюдения (интроспекция) является первым методом психологии, с помощью которого изучается душа и психика.

Данный метод является «внутренним» наблюдением индивида за своими психическими проявлениями, которые при всей внешней простоте, являются достаточно многофакторным процессом. Этому отображению самого себя личности нужно специально учиться.

Профессиональная интроспекция в психологии всегда полезна и порой необходима, когда сопоставляется с итогами других методов.

Эксперимент – это главный метод современной психологии, его возникновение привязывается к истокам психологии. Но нужно признать, что в зависимости от специфики предмета психология осталась в значительной степени описательной наукой.

Необходимо помнить, что в классическом понимании эксперимент невозможно применять ко всем явлениям. Так деятельность психолога или психотерапевта не назовешь строго экспериментальными.

Тем не менее, особое значение метода эксперимента обусловлено его несомненными преимуществами.

Вот эти преимущества:

— экспериментальный метод позволяет задействовать у человека любое интересующее экспериментатора явление или состояние, процесс. Например, не нужно ждать проявления воли человека, если можно создать экспериментальные условия, которые вызовут данное проявление;

— во-вторых, исследователь, выделив предварительно все необходимые условия, которые способны повлиять на исследуемое психическое явление, может их планомерно изменять (уменьшать, увеличивать, исключать, то есть организовывать процесс исследования);

— в-третьих, управление факторами, даёт возможность, верно определить степень воздействия каждого из них на исследуемое явление, выявить объективные закономерности и зависимости;

— в-четвертых, приобретенные материалы дают возможность количественной обработки, моделирования изучаемого явления и математического описания целостно.

Совет

Тем не менее, из перечисленных преимуществ экспериментального метода психологии непременно следует его главная проблема – ограничение.

Внешняя деятельность и психическая (внутренняя деятельность) испытуемого индивида протекает как будто искусственно, в навязчивой последовательности и необычных условиях. Человек в курсе того, что это только эксперимент, а не реальная практика.

Также он понимает, что этот эксперимент может быть в любой момент прекращен. Из этого вытекает методологическая проблема, которая заключается в соответствии переноса результатов эксперимента для практического применения.

Зависимо от различных факторов, выделяются разные виды экспериментов в психологии: синтетический и аналитический, естественный, формирующий, констатирующий, моделирующий, психолого-педагогический, полевой, лабораторный, обучающий. Особенно важным в этом перечне является естественный эксперимент, который предложил психолог А. Лазурский.

Суть естественного эксперимента психологии в том, что изучаемая деятельность испытуемого проходит в привычных для него условиях, и даже не догадывается, что над ним осуществляется эксперимент.

Однако строго дозированному экспериментальному влиянию подвергаются исследуемые условия, обстоятельства и факторы. Организация и осуществление такого типа эксперимента сопряжены с большими трудностями разноречивого соединения факторов «естественности» и «экспериментальности».

Вместе с этим очень упрощаются трудности с переносом результатов и выводов из лаборатории в реальность. Важно заметить, что в связи с определенными причинами современная психология становится менее экспериментальной.

Тестирование, интервью, анкетирование являются мало не единственными методами психологического исследования.

Обратите внимание

Название метода «эксперимент» часто и неоправданно применяют к любому привносимому и неконтролируемому изменению, что объединяет теоретический и методический аппараты психологии и делает проще понимание её предмета.

Тестирование (испытание или проба) используется научной психологией уже в течение больше ста лет и, особенно в последние годы оно начало еще больше распространятся. Тесты классифицируются по построению, задачам и их исполнению.

Тестирование относится к отдельному направлению психологической науки, включающему в себя специальные знания и практику, оно называется психодиагностикой.

Но не всякая психологическая задача, проба, испытание или вопрос всегда являются тестами.

Тестам свойственна необходимость стандартизации, валидность и надежность, психометрическая состоятельность и четкость психологической интерпретации.

Стандартизация теста – не только предъявление испытуемым личностям одинаковой словесной постановки вопроса.

Читайте также:  Интеллект в психологии: определение, структура, теории

Это статистический подбор степени сложности вопросов, благодаря чему осуществляется распределение большинства ответов, которые имеют форму кривой Гаусса.

Валидность теста в психологии значит наличие уверенности исследователя в том, что он, используя тест, занимается тем, что измеряет только то, для чего он предназначен, то есть вопросы построены таким образом, чтобы в конечном результате получить те показатели, которые хочет увидеть исследователь.

Важно

Каждый тест имеет своего автора, а это значит, что автор описывает свое понимание психических процессов и психологических явлений, которые могут отличаться от их определения другим автором. Одинаковые термины в психологии могут иметь совершенно разную трактовку.

Например, одинаковые названия темпераментов, но в разных теориях (по И. Павлову и Г. Айзенку) звучат по-разному. Поэтому большое значение в интерпретации исследования важно придавать авторской семантике теста и не изменять имеющейся трактовки слов.

Это особенно важно в использовании проективных тестов, в которых свободный ответ испытуемого индивида рассматривается в качестве предельно упрощенной модификации эксперимента.

В условиях соответственного применения теста, он дает возможность приобретения большого количества эмпирических результатов и возможность предварительной градации испытуемых индивидов.

Анкеты и самые разные опросники являются вариациями теста, в которых составление, применение и интерпретация данных нуждаются в должном профессионализме и компетентности. Здесь важна и формулировка вопроса, и очередность его предъявления. В разных науках, например в социологии, психологии и педагогике опросники должны быть разными.

Особенным видом вопросников являются социометрические методики, пользуясь которыми можно исследовать межличностные взаимоотношения в группе, исследовать отношения «лидер – ведомый».

Метод беседы в психологии предполагает профессиональную подготовку психолога, собственные правила поведения и правила само исследователя. Здесь имеет место индивидуальная психологическая работа.

Так, например одно дело – популярная «клиническая беседа разработана психологом Ж.

Пиаже, другое – это метод психоаналитической беседы, и совершенно иное – это беседа в течение психологического консультирования.

Праксиметрические методы разработаны главным образом в русле психологии труда в изучении разных психических аспектов, человеческих действий, операций и профессионального поведения. Эти методы – хронометрия, циклография, профессиограммы и психограммы.

Метод анализа продуктов деятельности применяется во многих направлениях науки: от общей психологии до возрастной и являет собой комплексное исследование результатов труда, как материализации психической деятельности. Данный метод применяется одинаково как к рисунку ребенка, так и школьному сочинению или произведению писателя или нарисованной картине.

Совет

Биографический метод в психологии заключается в психоанализе жизненного пути человека, описании его биографии. Когда личность развивается, она меняется, перестраивает жизненные ориентиры, взгляды, переживая во время этого определенные личностные трансформации.

Моделирование в психологии имеет разнообразные варианты. Модели могут быт структурными или функциональными, знаковыми, физическими, математическими или информационными.

Третья группа методов психологии представлена способами обработки полученных результатов. К ним относятся – органичнее единство качественного и количественного содержательного анализа. Процесс обработки результатов всегда творческий, поисковый и предполагает подбор самых адекватных и чувствительных инструментов.

Четвертую группу методов психологии составляют интерпретационные, которые теоретически объясняют изучаемое свойство или явление. Здесь заключены комплексные и системные наборы разных вариантов структурного, генетического и функционального методов, которыми замыкается общий цикл процесса психологического исследования.

Источник: https://psihomed.com/metodyi-psihologii/

Математико-статистическая обработка данных психологического исследования (эксперимента) и форма представления результатов

Методы и способы математико-статистической обработки у студентов гуманитарных факультетов, в том числе и психологических, вызывают значительные затруднения и, как следствие, боязнь и предубеждение в возможности ими овладения.

Однако, как показывает практика, это ложные заблуждения.

Следует понять, что в современной психологии, в практической деятельности психолога любого уровня, без использования аппарата математической статистики все выводы могут восприниматься как не более чем умозрительные, с известной долей субъективности.

Вместе с тем по мере накопления практического опыта, освоения базы данных эмпирических исследований неизбежно возникает задача их обобщения, выявления тенденций, динамики, характерных черт, особенностей, которые невозможно обоснованно интерпретировать, не используя математические методы количественного анализа.

Анализ первичных статистик
Для определения способов математико-статистической обработки прежде всего необходимо оценить характер распределения данных по всем используемым параметрам (признакам).

Для параметров (признаков), имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики.

Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Одним из важнейших в математической статистике является понятие нормального распределения.

Обратите внимание

Нормальное распределение – модель варьирования некоторой случайной величины, значения которой определяются множеством одновременно действующих независимых факторов. Количество таких факторов велико, а эффект влияния каждого из них в отдельности очень мал.

Такой характер взаимовлияний весьма характерен для психических явлений, поэтому исследователь в области психологии чаще всего выявляет нормальное распределение. Однако так бывает не всегда, поэтому в каждом случае форма распределения должна быть проверена.

Характер распределения выявляется главным образом для того, чтобы определиться в методах математико-статистической обработки данных.

Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса, то можно использовать параметрические методы математической статистики как наиболее простые, надежные и достоверные: сравнительный анализ, расчет достоверности отличий признака между выборками (по критерию Стьюдента, F-критерию Фишера, коэффициенту корреляции Пирсона и др).

Если кривая распределения показателей психологического признака далека от нормальной, то используют методы непараметрической статистики: расчет достоверности отличий по критерию Q Розенбаума (для малых выборок), по критерию U Манна-Уитни, коэффициенту ранговой корреляции Спирмена, по факторному, многофакторному, кластерному и другим методам анализа.

Помимо этого, по характеру распределения можно составить общее представление об общей характеристике выборки испытуемых по данному признаку и тому, насколько данная методика соответствует (т. е. «работает», валидна) данной выборке.

Важнейшими первичными статистиками, характеризующими распределение исследуемого признака, являются: – средняя арифметическая – это величина, сумма отрицательных и положительных отклонений от которой равна нулю. В статистике ее обозначают буквой «М» или «X».

Чтобы ее подсчитать, надо суммировать все значения ряда и разделить сумму на количество суммированных значений; – среднее квадратичное отклонение (обозначаемое греческой буквой а (сигма) и называемое также основным, или стандартным отклонением) – мера разнообразия входящих в группу объектов; она показывает, насколько в среднем отклоняется каждая варианта (конкретное значение оцениваемого параметра) от средней арифметической. Чем сильнее разбросаны варианты относительно средней, тем большим оказывается и среднее квадратичное отклонение. Разброс значений характеризует и размах, т.е. разность между наибольшим и наименьшим значением в ряду. Однако сигма полнее характеризует разброс значений относительно средней арифметической; – коэффициент вариации – частное, полученное отделения сигмы на среднюю арифметическую, умноженное на 100%: CV=q/Mx 100%,

где q – стандартное отклонение; CV – коэффициент вариации; М – среднее арифметическое.

Следует иметь в виду, что сигма (q) – величина именованная и зависит не только от степени варьирования, но и от единиц измерения. Поэтому по сигме можно сравнивать изменчивость лишь одних и тех же показателей, а сопоставлять сигмы разных признаков по абсолютной величине нельзя.

Важно

Для того чтобы сравнить по уровню изменчивости признаки любой размерности (выраженные в различных единицах измерения) и избежать влияния масштаба измерений средней арифметической на величину сигмы, применяют коэффициент вариации, который представляет собой по существу приведение к одинаковому масштабу величины q.

Для нормального распределения используются точные количественные зависимости частот и значений, позволяющие прогнозировать появление новых вариант.

Таким образом, ориентируясь на характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения психологического признака.

Следующими по важности характеристиками распределения показателей признака являются такие первичные статистики, как коэффециент асимметрии и эксцесс.

Коэффициент асимметрии – показатель отклонения распределения в левую или правую сторону по оси абсцисс. Если правая ветвь кривой длиннее левой, говорят о правосторонней (положительной) fccbvtnhbb, если левая ветвь длиннее правой, говорят о левосторонней (отрицательной) асимметрии.

Эти параметры позволяют составить первое приближенное представление о характере распределения: – у нормального распределения редко можно обнаружить коэффициент асимметрии, близкий к единице и более единицы (-1 и +1);

– эксцесс у признаков с нормальным распределением обычно имеет величину в диапазоне 2-4. Вычислить показатели ассиметрии и эксцесса эмпирического распределения можно, используя функцию «Описательная статистика» в программе Excel.

Следующий момент, на который следует обратить особое внимание, относится к интерпретации психологического значения, выявляемого данным характером распределения. Что же выявляет кривая Гаусса в характеристике психологических явлений? Какой психологический смысл выявляет кривая распределения данных, оценок тестовых баллов исследуемого психологического признака?

Источник: https://psyera.ru/matematiko-statisticheskaya-obrabotka-dannyh-psihologicheskogo-issledovaniya-eksperimenta-i-forma

Методы обработки результатов психологического исследования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнила:

студентка 1с курса ОЗО

Савина Е.А.

Проверила:

к.п.н.,доцент

Павлова Т.А.

Брянск 2005

ПЛАН

  1. Понятие “метод”
  2. Обработка результатов психологического исследования
  3. Характеристика шкал измерения
  4. Табулирование и представление диагностических данных

Литература

Прежде чем ответить на вопрос контрольной работы “Методы обработки результатов психологических исследований “, определимся с понятием “Метод”.

В “Толковом словаре” С.И. Ожегова под методом понимается:

1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь[7]; 2) способ действовать, поступать каким-либо образом; 3) прием.

Читайте также:  Как переплюнуть казанову: правила пикапа для мужчин

Метод также может рассматриваться в разных смыслах. Метод в широком смысле всякое понятие, регулирующие постановку и осуществление задач, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта. В узком смысле метод регулятор сбора данных, построение выбора. [8].

Совет

Понятие “метод” шире понятия “методика”, поэтому разберемся, какие основные функции являются характерными для методики, чтобы правильно определить виды методик и отобрать те, которые предназначены для обработки результатов психологического исследования.

Методика используется в зависимости от применяемого метода, выступает конкретным способом фиксации эмпирических данных. Методики используют в том отношении, которое определяет метод. По сути, иногда методику включают в метод как один из уровней изучения.

Эксперимент выступает методом, методики измерения подбираются так, как это определяет сам метод эксперимента. Метод отражает структуру исследования, это более обширный инструмент. Методика операция обобщения, способ сбора информации.

Метод как обобщенно-познавательное отношение исследователя к изучаемому объекту может реализоваться конкретными эмпирическими средствами познания. Методики в основном подбираются в соответствии с используемым методом.

Одна и та же исследовательская задача решается различными средствами операционализации.

Один и тот же метод может быть применен для изучения разных базисных процессов. Методики представляют собой процедуры, техники сбора денных и используются в разных исследованиях.

Основное назначение методик проверка полученных в результате эксперимента данных, сравнение достижений изучаемого объекта за определенный период времени.[8].

Психологические исследования, направленные на изучение личности, используют большое количество методов, выбор которых зависит от целей, поставленных исследователем.

Обратите внимание

Наша задача дать характеристику методов обработки результатов психологического исследования, используя различную литературу по психологии.

2. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об изменениях в объекте исследования.

В психологии широко применяются различные способы и приемы обработки результатов психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е.

факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так же методы качественного анализа.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным.[9]. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Комментируя полученные обследования, диагност не всегда четко учитывает специфику использованного метода, не глубоко вникает в смысл полученных данных, не имеет четкого плана их интерпретации.

Важно

По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись.

Хотя не существует факторов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее, результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии.

Обычно интерпретация понимается

Источник: http://geum.ru/doc/work/80849/index.php

Статистика и обработка данных в психологии Основные понятия. Пример

Статистика и обработка данных в психологии

Основные понятия. Пример

Введение 2

Некоторые основные понятия. Популяция и выборка 3

Данные и их разновидности 4

Статистика и обработка данных в психологии
(продолжение) 5

Описательная статистика 5

Оценка центральной тенденции 10

Статистика и обработка данных в психологии
(продолжение) 18

Индуктивная статистика 18

Проверка гипотез 19

Уровни достоверности (значимости) 20

Параметрические методы 20

Метод Стьюдента (f-тест) 20

Степени свободы 22

Метод Стьюдента для зависимых выборок 22

Дисперсионный анализ (тест F Снедекора) 24

Непараметрические методы 24

Метод χ2 («хи-квадрат») 24

Теоретические частоты (Т) 25

Критерий знаков (биномиальный критерий) 26

Другие непараметрические критерии 28

Статистика и обработка данных в психологии
(продолжение) 29

Корреляционный анализ 29

Коэффициент корреляции 29

Приложение. Таблицы 32

======================

Слово «статистика» часто ассоциируется со словом «математика», и это пугает студентов, связывающих это понятие со сложными формулами, требующими высокого уровня абстрагирования.

Однако, как говорит Мак-Коннелл, статистика — это прежде всего способ мышления, и для ее применения нужно лишь иметь немного здравого смысла и знать основы математики. В нашей повседневной жизни мы, сами о том не догадываясь, постоянно занимаемся статистикой.

Хотим ли мы спланировать бюджет, рассчитать потребление бензина автомашиной, оценить усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, предусмотреть вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке или вообще оценить, как повлияет то или иное событие на наше личное или совместное будущее, — нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывать ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы, позволяющие принять верное решение.

Все эти виды деятельности мало отличаются от тех операций, которые лежат в основе научного исследования и состоят в синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, в их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, в их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, в предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, особенно в гуманитарных. В последних нет ничего абсолютно достоверного, и без статистики выводы в большинстве случаев были бы чисто интуитивными и не могли бы составлять солидную основу для интерпретации данных, полученных в других исследованиях.

Для того чтобы оценить огромные преимущества, которые может дать статистика, мы попробуем проследить за ходом расшифровки и обработки данных, полученных в эксперименте.

Тем самым, исходя из конкретных результатов и тех вопросов, которые они ставят перед исследователем, мы сможем разобраться в различных методиках и несложных способах их применения.

Однако, перед тем как приступить к этой работе, нам будет полезно рассмотреть в самых общих чертах три главных раздела статистики.

1. Описательная статистика, как следует из названия, позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков

Совет

данные того или иного распределения, вычислять среднее для данного распределения и его размах и дисперсию.

2. Задача индуктивной статистики — проверка того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята эта выборка.

Иными словами, правила этого раздела статистики позволяют выяснить, до какой степени можно путем индукции обобщить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнаруженную при изучении их ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента.

Таким образом, при помощи индуктивной статистики делают какие-то выводы и обобщения, исходя из данных, полученных при изучении выборки.

3. Наконец, измерение корреляции позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, с тем чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую.

Существуют две разновидности статистических методов или тестов, позволяющих делать обобщение или вычислять степень корреляции. Первая разновидность — это наиболее широко применяемые параметрические методы, в которых используются такие параметры, как среднее значение или дисперсия данных.

Вторая разновидность — это непараметрические методы, оказывающие неоценимую услугу в том случае, когда исследователь имеет дело с очень малыми выборками или с качественными данными; эти методы очень просты с точки зрения как расчетов, так и применения.

Когда мы познакомимся с различными способами описания данных и перейдем к их статистическому анализу, мы рассмотрим обе эти разновидности.

Обратите внимание

Как уже говорилось, для того чтобы попытаться разобраться в этих различных областях статистики, мы попробуем ответить на те вопросы, которые возникают в связи с результатами того или иного исследования.

В качестве примера мы возьмем один эксперимент, а именно — изучение влияния некоторого препарата VVV на глазодвигательную координацию и на время реакции.

Методика, используемая в этом гипотетическом эксперименте, а также результаты, которые мы могли бы в нем получить, представлены ниже.

При желании вы можете заменить какие-то конкретные детали этого эксперимента на другие — например, потребление VVV на потребление алкоголя или лишение сна, — или, что еще лучше, подставить вместо этих гипотетических данных те, которые вы действительно получили в вашем собственном исследовании. В любом случае вам придется принять «правила нашей игры» и выполнять те расчеты, которые здесь от вас потребуются; только при этом условии до вас «дойдет» существо предмета, если это уже не случилось с вами раньше.

Важное примечание. В разделах, посвященных описательной и индуктивной статистике, мы будем рассматривать только те данные эксперимента, которые имеют отношение к зависимой переменной «поражаемые мишени».

Что касается такого показателя, как время реакции, то мы обратимся к нему только в разделе о вычислении корреляции. Однако само собой разумеется, что уже с самого начала значения этого показателя надо обрабатывать так же, как и переменную «поражаемые мишени».

Мы предоставляем читателю заняться этим самостоятельно с помощью карандаша и бумаги.

Источник: http://mognovse.ru/dq-statistika-i-obrabotka-dannih-v-psihologii-osnovnie-ponyat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector