Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой

Эмоциональный стресс: признаки, профилактика, пути выхода

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Понятие стресса и этапы его развития

Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся).

Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

Обратите внимание

Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Дистресс — негативный стресс

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности.

А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер.

Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Основные причины эмоционального стресса

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

Причины стресса

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Признаки стрессового состояния

Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

Сам же стресс проявляется в зависимости от стрессоустойчивости (эмоциональный может быть причиной серьёзных патологических изменений в организме). Проявляется он в виде, эмоциональных, физиологических, поведенческих и психологических изменений.

Физиологические признаки

Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • патологические проявления аллергического характера (зуд, кожные высыпания и др.);
  • расстройство пищеварения;
  • головные боли;
  • увеличенное потоотделение.

Физиологический стресс

Эмоциональные признаки

Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

  • Плохое настроение, тоска, депрессия, беспокойство и чувство тревоги.
  • Гнев, агрессия, одиночество и др. Эти эмоции возникают резко, ярко выражаются.
  • Изменения в характере – усиление интроверсии, снижение самооценки и др.
  • Патологические состояния – невроз.

Эмоциональный стресс

Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

Поведенческие признаки

Человеческое поведение и реакции, которые ему сопутствуют, являются признаками эмоционального стресса. Выявить их несложно:

  • снижение работоспособности, полная потеря интереса к трудовой деятельности;
  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.

Эмоциональный стресс, который выражается через поведение, легко определить при длительном наблюдении за человеком и при общении с ним. Дело в том, что он ведёт себя не так, как обычно (он импульсивен, быстро и неразборчиво говорит, совершает необдуманные действия и др.).

Психологические признаки

Психологические симптомы эмоционального стресса чаще всего проявляются при длительном пребывании человека вне зоны психоэмоционального комфорта, его неспособности адаптироваться под новые условия существования. В результате биологические и физические факторы оставляют свой след на психологическом состоянии человека:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с сосредоточенностью при выполнении работы;
  • нарушение сексуального поведения.

Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

Глубокая депрессия

С психическими факторами человек поддаётся острым или хроническим травмам психического характера. У человека может возникнуть расстройство личности, депрессивные психогенные реакции, реактивные психозы и т. д.

Каждая из патологий – признак, который является являются следствием влияния травм психологического характера. Причинами таких состояний могут стать, как неожиданные известия (смерть близкого человека, потеря жилья и др.

), так и длительное влияние стрессоров на организм.

Чем опасен стресс?

Из-за продолжительного стресса, могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. Дело в том, что во время стресса надпочечники выделяют увеличенный объем адреналина и норадреналина.

Эти гормоны заставляют внутренние органы работать активнее, с целью защитить организм от стрессора.

Но сопутствующие этому явления, такие как повышение давления, спазмы мышц и сосудов, повышение сахара в крови приводят к нарушению функционирования органов и систем. Именно из-за этого, увеличивается риск развития болезней:

  • гипертония;
  • инсульт;
  • язва;
  • инфаркт;
  • стенокардия;
  • рак.

С действием продолжительного психоэмоционального стресса снижается иммунитет. Последствия могут быть разными: от простудных, вирусных и инфекционных болезней до образования онкологии. Самые распространённые патологии связаны с сердечно-сосудистой системой Вторые, по распространённости – заболевания ЖКТ.

Влияние стресса на здоровье

По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

Поэтому, чтобы сохранить собственное здоровье, необходимо научиться предупреждать «неприятные сюрпризы» и стараться контролировать собственное эмоциональное состояние.

Диагностика эмоционального стресса

Диагностика психоэмоционального состояния проводится только в кабинете психолога. Дело в том, что каждый случай требует детального изучения по тем методикам и условиям, которые ставит специалист с определённой целью. При этом учитывается направление работы, цели диагностики, рассмотрение конкретной ситуации из жизни больного и т. д.

Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
  2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
  3. Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  4. Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  5. Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.

Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

Лечение эмоционального стресса

Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая.

Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов.

По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.

Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

Психологические тренинги

Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

Профилактика стресса

Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

  • заниматься спортом;
  • ставить перед собой новые цели;
  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • уделять внимание своему отдыху, особенно сну.

Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

Читайте также:  Межличностные конфликты: примеры и методы профилактики

Заключение

Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/emocionalnyj.html

Эмоциональное напряжение. Причины и способы снятия эмоционального напряжения

Эмоциональное напряжение часто путают со стрессом, хотя эти понятия стоит разделять. Можно сказать, что эмоциональное напряжение – это причина, а вот состояние стресса – следствие. Кроме того, стрессом называют реакцию организма как на психологические, так и на физические перегрузки. А в этой статье речь пойдет только об эмоциональной составляющей нашей жизни.

Эмоции, бесспорно, украшают нашу жизнь, делают ее более полной. Радость, любовь, удивление, благодарность – все это эмоции, которые мы испытываем постоянно. И если позитивными эмоциями мы делимся охотно, то негатив очень часто держим в себе.

Хорошо, если человек умеет время от времени выплескивать свои эмоции. Кто-то идет к психологу, чтобы рассказать о своих сложностях, о том, что «накипело».

Важно

Кто-то делится своими проблемами, страхами и обидами с друзьями и любимыми. Может быть, именно поэтому так ценится настоящая женская дружба. Мужчина, даже любимый человек, не всегда сможет понять.

А вот лучшая подруга всегда выслушает, пожалеет и даже даст хороший совет.

Модный цвет волос весна 2019

Причина эмоционального напряжения одна – неумение выплескивать негативные эмоции, избавляться от них. Они накапливаются, и постепенно у человека могут развиться различные невротические расстройства – от легкой депрессии до серьезного психического заболевания. Страдает и физическое здоровье.

Ни для кого не секрет, что постоянный психологический стресс негативно воздействует на работу всего организма. Почему, когда человек сильно переживает за что-то, говорят «сердце рвется на части»? Потому что во время сильного стресса нагрузка на этот орган действительно колоссальная.

К чему может привести долгосрочное эмоциональное напряжение, несложно догадаться.

Конечно, помимо внутренних причин есть и внешние. Это так называемые стрессовые факторы – ситуации, которые вызывают у нас негативные эмоции. Это может быть нелюбимая работа, проблемы в семье, несбывшиеся мечты и многое другое. И если бороться с внутренними проявлениями можно, то внешние факторы изменить довольно сложно.

Как предотвратить эмоциональное напряжение

Почувствовать состояние эмоционального напряжения очень просто. В таких случаях люди говорят «мне тяжело» или «мне плохо». Если Вы чувствуете себя именно так, значит пришло время напряжение снять.

Но что делать, чтобы оно и вовсе не возникало? Конечно, можно избавиться от всех стрессовых факторов – нелюбимой работы или мужа, от которого одни проблемы. Но согласитесь, бесконечно убегать от проблем не получится. Всегда есть то, что мы можем изменить.

Но в большинстве случаев нам приходится принять факты такими, как есть. Поэтому нужно учиться предотвращать ситуации, когда эмоциональное напряжение нарастает и может привести к невротическим расстройствам.

Чтобы избежать его, необходимо всего лишь придерживаться некоторых правил – так называемой психогигиены.

Во-первых, не стоит держать все в себе. Есть трудности, которые человек может перенести сам. А есть переживания, которые могут привести к длительным депрессиям, вызвать серьезные проблемы в отношениях с родными и коллегами на работе. Лучший из этого выход – поделиться своими переживаниями.

Даже простой разговор на «больную» тему может облегчить состояние. Если Вы уверены в своих близких, поделитесь с ними. В некоторых ситуациях лучше обратиться к психологу.

Специалист позволит Вам не только выговориться, но и даст рекомендации по выходу из состояния эмоционального напряжения.

Во-вторых, не стоит пытаться контролировать все вокруг, включая родных людей. К сожалению, мы часто пытаемся поучать наших близких, переделывать их под себя. Именно это и становится причиной многих конфликтов.

Совет

Мы просто не можем свыкнуться с мыслью о том, что каждый человек индивидуален, он живет так, как умеет, как понимает саму жизнь. Переделывать его – не только бессмысленное, но и жестокое занятие. Принимайте всех людей такими, какие они есть.

Это поможет Вам сохранять состояние спокойствия и благодушия.

В-третьих, постоянно развивайтесь. Эмоциональное напряжение часто возникает вроде бы на пустом месте. Кажется, все есть – любимая работа, семья, друзья, чего еще желать? А на сердце тяжесть, копится раздражение.

Иногда человеку просто не хватает развития. Нужно постоянно ставить цели и развиваться, неважно, касается ли это профессии, хобби, воспитания детей или даже банальной уборки в доме.

Новые достижения помогут избежать комплекса неполноценности и чувства внутренней агрессии, неприятия себя.

Источник: https://www.inmoment.ru/beauty/health/emotional-stress.html

Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему.

Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами).

Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Что такое эмоциональный стресс

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс.  Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Эмоции и стресс

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.

Эмоционально стрессовая психотерапия

Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Положительный – эутстресс. Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  2. Негативный – дистресс. Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.

Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

Эмоциональный стресс у подростков

Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов. Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

Факторы, вызывающие стресс

Стресс эмоции подростка

Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.

Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

Читайте – Школьный невроз или у ребенка стресс

Причины и признаки

Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.

Эмоциональные признаки стресса

Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.

Где живут эмоции

Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

  • Тревога без видимых причин;
  • Внутреннее напряжение;
  • Повышенная раздражительность;
  • Агрессивность;
  • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций;
  • Подавленность, тоска, угнетённость;
  • Капризность;
  • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
  • Снижение памяти и внимания;
  • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
  • Постоянная усталость;
  • Снижение работоспособности;
  • Нарушения сна;
  • Неудовлетворённость;
  • Изменение аппетита;
  • Нарушение в поведении и восприятии мира.

Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам, пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность. Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.

Профессиональная методика по защите от стресса представлена в книге Сандомирского. Существуют также другие эффективные методики защиты.

Как снять эмоциональный стресс

Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

  1. Избавление от эмоций. Этому способствуют разные техники и дыхательные упражнения, которые позволяют стабилизировать нервную систему, расслабиться, отпустить напряжение и сконцентрироваться на ощущениях.
  2. Эмоциональное раскрытие. Лучший способ избавиться от напряжения – поделиться эмоциями с близкими и друзьями, получить поддержку. После этого проблемы утрачивают свою значимость.
  3. Ведение дневника. Многим людям сложно открыться окружающим, для этого может использоваться бумага. Негативные ощущения, написанные в дневнике, позволяют посмотреть на ситуацию со стороны, систематизировать информацию. Это позволяет осознать страхи, признать наличие проблемы, проанализировать ситуацию.
  4. Трансформация переживаний в другую энергию. Снижению напряжённости способствует физическая активность. Можно выбрать занятия спортом, домашние дела, требующие интенсивной деятельности, работу на приусадебном участке.
  5. Выражение в творчестве. Человек, который имеет какое-либо хобби, легче переживает жизненные невзгоды. Музыка, танцы, рисование, вокал позволяют прикоснуться к прекрасному, повысить эмоциональный статус, изменить восприятие собственного Я.
  6. Вера в Бога. Самый лучший способ, однако требующий более глубокого подхода.
Читайте также:  Боюсь управлять автомобилем: как преодолеть страх вождения?

Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать препараты от стресса, хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

Источник: https://stressamnet.ru/raznovidnosti-stressov/emocionalnyj-stress/

Что такое эмоциональный стресс?

Стресс эмоциональный — это состояние, возникающее в результате факторов, способствующих появлению сильных отрицательных переживаний. Они приводят к резкому выходу из зоны комфорта, что требует быстрой психологической и физиологической адаптации.

Эмоциональный стресс является естественной защитной реакцией организма на перемену привычных условий. Психология этого состояния уже хорошо изучена.

Эмоциональный стресс у детей и взрослых является постоянным спутником нормальной жизнедеятельности, позволяющим быстро адаптироваться к меняющимся условиям среды.

Ребенок с раннего возраста учится преодолевать имеющиеся у него переживания для нахождения выхода из тех или иных неблагоприятных ситуаций. Однако из-за довольно комфортных условий современной жизни нередко человек не приобретает навыки для устранения ненужных неприятных эмоций.

Это приводит к тому, что дискомфортные ощущения не только сохраняются на продолжительное время, но и могут усиливаться.

Неумение справляться с эмоциями может стать причиной не только психических нарушений, но и создать предпосылки для развития тяжелых заболеваний разных органов и систем.

Причины появления эмоционального стресса

Обычно это состояние развивается на фоне дискомфортных ситуаций, которые не позволяют реализовать или удовлетворять основные физиологические и социальные потребности. Исследователи выявили ряд причин, которые могут спровоцировать психоэмоциональный стресс, в том числе:

  • сильная обида;
  • чувство страха;
  • сложные обстоятельства;
  • кардинальные изменения в связи с переездом, сменой работы и т. д.
  • беспокойство.

Способствовать появлению этого состояния могут различные ситуации, которые вызывают отрицательные ощущения. Вызванные этим эмоции и эмоциональный стресс наиболее ярко могут проявиться у ребенка.

Дети тяжело переносят свои неудачи, конфликты со сверстниками, развод родителей и т. д.

Накал эмоций у этой социальной группы обычно не снижается длительное время, что способствует развитию сильнейших стрессов.

Обратите внимание

Появление психоэмоционального перенапряжения нередко наблюдается на фоне ситуаций, которые несут потенциальную угрозу для жизни.

Сильные эмоции и стресс, как их продолжение, может появиться и под воздействием внешних раздражителей, к примеру, избыточных физических нагрузок, инфекций, различных заболевании и т. д.

На фоне этих состояний появляется эффект психологического напряжения. Некоторые физиологические причины также могут спровоцировать психоэмоциональный стресс. К таким факторам относятся:

  • нарушения в работе нервной системы;
  • бессонница;
  • гормональная перестройка организма;
  • хроническое переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • реакция адаптации;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • несбалансированное питание.

Все факторы, которые провоцируют стресс, можно условно разделить на внешние и внутренние. Очень важно выявить, что именно привело к сильным переживаниям.

К первой группе факторов относятся состояния или условия внешней среды, которые сопровождаются сильными эмоциями. Ко второй могут быть причислены результаты умственной деятельности и воображения человека.

Они обычно не имеют никакой взаимосвязи с реальными событиями.

С этим состоянием каждый человек сталкивается множество раз, причем проявления его быстро исчезают, когда условия, в которых они возникли, смягчились или наступила адаптация организма к ним.

Однако ученые выделяют отдельные группы людей, которые имеют некоторые особенности психологической регуляции, делающие их более восприимчивыми к воздействию факторов, вызывающих повышение эмоциональной напряженности.

Они чаще подвержены стрессу, который проявляется у них в более выраженной форме. К группам риска относятся люди:

  • которым присуща повышенная эмоциональная возбудимость;
  • отличающиеся творческой активностью;
  • имеющие различные психические расстройства;
  • занимающиеся определенным родом деятельности;
  • с повышенным уровнем тревожности;
  • проживающие в больших городах.

Те, кто постоянно испытывают на себе психологический дискомфорт и давление, вызванное сочетанием разных обстоятельств, нередко переживают свои эмоции в себе, не проявляя их. Это способствует накоплению эмоциональной усталости и может стать причиной нервного истощения.

Классификация форм и стадий эмоционального стресса

Появление этого состояния может наблюдаться при самых разнообразных условиях. Выделяются 2 основные его разновидности. Эустресс является результатом реакции, способной активировать адаптационные и психические способности организма человека. Обычно он возникает при каких-либо положительных эмоциях.

Дистресс является своего рода патологическим состоянием, становящимся причиной дезорганизации поведенческой и психологической активности человека. Он негативно отражается на всем организме. Обычно это состояние вызвано эмоциональным напряжением при конфликтных ситуациях.

Различные психотравмирующие ситуации также могут стать причиной развития этого нарушения.

Важно

Психоэмоциональный стресс обычно протекает 3 основные стадии. Первая фаза получила название перестройки. Сначала при повышенном психологическом напряжении запускается ряд биологических и химических реакций. В этот период наблюдается активизация деятельности надпочечников и выброс адреналина. Это способствует повышению возбуждения, ведущему к нарушению работоспособности и снижению реакций.

После этого наступает фаза стабилизации. Надпочечники адаптируются к имеющейся ситуации, что становится причиной стабилизации выработки гормонов. Если стрессовая ситуация не исчезает, наступает третья ее стадия. Последняя фаза характеризуется развитием истощения нервной системы. Организм утрачивает способность преодолевать психоэмоциональные стрессы.

Работа надпочечников сильно ограничивается, что становится причиной сбоя в работе всех систем. В физическом плане данная стадия характеризуется критическим снижением глюкокортикостероидных гормонов при повышении уровня инсулина.

Это становится причиной ослабления иммунитета, снижения работоспособности, развития психической дезадаптации, а иногда и различных патологий.

Проявления эмоционального стресса

Наличие этого нарушения не может протекать без каких-либо симптомов. Таким образом, если человек находится в этом состоянии, не заметить это крайне сложно. Развивающийся эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний всегда сопровождаются рядом характерных психологических и физиологических признаков.

К таким проявлениям относятся:

  • усиление частоты дыхания;
  • напряжение отдельных групп мышц;
  • слезы;
  • повышенная раздражительность;
  • учащение пульса;
  • тревожность;
  • снижение концентрации внимания;
  • резкие скачки артериального давления;
  • общая слабость;
  • повышенная потливость.

Нередко эмоциональное напряжение проявляется сильными головными болями, а также приступами нехватки воздуха (дефицита кислорода). Наблюдается резкое повышение или снижение температуры тела. Нередко человек, находящийся в стрессе, может проявлять неадекватные реакции.

На фоне всплеска эмоций нередко утрачивается способность рационально мыслить и действовать, поэтому субъект не может иногда здраво оценивать свое поведение и адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию.

Обычно физические проявления как реакция на стресс наблюдаются на протяжении короткого периода времени.

Чем опасен эмоциональный стресс?

Уже доказано влияние психологических факторов на общее состояние здоровья. Многие патологические состояния могут быть вызваны именно стрессом. На фоне различных психоэмоциональных сбоев наблюдается повышение уровня адреналина.

Это может стать причиной резких скачков артериального давления. Данное явление нередко приводит к спазму кровеносных сосудов в головном мозгу. Это может стать причиной развития инсульта. Может наблюдаться повреждение стенок сосудов.

Из-за этих физиологических особенностей такого психологического состояния повышается риск развития таких заболеваний, как:

  • гипертония;
  • злокачественные опухоли;
  • сердечная недостаточность;
  • аритмия;
  • стенокардия;
  • инфаркт;
  • ишемическая болезнь сердца.

Сильнейший и продолжительный стресс может стать причиной тяжелейших последствий. Могут наблюдаться неврозы, сердечные приступы и психические расстройства. Эмоциональный стресс может привести к истощению организма и понизить иммунитет.

Человек начинает чаще страдать от вирусных, грибковых и бактериальных заболеваний, причем протекают они в более агрессивной форме.

Помимо всего прочего, медицинскими работниками выявлено, что на фоне эмоционального стресса нередко наблюдается обострение таких состояний, как:

  • мигрень;
  • астма;
  • расстройства органов пищеварения;
  • снижение зрения;
  • язвы желудка и кишечника.

Людям, которые имеют предрасположенность к этим патологическим проявлениям, очень важно постоянно контролировать свое психологическое состояние. У ребенка сильный стресс может привести к еще более тяжелым последствиям. У детей на фоне психологического перенапряжения развиваются самые разные хронические заболевания.

Методы купирования эмоционального стресса

В психологии об опасности этого состояния уже известно немало.

Понятие об эмоциональном стрессе имеют и многие современные люди, так как сталкиваются с подобной проблемой довольно часто из-за повышенных психологических нагрузок, в том числе и при решении рабочих вопросов.

Накопление негативных эмоций и напряжения может самым негативным образом отразиться на всех аспектах жизни человека, поэтому с этим нужно бороться всеми возможным методами.

Если стрессовые ситуации являются постоянным спутником жизни, или человек переживает слишком остро любые неприятности, лучше всего сразу обратиться к психотерапевту. Работа со специалистом позволяет приучиться избавляться от негативных эмоций.

Когда проявляется эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний человеком самостоятельно невозможна, обязательно нужно использовать аутотренинги. Они позволяют повысить эмоциональную устойчивость.

В некоторых случаях психотерапевт может порекомендовать использование некоторых седативных препаратов и лекарственных трав, отличающихся выраженным успокаивающим действием. Это позволяет снизить проявления стресса.

Могут быть рекомендованы занятия спортом. Улучшение физической формы позволяет повысить и эмоциональную устойчивость.

Если человек тяжело переносит психологический дискомфорт, рекомендованным является и физиотерапевтическое лечение.

Совет

Кроме того, значительную пользу может принести обучение методикам медитации, которые позволяют быстрее устранить все имеющиеся негативные эмоции.

Необходимо приучаться отвлекаться от неприятных мыслей и при любых неблагоприятных ситуациях не впадать в уныние, а искать пути решения имеющихся проблем.

Профилактика эмоционального стресса

Для того чтобы меньше страдать от проявлений этого психологического состояния, необходимо правильно составить расписание своего дня. Некоторые люди испытывают эмоциональный стресс именно из-за того, что они не успевают что-то сделать и вынуждены постоянно куда-то торопиться.

В этом случае профилактике развития этого состояния нужно уделять особое внимание. Обязательно на сон необходимо отводить не меньше 8 часов. Естественно, нужно использовать в жизни свои методы релаксации. Этот момент является индивидуальным.

Некоторым людям избавиться от неприятных эмоций позволяют танцы или посещение спортзала, в то время как другим занятия йогой, прослушивание музыки или рисование.

Люди, имеющие круг родных и друзей, с которыми можно поделиться своими проблемами, в меньшей степени страдают от эмоционального напряжения.

Обязательно нужно проводить анализ своего личностного стресса, чтобы точно определить ситуации, в которых он наиболее интенсивно выражен. Профилактика стресса предполагает поиски пути решения тех или иных проблем, которые вызывают эмоциональное напряжение.

Нужно помнить, что полностью оградиться от этого не удастся, так как жизнь имеет тенденцию меняться очень стремительно.

Определенная профилактика необходима и для недопущения развития эмоционального стресса у детей.

Обратите внимание

Этой возрастной категории свойственны сильные переживания по разному кругу проблем, но очень важно, чтобы родители имели контакт со своими детьми и могли своевременно оказать поддержку и подсказать правильные пути выхода из той или иной ситуации. Это позволит избежать развития многих соматических нарушений этого состояния.

Источник: https://mypsihologiya.ru/stress/chto-takoe-emotsionalnyj-stress

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоции

Читайте также:  Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

1. Эмоции— это такое отражение в форме переживаний приятного и не­приятного процессов и результатов практической деятельности, как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые от­ношение субъекта к жизненным обстоятельствам:

а) выражают;

б) отражают;

в) представляют собой;

г) определяют.

3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддер­живают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:

а) экспрессивная (выразительная);

б) сигнальная;

в) регуляторная;

г) интерферирующая.

4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

6. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и):

а) только приспособительную;

б) только мобилизационную;

в) только приспособительную и интегративную;

г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.

7. Эмоциональное регулирование поведения —иерархическая система,включающая уровень:

а) полевой реактивности;

б) стереотипов и штампов;

в) эмоционального контроля;

г) социального регулирования.

8. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:

а) познания;

б) переживания;

в) эмпатии;

г) предвидения.

9. Периферическую теорию эмоций выдвинул(и):

а) У. Кеннон;

б) У. Джемс и Н.Н. Ланге;

в) Ф. Бард;

г) Ч. Дарвин.

10. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции:

а) информационной;

б) кибернетической;

в) периферической;

г) когнитивной.

Важно

11. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями со­гласно теории эмоций:

а) информационной;

б) периферической;

в) кибернетической;

г) когнитивной.

12. Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная:

а) П.В. Симоновым;

б) Ч. Дарвиным;

в) У. Джемсом;

г) К. Изардом.

13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме со­гласно теории:

а) Кеннона—Барда;

б) Джемса-Ланге;

в) К. Изарда;

г) П. К. Анохина.

14. То. что эмоциональные переживания и соответствующие им органичес­кие изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:

а) Кеннона-Барда;

б) Джемса—Ланге;

в) К. Изарда;

г) П. В. Симонова.

15. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное—когда не соответствуют, согласно теории:

а) П.К. Анохина;

б) когнитивного консонанса;

в) когнитивного диссонанса;

г) Ч. Дарвина.

16. Сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в резуль­тате периферических реакций, является уязвимым местом:

а) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) теории эмоций Джемса-Ланге.

17. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассмат­риваются:

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина:

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова:

г) в теории эмоций Джемса—Л анге.

18. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются: '

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) в теории эмоций Джемса—Ланге.

19. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундамен­тальные эмоции как базовые структуры:

а) мышления;

б) сознания;

в) памяти;

г) воображения.

Совет

20. Трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции предложена в концепции:

а) Джемса—Ланге;

б) П.К. Анохина;

в) П.В. Симонова;

г) Кеннона—Барда.

21. Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удов­летворения потребностей и влечений, с точки зрения:

а) У. Джемса;

б) Н.Н. Ланге;

в) П.К. Анохина;

г) П.В. Симонова.

22. С.Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции выступают в качестве внутрен­них побуждений к деятельности как проявления:

а) уровня потребностей личности;

б) формы потребностей личности;

в) свойства потребностей личности;

г) механизма потребностей личности.

23. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реа­лизацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению:

а) Л.С. Рубинштейна;

б) П.В. Симонова;

в) А.Н. Леонтьева;

г) П.Я. Гальперина.

24. С точки зрения У. Джемса, причиной эмоций являются реакции:

а) только вазомоторные;

б) только мышечные;

в) только висцеральные и вазомоторные;

г) вазомоторные, висцеральные и мышечные.

25. Эмоции как способ понимания и «превращения» мира трактовал:

а) У. Джемс;

б) Ж.П. Сартр;

в) 3. Фрейд;

г) И.М. Сеченов.

26. Связь между общностью анатомо-физиологических особенностей орга­низма и внешним выражением эмоций установил:

а) В. Вундт;

б) Ч. Дарвин;

в) У. Джемс;

г) У. Кеннон.

27. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником теории со­гласно теории:

а) Ч. Дарвина;

б) В. Вундта;

в) Джемса—Ланге;

г) У. Кеннона.

28. По Э. Титченеру, различие между эмоциями и ощущениями состоит в том, что к эмоциям неприложим параметр:

а) модальности;

б) длительности;

в) ясности;

г) интенсивности.

29. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические являет­ся (ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребности;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

30. Эмоции на стенические и астенические делил:

а) Ч.Дарвин;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) У. Джемс.

31. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребность;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

32. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются):

а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;

б) доминирующие (ведущие) компоненты;

в) время протекания;

г) степень глубины.

33. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

а) интересом;

б) радостью;

в) удивлением;

г) недоумением.

34. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо—это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

35. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требо­ваний, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой —это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

36. Показателем аффекта является:

а) незначительное изменение сознания;

б) нарушение контроля воли за своими действиями;

в) сохранение самообладания;

г) сохранение контроля воли за своими действиями.

г) подражанием

Обратите внимание

37. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведе­ние человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

38. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:

а) внушением;

б) идентификацией;

в) заражением;

г) подражанием.

39. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повы­шенной чувствительности, называется:

а) мнительностью;

б) эмпатией;

в) сензитивностью;

г) тревожностью.

41. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:

а) гипероспия;

б) гипертомия;

в) гиперкинез;

г) гипергия.

42. То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональныхреакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоя­нен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных си­туаций и их количества, утверждает закон:

а) Эммерта;

б) эмоциональной константности;

в) экономии;

г) оптимума мотивации.

43. Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чув­ства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы по­лучает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции:

а) кумулятивной причины;

б) кумулятивно-факторной причины;

в) «мотивации эффекта»;

г) Йеркса—Додсона.

44. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чув­ствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными;

в) эстетическими; f

г) практическими.

45. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

а) аффектом;

б) страстью;

в) настроением;

г) чувством.

46. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением со­знания и нарушением волевого контроля,—это:

а) аффект;

б) страсть;

в) фрустрация;

г) стресс.

47. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает вконфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией —угрозой для благополучия личности, —это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

Важно

48. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:

а) настроение;

б) стресс;

b) тревога;

г) гнев.

49. То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает:

а) 3. Фрейд;

б) К. Лоренц;

в) В. Мак-Дауголл;

г) Дж. Доллард.

50. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конк­ретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредмет­ный страх, называются:

а) аффектом;

б) фобиями;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

51. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопе­реживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) идентификацией;

в) эмпатией;

Воля

1. Воля —регулирование человеком своего поведения, связанное с преодо­лением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

а) сознательное;

б) неосознанное;

в) интуитивное;

г) непроизвольное.

2. Теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида дей­ствовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов, называется:

а) иррационализмом;

б) индетерминизмом;

в) детерминизмом;

г) рационализмом.

3. Волевое поведение как образование квазипотребностей рассматривал:

а) К. Левин;

б) Л.С. Выготский;

в) Д. Узнадзе;

г) В.А. Иванников.

4. Волевое поведение как процесс произвольного формирования побужде­ний исследовал:

а) К. Левин;

б) Л.С. Выготский;

в) Д. Узнадзе;

г) В.А. Иванников.

5. Критерием(ями) проявления воли не является(ются):

а) волевое действие;

б) волевые качества человека;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

6. Действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные, впервые проанализировал:

а) Демокрит;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Платон.

Совет

7. Параметром(ами), который(е) обычно используется(ются) для описания волевых процессов, является(ются):

а) только сила и направленность;

б) только направленность и свобода;

в) только направленность;

г) сила, направленность и свобода.

8. Способность человека самостоятельно принимать ответственные реше­ния и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость:

б) самостоятельность;

в) принципиальность;

г) решительность.

9. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энер­гии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

а) настойчивость;

б) сознательность;

в) оптимизм;

г) трудолюбие.

10. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) принципиальность;

г) самоуверенность.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Источник: https://cyberpedia.su/12×1762.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector