Основные виды и функции воли в психологии

Виды воли, проявление воли – психология

Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Понятие «воля» является одним из наиболее сложных в психологии.

Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Обратите внимание

Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Структура и содержание волевого действия:

·   Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

·  Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того  или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.

·  принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

·  исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер.  Наличие волевого усилия,  переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий.

Проблема воли рассматривается как проблема самодетерминации (мотивационный подход), либо как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех феноменов:

  • волевого действия,
  • проблемы выбора мотивов и целей,
  • волевой регуляции психических состояний,
  • волевых качеств личности.

Источник:

Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения

Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

  • речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

  • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
  • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М.

Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное.

Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

https://www.youtube.com/watch?v=5Ai3lku9Edc

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.

Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат.

Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен.

Важно

Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград.

Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие.

Читайте также:  Существует ли любовь с первого взгляда: мнение психологов

Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-552.html

Основные виды и функции воли в психологии

Если человек привык к комфортным условиям и пассивной стратегии поведения, то сила воли для него связана с негативными эмоциями и напряжением.

Но если индивид постоянно «включает» волевой элемент, со временем мобилизовать свои силы для выполнения поставленных задач становится очень просто.

Воля — это направленный контроль поведения и деятельности (в плоскости осознанного), нацеленный на преодоление барьеров внутренней и внешней природы.

Усилием воли индивид может сконцентрироваться на требующей внимания задаче и подавить отвлекающие побуждения.

к содержанию ↑

Что такое свобода воли?

Свобода воли — это свобода в выборе из ряда возможностей, которая ограничивается лишь самоощущением человека и его трактовкой собственного образа «Я».

Свобода воли, как бы парадоксально это не звучало, имеет ряд ограничивающих или направляющих факторов.

К ним относятся установки человека, взаимоотношения с другими членами общества, воспитание, фоновые желания и т.д.

И истинная сила воли не игнорирует эти моменты, а приходит к компромиссному решению, выбирая и воплощая наиболее оптимальную в данной ситуации поведенческую стратегию.

Совет

Свобода и воля — в чем разница? Свобода без воли превращается в произвол. Она дает возможность совершать любые поступки, но не обеспечивает контроль над ситуацией.

Именно воля решает эту проблему, позволяя индивиду спрогнозировать результаты своих поступков и оценить целесообразность действий.

к содержанию ↑

Волевые качества личности

В процессе реализации воли и работы над уничтожением/коррекцией препятствий человек как бы работает на развитие у себя определенных качеств, напрямую связанных с волевым актом.

Первая ступень:

  • целеустремленность (осознанное и активное стремление добиться желаемого, путем воплощения определенных действий);
  • инициативность (стремление к активной деятельности);
  • самостоятельность (установка человека, при которой он пропускает наставления посторонних людей через внутренний фильтр, отказываясь действовать согласно советам, претящим личным установкам);
  • выдержка (контроль над собственными мыслями и действиями, с целью преодоления факторов, мешающих достижению цели).

Вторая ступень:

  • решительность (способность к быстрому принятию и дальнейшему воплощению твердых решений);
  • смелость (навык перебарывать страх и рисковать ради потенциального положительного результата).

Третья ступень:

  • энергичность (способность личности мобилизовать все свои ресурсы для получения результата по личному желанию);
  • настойчивость (способность личности к постоянному поддержанию сил для беспрерывной работы над достижением поставленной цели);
  • организованность (умение распланировать деятельность, чтобы упорядочить ее)
  • дисциплинированность (способность приводить свое поведение в тот вид, который соответствует общим нормам и нюансам ведения дела)
  • самоконтроль (способность игнорировать сиюминутные порывы, идущие вразрез с поставленной целью и способность подчинять свое внутренние порывы).

к содержанию ↑

Воля как психический процесс

Воля является психическим процессом. Любое проявление воли требует от человека активации нервно-психического элемента, физических, умственных и моральных сил.

Волевое поведение связано с преодолением барьеров (время, пространство, отношение, изможденность, эмоциональная подавленность и т.д.) , так как большинство целей достигаются не сразу после этапа планирования, а спустя некоторое время, необходимое для решения вопросов и проблем.

Убегая от преследователей, человек может обойти множество преград, но это не будет волевым действием, так как индивид подчинен внешнему, а не внутреннему стимулу.

Свойства воли:

  • сила (показатель «разгона» волевого усилия) ;
  • устойчивость (постоянство деятельных проявлений в условиях повторяющихся условий);
  • широта (многообразие видов деятельности, требующих волевой регуляции).

к содержанию ↑

Значение

Если у человека присутствует сила воли, его деятельность наполняется смыслом. Индивид превращается в осознанную личность, которая действует исходя из поставленных целей, а не на базе инстинктов.

От этой силы зависит эффективность человека. Добиться успеха без волевого усилия просто невозможно, так как организм будет постоянно переключаться на примитивные потребности или включать функцию самосохранения (сохранения ресурсов) перед лицом проблем и препятствий.

Также при условии отсутствия силы воли человек потеряет нравственный контур, ведь именно воля позволяет выстраивать свою деятельность исходя из принятых в обществе нравственных норм.

Если есть воля, все достижимо, потому что человек может подчинить себя цели.

к содержанию ↑

Физиологические основы

Основы волевого поведения на уровне физиологии начинаются с фронтальной части коры больших полушарий, где находится ответственная за движения зона.

Она связана с другими отделами коры, в том числе и с анализаторами.

Благодаря этой связи стимул, возникший в одном из отделов коры, без труда достигает двигательной области и провоцирует в ней такой же процесс. Но управление невозможно без правки.

Поэтому ретикулярная формация (образование, тянущееся вдоль коры головного мозга) очень важна, так как выступает в качестве фильтрующего элемента (отделяет важные импульсы, приближающиеся к коре, от импульсов, не имеющих критического значения).

к содержанию ↑

Структура

Волевое действие может быть простым (человек сразу видит возможный краткий путь к цели и двигается в этом направлении) и сложным (цель приводит к борьбе мотивов).

Структура сложного волевого действия:

  1. Осознание итоговой задачи (цели) и желание ее достичь.
  2. Анализ и осознание возможностей достичь цели.
  3. Появление подтверждающих или отрицающих эту возможность стимулов.
  4. Противостояние мотивов и выбор.
  5. Принятие одного варианта решения (из числа возможных).
  6. Претворение плана в реальности.
  7. Преодоление внешних барьеров и достижение цели.

к содержанию ↑

Виды в таблице

Самые распространенные виды (проявления):

  • мужество (проявление волевых качеств в условиях экстремальной ситуации);
  • дисциплина (проявление волевых качеств в том случае, когда эмоциональное и физическое состояние препятствуют достижению цели);
  • решительность (способность принимать сложные и ответственные решения без посторонней помощи, игнорируя при этом препятствия);
  • терпение (мобилизация волевых качеств в условиях длительного напряжения или стагнации);
  • вера в собственные силы (уверенность в собственном успехе даже перед лицом трудностей).

Современная наука подразделяет волю на три доминирующих в психике вида.

Вид Значение
Свободная или духовная воля Присущая верующим людям черта. Волевое действие, при котором человек руководствуясь высшими целями (верой) принимает сложное решение.
Естественная воля Способность делать простые выборы, мыслить, приводить свое поведение в соответствии с личными принципами и т.д.
Вынужденная воля Способность соблюдать определенную поведенческую стратегию в вынужденном режиме, в качестве ответа на сложные жизненные обстоятельства.

к содержанию ↑

Свойства

Свойства воли:

  • имеет устойчивую связь с понятием «надо»;
  • формирует и требует формирование подробного интеллект-плана, который гарантирует движение по направлению к цели;
  • осознанная опосредствованность;
  • вовлечение в волевой акт других процессов психики (внимание, память, интеллектуальная деятельность и т.д.).

к содержанию ↑

Функции

Выделяют три функции, каждая из которых может сменять другую функцию по мере необходимости в процессе волевого акта.

  1. Инициирующая. Побуждает человека приступить к выполнению тех или иных стратегий, «включить» определенный шаблон поведения или деятельности с целью преодоления барьеров.
  2. Стабилизирующая. Направлена на поддержание активности человека в период стагнации или появления новых помех на пути к цели.
  3. Ингибирующая. Направлена на торможении стимулов и мотивов, не связанных с основной целью и перебивающих собой основное желание достигнуть задуманного.

Отдельным блоком стоят генетическая, генеративная и продуктивная функция, через которые формируются волевые свойства личности.

Основные функции воли — схема:

к содержанию ↑

Основные признаки

Признаки волевого акта:

  • усилия, приложенные для воплощения стратегии поведения;
  • наличие четкого плана воплощения поведенческого акта, приводящего к результату;
  • концентрация на поведенческом акте и отсутствие приятных ощущений в процессе деятельности;
  • часто воля сконцентрирована не на преодолении внешних барьеров, а на преодолении собственной лени/слабости/нежелания и т.д.

к содержанию ↑

Теории: кратко

Исторически понятие рассматривали через философско-эстетический и естественнонаучный подход.

Но взгляд на волю менялся и трансформировался постоянно.

Наука выделяет несколько ключевых психологических теорий:

  1. Древние представления. Философы древней Греции полагали, что корень сознательных действий сокрыт в разуме. Аристотель связал волю и логические заключения в связке, считая первое последствием второго. В средние века волю не выделяли в отдельный, требующий рассмотрения вопрос. Ученые-теологи средневековья отрицали наличие у человека активного начала, так как видели людей зависимыми от божественной силы.
  2. Эпоха Возрождения. Человека стали рассматривать как личность, приписывая ему творческую жилку и право на ошибки. При этом главным достоинством личности стали считать свободу воли. А. Камю, К. Яспер и М. Хайдеггер разбирают вопрос свободы, приписывая ей абсолютную волю, не ограниченную внешними и социальными условиями.

    Человек в данной теории не связан с обществом, в том числе нравственным элементом и ответственностью.

  3. Естественнонаучная трактовка. В трудах И.П. Павлова воля являлась «инстинктом свободы» и реакцией на ограничение естественной активности человека. По своей силе этот инстинкт может соревноваться с инстинктом голода. Павлов рассматривал его как рефлекторное явление.
  4. Воля как сознательность. Волевую деятельность рассматривают как активную, оставляя человеку право регулировать данную деятельность и формы поведения. Теория была подкреплена трудами Н.А. Бранштейна и П.К. Анохина.
  5. Другие представления. Зигмунд Фрейд и Э. Фромма рассматривали данное явление как преобразованную биологическую энергию человека. К. Лоренц видит в этой энергии агрессию. К.Г. Юнг и А. Адлер замечают взаимосвязь воли и социальных факторов.

к содержанию ↑

Диагностика

Методики анализа волевой сферы можно поделить на два базовые группы:

  • экстенсивные;
  • экспериментальные.

Экстенсивные методы подразумевают нахождение подопытного в естественных условиях и изучение картины с помощью оценочного метода, метода самооценки и обобщения характеристик, тестирование, беседа, интервью и т.д.

Экспериментальные методы подразумевают лабораторные условия и заранее подготовленный план опыта.

к содержанию ↑

Методика исследования

Развитие воли происходит постепенно. Если на начальных этапах становления личности ребенок совершает непроизвольные действия, то постепенно он приходит к пониманию необходимости волевой регуляции поведения.

Чтобы проанализировать степень развития воли у индивида, применяют специальные методики:

  1. Характеристики волевого усилия. Подопытный держит в вытянутой руке гантель весом в 1 кг, описывая ощущения по предложенной шкале (устал, очень устал и т.д.)
  2. Метод Розенбат. Максимально возможное напряжение руки с последующим увеличением нагрузки.
  3. Теппинг-тест. Анализ потенциала мышечных усилий путем контролируемого и неконтролируемого попадания ручкой в квадрат.
  4. Баланс ноги.
  5. Устойчивость волевого усилия. Вычитка текста с целью поиска опечаток и дальнейший анализ результатов.
  6. Задержка дыхания (анализ на базе длительности упражнения и поведения подопытного) по методу С.В. Коржа.
  7. Специальные опросники.
Читайте также:  Ответ психолога: что делать, если парень изменяет?

к содержанию ↑

Расстройства и нарушения

Гипобулия — снижение волевой активности.

Человек теряет желание к какой-либо деятельности и приступая к занятию быстро его бросает (из-за отсутствия интереса, а не сложности при выполнении).

Индивиды с гипобулией отличаются малой подвижностью.

Абулия — патология, связанная с нарушением психической регуляции. Человек приобретает хроническую форму безволия и безынициативности. Он не может склониться к решению и начать действовать.

Гипербулия — непродуктивная активность человека, зачастую превышающая разумный объем деятельности.

Парабулия — искажения в сфере волевой деятельности.

Паралич воли или прокастинация проявляются в виде нежелания приступать к какой-либо деятельности, стремление отложить ее и спрятаться от активности.

Для того, чтобы решить проблемы самоконтроля, натренировать необходимые привычки преодоления себя и внешних барьеров, необходимо подробнее изучить механизм работы силы волы (например, по книге Ильин Е.П.: «Психология воли»).

Серьезные патологии волевого акта требуют вмешательства специалистов и проработки внутренних конфликтов.

Понятие, виды и теории воли:

Источник: https://UznayZdes.ru/osnovnye-vidy-i-funkcii-voli-v-psihologii/

Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли

Главная > Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля – это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение – это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.

  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля – это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид – это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества – мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом “надо”;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания “силы воли”.

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация – это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Обратите внимание

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-ponyatiya-voli-v-psihologii-svojstva-i-struktura.html

Воля понятие и функции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Понятие воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Функции воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Важно

Произвольные и непроизвольные волевые действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Структура волевого действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Волевые качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Теории воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Патология воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Введение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.

Совет

Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание “я хочу”, а переживание “надо”, “я должен”, осознание ценностной характеристики цели действия.

Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это свойственно человеку.

Мы не всегда можем отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных.

Понятие воли

Воля — сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля — высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ — воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля — субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Функции воли

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Первая — инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Обратите внимание

Вторая — стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третья — ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения.

Воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются.

В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую, продуктивную.

В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Произвольные и непроизвольные

волевые действия

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели.

Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду.

Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.

К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.

Важно

Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Структура волевого действия

Структуру волевого действия можно представить в виде схемы:

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. В этом действии можно отчетливо выделить следующие простые этапы:

1) побуждение;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевые качества

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы.

Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это – терпеливость, упорство, настойчивость.

Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность.

Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца.

Совет

Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Теории воли

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

1. Воля как волюнтаризм

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой.

Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека.

Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли. Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля, как и все остальное, нуждается в причине». И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля неспособна.

Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма.

2. Воля как «свободный выбор»

Голландский философ Б. Спиноза борьбу побуждений рассматривал как борьбу идей. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода.

Однако английский мыслитель Дж. Локк пытался вычленить вопрос о свободном выборе из общей проблемы свободы воли. Свобода же состоит «именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или желанию».

Обратите внимание

Американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения.

Поэтому волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный, но нужный объект и сосредоточении на нем внимания. Причисляя себя к волюнтаристам, У.

Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.

Л.С. Выготский при обсуждении проблемы воли также связывал это понятие со свободой выбора.

3. Воля как «произвольная мотивация»

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые, было явно сформулировано Аристотелем.

Философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного соединения со стремлением, придающим решению побудительную силу.

Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли.

Важно

Г.И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. К.Н. Корнилов прочеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив.

Л.С. Выготский выделял в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй – исполнительный – заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

4. Воля как долженствование

Спецификой этого подхода к понимаю воли является то, что волю рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью.

Патология воли

Выделяют патологию высшей и низшей волевой деятельности. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. При этом обнаруживается патологическое искажение мотивации волевой активности. Проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами.

Гипобулия – понижение волевой активности, сопровождающаяся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения. Абулия – отсутствие побуждений, желаний влечений.

Наблюдается при хроническихзаболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности.

Часто сочетается с такими симптомами, как: снижение социальной продуктивности – ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, снижение профессиональной продуктивности – ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е.

специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства), социальное отчуждение – форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей и т.д.

Совет

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения.

Например: патология пищевого инстинкта (булимия – усиление влечения к пище, связанное с отсутствием чувства насыщения; анорексия – ослабление или отсутствие чувства голода), патология инстинкта самосохранения: фобии – беспричинное чувство страха за свою жизнь; агорафобия – страх открытых пространств, близких к ним ситуаций, таких, как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место (обычно – домой); патология полового инстинкта (гиперсексуальность, расстройства половой идентификации)

Также бывают расстройства привычек и влечений (склонность к азартным играм).

Заключение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В целом волевые процессы выполняют три основные функции: инициирующая, стабилизирующая, ингибирующая.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Структуру воли можно представить в виде следующих этапов:

1) побуждение;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Патологию воли делят на низшую и высшую. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения.

Источник: https://works.doklad.ru/view/gWQur9A_oL4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector