Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека (2)
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Вопрос №1
Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней.
Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру.
Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
1. Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально – личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).
2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:
· Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).
· Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
· Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).
· Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:
· Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.
· Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание.
Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности.
Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими – оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.
Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.
М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.
Вопрос №2
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия – сам себе обосновывает свои поступки.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека.
Проблема человека – центральная проблема философии.
В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Результатом философской рефлексии являются философские знания.
Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.
1. Философское знание является системно-рациональным, т.е.
оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей.
Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).
В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты.
Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.
Вопрос №3
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.
Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К.
Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму.
Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.
Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.
Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.
Структура К:
1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:
– индивидуально-личностные;
– социально-групповые;
– К общества на определенном этапе развития;
2) можно выделить основные виды деятельности:
– познавательная (различные знания);
– ценностная деятельность (цели, идеалы);
– практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)
3) можно различать деятельность, поведение, общение, Þ есть:
– К деятельности;
– К поведения;
– К общения, α предполагает и К чувств;
4) К, ее элементы могут различаться и по объекту:
– естественно-техническая К;
– гуманитарная К (политическая, эстетическая…).
В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.
К выполняет разнообразные функции:
1) гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;
2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;
3) ценностно-мировоззренческая;
4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;
5) образовательно-воспитательная;
6) коммуникативная;
7) социальной памяти;
8) психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.
Вопрос №4
Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.
Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.
К выступает как предпосылка, необходимое условие ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности.
Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения.
С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.
Свобода личности:
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.
Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли.
Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение.
Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.
Источник: https://works.doklad.ru/view/JsVnLFgilAE.html
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального _компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.
Мироощущение – Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения
Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях
Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
2. В мировоззрении могут проявляться: — догматизм — скептицизм — разумный критицизм.
3 Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.
Даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры
Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:
научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.);
паранаучное (предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в котором возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство);
религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основывающее свои действия и поступки на одной из священных книг);
атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил).
Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (отстаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей.
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.
Элементы морали: нормы, идеалы, ценности, категории (наиболее общие понятия).
Идеал – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей люди строят выстраивают свои отношения, определяют что является главным в их жизни, выдвигают цели деятельности.
Нравственные ценности связаны с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер.
Добро – это все, что считается моральным и нравственным.
Зло – собирательное значение аморального, безнравственного.
Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник.
Сердцевиной этих начал является нравственность.
Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.
Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их.
Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.
), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.
Деятельность как способ существования людей.
Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Структура деятельности.
Структура деятельности человека:
Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е.
формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной дели.
Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.
Мотивы деятельности.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.
Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).
Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как следствие, — аналогичную социальную реальность.
Виды деятельности.
Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.
Виды деятельности человека:
1) Материальная деятельность.
2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).
3) Духовная.
Коммуникативная (процесс общения).
Игровая деятельность.
Деятельность по обслуживанию людей.
Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.
То есть основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. К данной группе можно отнести также общение. Однако четко разделить их не представляется возможным: человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.
Деятельность и общение.
Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности.
Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность.
Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.
В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Источник: https://infopedia.su/12xbba6.html
Мировоззрение и деятельность человека
Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону.
Во-вторых, именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что «хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Менталитет человека
Что такое менталитет человека?
Происходит оно от французского слова, соответствующего русским «склад ума», «умонастроение», «душевность». Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко.
Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду?
Не просто совокупность знаний, которыми он обладает.
Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект.
Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет — совокупность всех итогов познания, оценка их на основепредшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Иными словами, это своего рода итоговый «сплав», который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, МЕНТАЛИТЕТ — явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.
У всех представителей данного социального или профессионального слоя, в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общностижизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.).
Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа.
Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.
Убеждение и вера
Как связаны знание, убеждение и вера?
Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах.
Например, мы знаем, что Солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения.
Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях.
Но любое знание ограничиваетсявозможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространствве.
Можно ли познать все?
В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познаниеоткрывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.
В убеждении – вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.
В противовес этому для убеждений – знаний характерна опора на достоверную информацию, логическую обоснованность.
В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Давно подмечено, что лично значимые, дорогие убеждения во многом определяют практическую деятельность, поведение человека. И не случайно многие самоотверженно отстаивают их.
А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом».
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.
Например, в одной из школ старшеклассникам была предложена анкета, включавшая следующие вопросы:
1.Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).
2.Моя уверенность основана на:
а)интуиции,
б)моем личном опыте,
в)опыте моих родителей,
г)мнении многих, окончивших школу,
д)наблюдении за судьбой выпускников,
е)изучении связи между школьной успеваемостью и жизнен
ным успехом.
На первый вопрос большинство ответило положительно. Отбирая основания, многие выделили пункты В и Г.
А какой бы выбор сделали вы?
Большое влияние на формирование убеждения оказывает искусство.
Приведем высказывание Белинского, об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго — все».
Источником убеждений, как видно из высказывания Белинского, может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности.
Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытания в столкновении с личным опытом, повседневностью.
Мировоззрение, убеждение, вера — важнейшие составляющие духовного мира человека. Они — плод напряженных исканий, прозрений, мучительных сомнений. Но только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.
Источник: https://studopedya.ru/1-107256.html
Мировоззрение и его роль в жизни человека Подготовили
Мировоззрение и его роль в жизни человека Подготовили Учащиеся 10 -А класса Михайленич Анастасия Уардани Ясмина
Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление.
Мировоззрение – система взглядов, оценок образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
мировоззрение Мироощущение эмоциональнопсихологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Миропонимание Познавательноинтеллектуальн ая сторона мировоззрения Представление о мире на основе рационального его объяснения
История мировоззрения Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга.
В русский язык термин попал не позже 1902 года. Вместе с тем, в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях» .
знания принцип ы Духовные ценности Структура мировоззрения идеал ы убежд ения идеи
Основные блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный; 2) чувственно-эмоциональный; 3) ценностный; 4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.
Типы мировоззрения 1. Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение материальных предметов и явлений
В мировоззрении могут проявляться: -Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; – Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; – Разумный критицизм.
Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения: отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.
1 2 Классификация видов мировоззрения Ø Теоцентризм (приоритет отдается Богу) ØПриродоцентризм ( приоритет отдается природе) ØАнтропоцентризм ( приоритет отдается человеку) ØСоциацентризм (приоритет отдается обществу) ØЗаниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается заниниям, науке) §Прогрессивное §Реакционное ü революционное (приоритет нового, обоснование 3 необходимости преобразования наличного бытия) üКонсервативное (приоритет сохранения существующего положения)
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, имеют хорошо разработанную систему моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей.
Философское мировоззрение Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука.
Философия (как особый тип мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
Роль мировоззрения в жизни человека Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем – принять мир таким, каков он есть.
КОНЕЦ!
Источник: https://present5.com/mirovozzrenie-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-podgotovili/
Мировоззрение и его роль в жизни общества
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени.
Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»).
Мировоззрение – способ построения картины мира.
Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е.
внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения.
Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.
Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее.
Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей.
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств.
Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами.
Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
1.3 Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
– «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
– «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче – как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596–1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Мировоззрение играет активную роль в жизни человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.
2. Основные исторические типы мировоззрения
Различают следующие исторические типы (формы) мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
2.1 Мифологическое мировоззрение
В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел.
Мифологическим мировоззрением, независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы называем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно – эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
– эмоционально-образная форма (проявляется при передаче образов героев, богов, духов);
– очеловечивание природы (перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.);
– отсутствие рефлексии (рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием);
– утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и так далее).
Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.
Мифологическому мышлению свойственно отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и так далее.
Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов.
Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.
Мифология – исторический тип мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения.
Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями, которые являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества.
Она содержит элементы религии, поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.
Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством и оказывают влияние на массовое сознание.
Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Г. Гегель писал, что создание мифов есть проявление бессилия разума перед миром.
В те времена человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как: происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, возникновение животных и людей.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвящённые устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его жизненном пути.
Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии этим не исчерпывается.
Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека.
Определение «мифологический» – это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и так далее.
На этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом на смену мифу, как базовой форме мировоззрения, пришли иные формы мировоззрения.
2.2 Религиозное мировоззрение
Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – есть форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера и наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.
Основные характерные черты религиозного мировоззрения:
– Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек является субъектом религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях своё видение Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.
– Религия – не рефлексивный тип мировоззрения. В религии отсутствует работа сознания человека и его мысли над собственным сознанием, отсутствует размышление над своими взглядами, психическим состоянием, отсутствует их оценка. Другими словами можно сказать так: отсутствует размышление над собственными размышлениями.
– Важнейшими атрибутами религии являются Вера и Культ. Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, это особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ – это система ритуалов и догматов, это внешняя форма проявления Веры.
– Религия имеет этическую направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Религия является мировоззрением специфическим, одновременно включая в себя определённое поведение и действия, основывающиеся на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным и недоступным пониманию человеческим разумом. Ф. Энгельс отмечал: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Источник: http://referat911.ru/Filosofiya/mirovozzrenie-i-ego-rol-v/257536-2548375-place2.html