Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос №1

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней.

Обратите внимание

Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру.

Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально – личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

· Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

· Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

· Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

· Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

· Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

· Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание.

Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности.

Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими – оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Важно

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Вопрос №2

Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия – сам себе обосновывает свои поступки.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека.

Совет

Проблема человека – центральная проблема философии.

В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е.

оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Обратите внимание

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей.

Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).

В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты.

Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Вопрос №3

Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К.

Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму.

Важно

Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура К:

1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

– индивидуально-личностные;

– социально-групповые;

– К общества на определенном этапе развития;

2) можно выделить основные виды деятельности:

– познавательная (различные знания);

– ценностная деятельность (цели, идеалы);

– практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

3) можно различать деятельность, поведение, общение, Þ есть:

– К деятельности;

– К поведения;

– К общения, α предполагает и К чувств;

4) К, ее элементы могут различаться и по объекту:

– естественно-техническая К;

– гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

1) гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

3) ценностно-мировоззренческая;

4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

5) образовательно-воспитательная;

6) коммуникативная;

7) социальной памяти;

8) психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Вопрос №4

Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.

Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.

К выступает как предпосылка, необходимое условие ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности.

Читайте также:  Боюсь управлять автомобилем: как преодолеть страх вождения?

Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения.

С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.

Совет

Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли.

Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение.

Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

Источник: https://works.doklad.ru/view/JsVnLFgilAE.html

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального _компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.

Мироощущение – Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения

Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях

Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться: — догматизм — скептицизм — разумный критицизм.

3 Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

Даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры

Обратите внимание

Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:

научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.);

паранаучное (предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в кото­ром возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство);

религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основы­вающее свои действия и поступки на одной из священных книг);

атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил).

Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (от­стаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является след­ствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Элементы морали: нормы, идеалы, ценности, категории (наиболее общие понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей люди строят выстраивают свои отношения, определяют что является главным в их жизни, выдвигают цели деятельности.

Важно

Нравственные ценности связаны с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер.

Добро – это все, что считается моральным и нравственным.

Зло – собирательное значение аморального, безнравственного.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник.

Сердцевиной этих начал является нравственность.

Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их.

Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.

), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Структура деятельности.

Структура деятельности человека:

Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее до­стижения и результат.

Совет

Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е.

фор­мирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. За­тем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной дели.

Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.

Мотивы деятельности.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовле­творить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и иде­альными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди ру­ководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).

Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как след­ствие, — аналогичную социальную реальность.

Виды деятельности.

Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием ду­ховной деятельности является изменение сознания людей.

Виды деятельности человека:

1) Материальная деятельность.

2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).

3) Духовная.

Коммуникативная (процесс общения).

Игровая деятельность.

Деятельность по обслуживанию людей.

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.

Обратите внимание

То есть основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. К данной группе можно отнести также общение. Однако четко разделить их не представляется возможным: человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

Деятельность и общение.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необ­ходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.

Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сооб­щества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с жи­вотным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается обще­ние человека со своим внутренним голосом);

общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые пола­гают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности.

Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность.

Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Важно

Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.



Источник: https://infopedia.su/12xbba6.html

Мировоззрение и деятельность человека

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Читайте также:  Что делать: как жить с мужем алкоголиком - советы психолога

Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет сформулировать цели, которые он намерен достичь в процес­се своей деятельности. Одна из важнейших проблемпринять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в луч­шую сторону.

Во-вторых, именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намечен­ных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает до­рогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что «хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блужда­ющий в темноте».

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении цен­ностных ориентации человек в своей деятельности получает воз­можность находить истинные ценности жизни и культуры, отли­чать действительно важное для деятельности человека по дости­жению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззре­нии содержится понимание человеком мира и тенденций его раз­вития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Что такое менталитет человека?

Происходит оно от французского слова, соответствующего рус­ским «склад ума», «умонастроение», «душевность». Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перево­да этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко.

Так, например, говорят о менталитете конкретного чело­века. Что здесь имеется в виду?

Не просто совокупность знаний, которыми он обладает.

Не только его природный или выработан­ный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект.

Не само мировоззрение как сложная система поня­тий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет — совокупность всех итогов познания, оценка их на основепред­шествовавшей культуры и практической деятельности, на­ционального сознания, личного жизненного опыта.

Иными словами, это своего рода итоговый «сплав», который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным кон­кретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирова­ния духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, МЕНТАЛИТЕТ — явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.

У всех представителей данного социального или профессионального слоя, в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общностижизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.

Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качествоткрытость для общения, доверчивость, терпение, тен­денция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.).

Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа.

Современная наука о национальных общностях людей — этнологияпредпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

Убеждение и вера

Как связаны знание, убеждение и вера?

Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах.

Например, мы знаем, что Солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения.

Совет

Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях.

Но любое знание ограничиваетсявозможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространствве.

Можно ли познать все?

В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему се­годняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познаниеоткрывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.

В убеждении – вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргу­ментации, рациональной доказательности.

В противовес этому для убеждений – знаний характерна опора на достоверную инфор­мацию, логическую обоснованность.

В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Давно подмечено, что лично значимые, дорогие убеждения во многом определяют практическую деятельность, поведение человека. И не случайно многие самоотверженно от­стаивают их.

А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возра­жения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чув­ствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеж­дений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос пре­рываться, тут надобно было его видеть: он бросался на против­ника барсом».

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для се­бя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возника­ет не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.

Например, в одной из школ старшеклас­сникам была предложена анкета, включавшая следующие во­просы:

1.Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).

2.Моя уверенность основана на:

а)интуиции,

б)моем личном опыте,

в)опыте моих родителей,

г)мнении многих, окончивших школу,

д)наблюдении за судьбой выпускников,

е)изучении связи между школьной успеваемостью и жизнен­
ным успехом.

На первый вопрос большинство ответило положительно. От­бирая основания, многие выделили пункты В и Г.

А какой бы вы­бор сделали вы?

Большое влияние на формирование убеждения оказывает ис­кусство.

Приведем высказывание Белинского, об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слу­шают и понимают немногие, второго — все».

Источником убеждений, как видно из высказывания Белин­ского, может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности.

Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не вы­держать испытания в столкновении с личным опытом, повсе­дневностью.

Мировоззрение, убеждение, вераважнейшие составляю­щие духовного мира человека. Они — плод напряженных иска­ний, прозрений, мучительных сомнений. Но только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.

Источник: https://studopedya.ru/1-107256.html

Мировоззрение и его роль в жизни человека Подготовили

Мировоззрение и его роль в жизни человека Подготовили Учащиеся 10 -А класса Михайленич Анастасия Уардани Ясмина

Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление.

Мировоззрение – система взглядов, оценок образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

мировоззрение Мироощущение эмоциональнопсихологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Миропонимание Познавательноинтеллектуальн ая сторона мировоззрения Представление о мире на основе рационального его объяснения

Обратите внимание

История мировоззрения Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга.

В русский язык термин попал не позже 1902 года. Вместе с тем, в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях» .

знания принцип ы Духовные ценности Структура мировоззрения идеал ы убежд ения идеи

Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.

Типы мировоззрения 1. Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений

В мировоззрении могут проявляться: -Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; – Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; – Разумный критицизм.

Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения: отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.

1 2 Классификация видов мировоззрения Ø Теоцентризм (приоритет отдается Богу) ØПриродоцентризм ( приоритет отдается природе) ØАнтропоцентризм ( приоритет отдается человеку) ØСоциацентризм (приоритет отдается обществу) ØЗаниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается заниниям, науке) §Прогрессивное §Реакционное ü революционное (приоритет нового, обоснование 3 необходимости преобразования наличного бытия) üКонсервативное (приоритет сохранения существующего положения)

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, имеют хорошо разработанную систему моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей.

Важно

Философское мировоззрение Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

Философия — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.

Читайте также:  Как понять, что тебе завидуют друзья или родственники?

Философия (как особый тип мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Роль мировоззрения в жизни человека Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем – принять мир таким, каков он есть.

КОНЕЦ!

Источник: https://present5.com/mirovozzrenie-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-podgotovili/

Мировоззрение и его роль в жизни общества

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени.

Например, мировоззрение западноевропейцев  считается активным, рациональным и  линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»).

Мировоззрение – способ построения картины мира.

Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина  мира является исходным пунктом и  результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е.

внешними условиями существования) сразу  после рождения в «свернутом»  виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого  опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями  и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в  определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена  объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения.

Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.

Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее.

Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в  предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей.

Совет

Целостное осознание и переживание  воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений  и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание  представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине  мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения  человека к миру.

Мировоззрение у огромного  количества совершенно разных людей  имеет множество общих черт в  различных отношениях. Так, мировоззрение  может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно  всегда стремится к целостности  и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств.

Однако достигаются  эта целостность и эта успешность разными способами.

Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение  формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение  действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку  системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это  произвольное смешение мироощущения с  миропониманием.

Будучи отражением мира и  ценностным отношением к нему, мировоззрение  играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии  построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в  себе мировоззренческое начало.

Понятие мировоззрения соотносится  с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится  ко всей объективной действительности и к человеку.

1.3 Структура мировоззрения

Будучи важной составной  частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную  структуру.

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

Обратите внимание

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения – вопросы, которые  возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

– «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

– «О должном» (что обладает  высшей ценностью, т.е. является  благом, а что ценностью не  обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче – как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая  подсистемы мировоззрения, в которых  и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость  и твердость характеру, оно сказывается  на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Во-первых, именно мировоззрение  дает человеку ориентиры и цели для  всей его практической и теоретической  деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение  через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше  достичь намеченных ориентиров и  целей, вооружает их методами познания и деятельности.

Уподобляя метод  фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596–1650) говорил, что хромой с фонарем  быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении  ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно  важное для деятельности человека в  достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Именно в мировоззрении  содержится понимание человеком  мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты  и безобразия.

Мировоззрение играет активную роль в жизни человека: выражает смысл жизни, степень осознания  им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

2. Основные исторические типы мировоззрения

Важно

Различают следующие исторические типы (формы) мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически  первым был мифологический взгляд на мир.

2.1 Мифологическое мировоззрение

В основе мифологического  мировоззрения лежит фантазия, вымысел.

Мифологическим мировоззрением, независимо от того, к далекому прошлому или  сегодняшнему дню оно относится, мы называем такое мировоззрение, которое  основано не на теоретических доводах  и рассуждениях, а на художественно – эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рождённых  неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:

– эмоционально-образная  форма (проявляется при передаче  образов героев, богов, духов);

– очеловечивание природы  (перенос человеческих черт на  окружающий мир, олицетворение  и одушевление космоса, природных  сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.);

– отсутствие рефлексии  (рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным  сознанием);

– утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые  мировоззренческие проблемы тесно  связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь,  защиту от голода, болезней, нужды  и так далее).

Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения  является наиболее ранней и архаичной.

Мифологическому мышлению свойственно  отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и  временных отношений, происхождения  и сущности, безразличия к противоречию и так далее.

Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов.

Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным  генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.

Мифология – исторический тип мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения.

Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями, которые являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего  многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.

Совет

Она содержит элементы религии, поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.

Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством и оказывают влияние на массовое сознание.

Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и  были повествованием о происхождении  и судьбах мира. Г. Гегель писал, что  создание мифов есть проявление бессилия разума перед миром.

В те времена  человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие  глобальные вопросы, как: происхождение  и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений  природы, возникновение животных и  людей.

Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвящённые  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его  жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали  определённые нормы поведения. И  в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии  этим не исчерпывается.

Главное значение мифов состоит в том, что они  устанавливали гармонию между миром  и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким  образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в  мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.

Обратите внимание

Определение «мифологический» – это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и так далее.

На этапе более высокого развития человека, общества, знаний и  культуры в целом на смену мифу, как базовой форме мировоззрения, пришли иные формы мировоззрения.

2.2 Религиозное мировоззрение

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – есть форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера и наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

Основные характерные  черты религиозного мировоззрения:

– Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек является субъектом религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях своё видение Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

– Религия – не рефлексивный тип мировоззрения. В религии отсутствует работа сознания человека и его мысли над собственным сознанием, отсутствует размышление над своими взглядами, психическим состоянием, отсутствует их оценка. Другими словами можно сказать так: отсутствует размышление над собственными размышлениями.

– Важнейшими атрибутами  религии являются Вера и Культ.  Вера – это способ осознания мира  религиозным сознанием, это особые  состояния религиозного сознания  субъекта. Культ – это система  ритуалов и догматов, это внешняя  форма проявления Веры.

– Религия имеет этическую направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Религия является мировоззрением специфическим, одновременно включая в себя определённое поведение и действия, основывающиеся на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным и недоступным пониманию человеческим разумом. Ф. Энгельс отмечал: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Источник: http://referat911.ru/Filosofiya/mirovozzrenie-i-ego-rol-v/257536-2548375-place2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector