Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

Структура сознания

Определение 1

Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание – репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания

Определение 2

Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.

Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.

Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.

Обратите внимание

Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/struktura_soznaniya/

Сознание – психология

Сознание — это главный психический интегративный процесс, который объединяет внимание, память, разные смыслы, опыт человека, его эмоции, восприятие и другие психические проявления.

Сознание в психологии является одной из важнейших категорий, которая в обобщенном виде отражает объективные свойства окружающего мира, что позволяет человеку формировать внутреннюю модель внешнего мира и преобразовывать окружающую действительность.

Структура сознания

Особенности — это категориальность и концептуальность, осознание связей, отражение взаимосвязей, связь с общественным сознанием, самосознание. Сознание в психологии подразделяют на два слоя.

На бытийном уровне происходит выбор в пользу разрешения сложных жизненных ситуаций, оно помогает актуализировать нужный в данный момент образ и двигательную программу, которая вызывается реалиями окружающего мира. На рефлективном уровне сознания идеи, понятия, научные и житейские знания соотносятся со значением.

Смысл является субъективным пониманием и отношением к ситуации или информации. Если возникают трудности в осмыслении значений, то рождается непонимание. Истоки рефлективного слоя берут начало в бытийном.

Функции

Сознание в психологии имеет следующие функции: отражательную, регулятивно-оценочную, порождающую (креативно-творческую) и рефлексивную.

Объектами рефлексии могут быть: отражение мира, размышления о нем, способы регулирования человеком собственного поведения, а также и сами процессы рефлексии, личное сознание.

Свойства

Важно

Сознание в психологии имеет ряд фундаментальных свойств: категоричность (отражает мир через призму знаний и позиций в общечеловеческом масштабе), осознание целей деятельности, отражение существенных в данной ситуации взаимосвязей, обусловленность сознания человека общественными формами сознания, концептуальная модель своей личности и построение контакта с реальностью на этой основе.

Формы

Выделяют две основные формы, которое имеет сознание. В психологии каждая из них описывается по строгой схеме, в которой можно четко проследить структуру и содержание каждой. Это общественное (проявляется во время паники, соревнований и т.д.) и индивидуальное (свойственно одному человеку и является уникальным) сознание.

Самосознание

Самосознание (образ своего «Я») возникает у человека не сразу, оно складывается постепенно под воздействием многих социальных влияний, на протяжении всей жизни.

Оно включает 4 компонента: сознание «Я» как активного начала деятельности, способность отличать себя от других, видеть свои индивидуальные психические свойства, иметь самоуважение, которое формируется на основе опыта общения и деятельности.

Источник:

Что такое сознание в психологии, какую роль играет сознание в жизни человека?

Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский.

Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Управление сознанием

Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию.

Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это.

Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека.

Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает.

Читайте также:  Стресс или состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой

С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, гипноза, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

Что такое общественное сознание?

Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.

Уровни общественного сознания

Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время.

Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность.

Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:

  1. Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
  2. Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
  3. Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
  4. Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.

Источник:

Психология сознания. Проблемы сознания в психологии

Одним из первых критериев выступает сознавание, то есть сознание и отождествление психики. Психология сознания представляет собой науку о основных элементах и свойствах сознания, а также законах и связях между ними, которым они непосредственно подчиняются.

В качестве основного метода выступает интроспекция (это метод психологического исследования, за счет которого осуществляется наблюдение психических собственных процессов, в ходе которых не применяются никакие эталоны и инструменты.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/soznanie-psihologiya.html

Структура сознания

Сознание являет собой сложнейшую структуру психологии человека, что состоит из элементов самого сознания и их связей. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению его составляющих частей, следует отметить, что сознание являет собой отражение объективной реальности и непременно включает в себя волевые процессы, разум и чувства.

Структура и функции сознания

К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят:

  • познание;
  • отношение;
  • переживание.

Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности. Он находит свое проявление в логике, фантазии, воображении, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.

Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».

Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства).

Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями.

Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.

Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением.

На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики.

Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).

Совет

Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.

Формирование структуры сознания человека

Ее образуют 4 уровня знаний:

  1. Осознанное знание (к примеру, вы осознанно принимаете решение научится писать картины, учитесь этому, приобретая тем самым нужные творческие навыки).
  2. Неосознанное незнание (вы не умеете рисовать, как Сальвадор Дали, и вас это ничуть не расстраивает).
  3. Осознанное незнание (понятия не имеете, что такое мольберт, но понимаете, что вам необходимо научиться рисовать).
  4. Неосознанное знание (взяв кисть вруки, рисуете шедевры, скажем так, «на автомате»).

Структура сознания и самосознания

Самосознание — это наиболее высокий уровень ясности в структуре сознания. Благодаря самосознанию, вы способы осознать собственное «Я», влияете на общество, понимаете свою роль в нем.

Оно помогает личности анализировать и оценивать личные знания, умения, поведение, поступки, мысли. Это главное условие самосовершенствования.

Познавая себя во взаимоотношениях с другими, вы корректируете свое самосознание, потому как именно коллективизм является ее наивысшей формой.

Источник: https://womanadvice.ru/struktura-soznaniya

Глава 6: Основные структурные компоненты сознания – Свободная Философия

Сознание, как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы её рассмотреть стоит обратить внимание на такое обстоятельство: нередко понятие «сознание» отождействляется с понятием «психика человека». Это тождество ошибочно. Психика более сложное образование. Оно включает в себя две сферы отображения — сознательное и несознательное.

Концепцию несознательного впервые сформировал немецкий философ XVII-XVIII века Г. Лейбниц. В труде «Монадология» он охарактеризировал несознательно, как нижшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII века Д. Гартли связал несознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции рационализма объяснить несознаельное пытался А. Шопенгауер.

Особое внимание этое проблеме уделил З. Фрейд. Он считал, что несознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые пребывают вне сферы разума.

К несознательному относятся, прежде всего, инстинкты — совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в последствии длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненых функций, самого существования каждого существа.

К структуре несознательного принадлежит также интуиция и автоматизм, которые могут зарождатся в сознании и со временем переходить в сферу несознательного

Интуиция — это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения через непосредственное чувственное созерцание или умовыводы.

Автоматизм — это сложные действия человека, которые первично создаваясь под контролем сознания, в последствии длительной тренировки и многоразового повторения приобретают несознательный характер.

Несознательными также являются: сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния неосудимости и т.д.

Благодаря включению несознательного в психическую деятельность уменьшается нагрузка на сознание, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека.

Современная наука также оперирует понятием подсознательного.

Подсознательное — особенный пласт или уровень несознательного. К нему принадлежат психические явления, связанные с переходом операций деятельности из уровня сознания на уровень автоматизма.

Несознательное и сознательное — две относительно самостоятельные стороны единой психической реальности человека, достаточно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства.

В несознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррациональных фыилософских учений.

В этих учениях основными в человеческом поведении считаются разоичные формы несознательного: инстинкты, интуиция и т.д. Но большинство философских школ занимают другую позицию.

Они считают, что первичным в человеческой психике является сознание, которое «живит» и в значительной мере формирует несознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Структурность сознания в значительной мере имеет достаточно условній характер. Дело в том, что єлементі сознания тесно связаны друг с другом. Но, при всей условности, можна выделить такие три элемента:

Стоит также подчеркнуть еще один элемент структуры сознания — мышление.

Мышление — это процесс познавательной детельности индивидуума, который характеризуется обобщением и опоссредованым отображением действительности.

 Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые прдставляют собой отображение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается, не чувствуется и не слышится.

Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. При помощи мыления мы совершаем переход от внешнего и внутреннего, вот явления до сущности вещей и процессов.

К структуре сознания также принадлежат внимание и память.

Внимание — это форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и концентрации на конкретных объектах.

Память — это психический процесс, который состоит в закреплении, сохранении и воссоздании в мозгу индивидуума его прошлого опыта. Основными элементами памяти есть: запоминание, сохранение, воссоздание и забывание.

Обратите внимание

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя, как самобытности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать, на их основе, в осознанные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия.

Иначе говоря — єто целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственніх знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, целей, действий, моральных свойств и т.д.

При помощи самосознания человек реализует отношение к самому себе, совершает собственную самооценку, как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание.

Итак, чловек — самооценивающее существо, которое без этого характеризирующего действия не смого бы определить себя и найти свое место в мире.

Понмиание человеком своего внутреннего мира, её способность к самоконтролю, приходят не сразу. Самосознание, на ряду с такими духовными элементами личности как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды.

Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в большой мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде.

Основным условием тут выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их результаты.

Источник: https://freephilosophy.net/chapter6-soznanie.html

Сознание в психологии, формы, работа и строение мыслей

Сознание – это определенный психический процесс, объединяющий в себе опыт человека, память, внимание, эмоции, восприятие мира, а также другие психические состояния. Сознание в психологии является самой важной составляющей, именно оно отражает реальную картину окружающего мира, благодаря чему люди формируют модель мира и переосмысливают окружающую действительность.

Читайте также:  Виды памяти в психологии и их назначение

Структура сознания

К особенностям сознания следует отнести концептуальность и категориальность, самосознание, связь с общественностью, отражение отношений. Сознание в психологии делится на два слоя.

Первый – это бытийный, который подразумевает опыт действий и самые чувственные образы. Второй – это рефлективный, он подразумевает осмысление действительности, значение и смысл происходящего.

Важно

Подобная структура сознания в психологии показывает всю сложность решения различных задач.

Например, на бытийном уровне идет выбор на разрешение наиболее сложных жизненных ситуаций, сознание в этом случае помогает визуализировать в этот момент нужный образ и задействовать двигательную систему, которая зависит от ситуаций окружающего мира. На рефлекторном уровне сознания понятия, идеи, жизненные и научные знания соотносятся с их значением. Если вдруг появляются трудности при осмыслении значений, то наблюдается непонимание.

Функции

Сознание в психологии имеет несколько функций: порождающую, отражательную, рефлексивную, регулятивно-оценочную. Рефлексивная считается главной, так как характеризует суть рассматриваемого понятия. Основными объектами рефлексии бывают: отражение мира, мысли о нем, способы регулирования эмоциями и своим поведением, а также личное сознание и процессы рефлексии.

Свойства

Сознание обладает несколькими фундаментальными свойствами: категоричность – она отражает окружающий мир при помощи знаний и общественной позиции, осознание своей деятельности, концептуальная модель личности и построение контактов реальности. Кроме этого, сознание человека помогает проанализировать взаимосвязи конкретных ситуаций.

Формы

Сознание в психологии имеет две самые главные формы, которые описываются по определенной схеме, поэтому у каждой из них прослеживается содержание и структура. Формы психологии – общественная и индивидуальная, первая появляется во время соревнований, паники и прочих ситуаций, а вторая касается только одного человека и считается уникальной.

Самосознание

Это понятие в психологии трактуют по-разному. А еще существуют разные подходы к данному вопросу. Например, ученый В. Бехтерев говорит, что самосознание предшествует сознанию, а вот С. Рубинштейн утверждает, что оно является только этапом в развитии сознания. Врач И. Сеченов высказался, что самосознание развивается сознанием одновременно.

Самосознание человека возникает не сразу, так как складывается постепенно, на него влияют многие социальные факторы, которые возникают в течение всей жизни. Самосознание включает в себя четыре компонента: сознание своего я, способность отличать свою личность от других, проявление самоуважения и способность замечать свои психические свойства.

Источник: https://taynoe-znanie.ru/soznanie-v-psikhologii/

Сознание и его структура

Сознание – это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит “Я” и “не Я”), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек – единственное живое существо, способное к самопознанию ;
  • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, “человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.

Сознание – это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.

Например, сознание сохраняет то, что является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.

Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.

Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других такого качества не усматривается. Поэтому можно говорить о различном уровне самосознания не только у разных людей, а и у одного человека, который зависит от глубины и выразительности того отражения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной  и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Совет

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Хождение, речь, письмо, чтение, подсчет – это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизации, освобождая сознание для дальнейшего, более совершенного приспособления к окружающему миру.

Однако эта автоматизация относительная. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях неосознанное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.

Не осознаются также так называемые субъективные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения, патологические явления типа галлюцинаций, грез.

Несознательные проявления в психике человека несравнимы с животной психикой, поскольку они, как и сознание, детерминированные общественными условиями существования человека, выступают как частичное или недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Существуют различные объяснения проявлений бессознательного. Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного – это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие “Я” и “Оно”, для разрешения которых предложил учитывать законы их функционирования.

В основу системы, которая отвечает сознанию “Я”, заложен принцип реальности, проявления “Оно” обусловленного принципом удовольствия. Действия “Я” соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике; “Оно” руководствуется субъективными потребностями биологического и аффективного характера.

Между “Я” и “Оно” нет резкой границы. “Я” стремится содействовать влиянию внешнего мира на “Оно”, изменить принцип удовольствия, которым руководствуется “Оно”, принцип реальности. Для психической деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и наоборот.

Примером перехода сознательного в бессознательное является сон. Различают три разновидности сна: суточный сон, лишение которого приводит к разрушению нервных клеток, сон, который возникает под действием однородного раздражителя (например, во время монотонной лекции), и сон-привычка.

Сон – это особое состояние коры головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями.

Обратите внимание

Биотоки мозга во время сна не исчезают, но увеличивается их амплитуда и уменьшается частота. Сон наступает тогда, когда высшие отделы центральной нервной системы (кора) и даже средний мозг тормозятся. Сон выполняет чрезвычайно важную охранную функцию – предотвращение истощения. Во сне люди видят сновидения.

Сновидение – это своеобразное состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или менее ярких представлений.

Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Поэтому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых ранее впечатления, которые соединяются между собой в различные, даже фантастические или абсурдные связи. М. И. Сеченов образно определил сновидения как небывалые комбинации бывалых впечатлений.

Внешние раздражители включаются в сновидение, не нарушая сна. Например, если в доме жарко, может присниться лето.

Мозг работает и во сне и известны случаи открытий в этом состоянии (Д. И. Менделеев открыл периодическую систему, Кепуле – формулу бензола, Вольтер написал вариант “Генриады”). Но, конечно, эти открытия – не случайность, а результат долгой, напряженной предыдущей работы мозга.

Во время сна действуют так называемые “сторожевые пункты” – незаторможенные или малозаторможенные отделы коры головного мозга, которые находятся в состоянии активности. Через них осуществляется связь с внешним миром.

Нервные клетки сторожевых пунктов тормозятся не полностью, а находятся в так называемой парадоксальной фазе, в которой они более чувствительны к слабым раздражителям, чем к сильным. У животных тоже есть “сторожевые пункты”. Благодаря им, например, летучие мыши спят вниз головой и не падают.

Интересно то, что нет никакого соответствия между продолжительностью событий, которые разворачиваются во сне и длительностью самого сна. За несколько секунд можно увидеть долгий сон и наоборот.

Человек издавна стремился выяснить значение сновидений. Свидетельством тому являются разнообразные сонники (один из его вариантов – “Толкование сновидений известного старца Мартына Задеки” упоминается  А. Пушкиным  в “Евгений Онегин”).

Важно

Конечно, толкования, которые даются в сонниках, примитивные, но в то же время содержание сновидений нередко дает психологам, психотерапевтам, психоневрологам ценный материал о человеке, его состоянии, потребностях, проблемах. Анализ характера сновидений помогает врачу понять причину нервного заболевания, выявить психическую травму.

Прослеживается связь между уровнем интеллекта, культурой, эрудицией, творческой одаренностью человека и способностью его мозга проецировать на экран сна не только то, что познано, но и фрагменты будущего. Сновидения, в которых люди переживают во всех деталях часть своего будущего, называют перед когнитивными.

Человек может заснуть также через внушение или самовнушение (гипнотический сон). Состояние глубокого гипнотического сна, во время которого человек выполняет различные несознательные движения, называют сомнамбулизмом. В связи с определенными отклонениями в работе мозга человек может спать очень долго (даже десятки лет). Такой сон называют летаргическим.

Переход от сна до активного бодрствования – это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и подсознательного.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-razvitie.html?id=soznanie-struktura

Основные характеристики и структура сознания

Из приведенных выше определений следует, что сознание как высшая форма развития психики присуще только человеку и возникает на определенном этапе эволюционного развития лишь в человеческом обществе.

Читайте также:  Как правильно общаться с истероидным типом личности человека?

Активность сознания проявляется в том, что сознание субъекта не только «удваивает» мир, создавая неотчуждаемую от него картину этого мира, но и выделяет субъекта из этого мира.

«Сознание» и «психика» нетождественны, первое уже второго: сознание не только субъективный, но и идеальный компонент человеческой психики. Идеальный образ окружающего мира в сознании человека неразрывно связан с понятием (словом).

Таким образом, идеальный образ как системное качество сознания возникает, когда субъективный образ связывается со словом.

Это положение мы можем выразить и представить следующей формулой:
Идеальный образ = Субъективный образ + Понятие (слово).

Вне понятий (слов) человек окружающее не осознает, т. е. не ощущает, не воспринимает, не вспоминает и не представляет. Поэтому сознание неразрывно связано с языком и речью человека. А потому не может появиться вне социальной жизни человека, различных видов его деятельности и общения.

Сознание обеспечивает возможности познания окружающей действительности и самопознания (рефлексии) собственного Я.

Благодаря этой способности, сознание за явлениями в восприятии мира открывает сущность, закономерные, причинные взаимосвязи и отношения как окружающего, так и собственного внутреннего мира.

Совет

Появляется возможность прогнозировать, предусматривать появление новых событий, отношений, связей.

Так, например, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте возникновение сознания связывал с «полаганием» не-Я деятельностью Я, различения человеком самого себя как мыслящего от самого же себя как мыслимого, как объекта мышления.

Человек, в отличие от любого животного, способен осознавать сам себя, акты своего собственного сознания, своей собственной конструирующей деятельности. Это мы видим и знаем непосредственно из самонаблюдения.

Ведь сознание вообще осуществляется лишь постольку, поскольку в нем возникает представление о чем-то ином, о не-Я, о вещи, об объекте. Пустого, не заполненного ничем сознания не бывает [30, с. 90-91].

На основе вышесказанного осуществляется сознательная, целенаправленная регуляция человеком своего поведения, деятельности и адаптации в окружающем мире и социуме.

Эта деятельностная, активная сторона сознания наиболее плодотворно и разносторонне разрабатывалась именно в отечественной психологии. Основы деятельностного подхода как социальной психологической сущности человека и содержания его жизни заложил М. Я. Басов. Его идеи развивал С. Л.

Рубинштейн, который писал: «Сознание человека определяется его бытием, а бытие человека — это не только мозг, организм и его природные особенности, но и деятельность, благодаря которой человек в ходе исторического развития видоизменяет природные основы своего существования» [86, с. 93].

Проблему формирования сознания, высших психических функций, присущих только человеку, опосредованных орудиями труда, трудовой деятельностью и создаваемых в ее процессе «психологических орудий» (знаков), разрабатывал Л. С. Выготский.

Обратите внимание

Идеи и рассмотрение проблемы сознания как деятельности и сознания как образа, их соотношения, взаимосвязи и взаимообусловленности принадлежат А. Н. Леонтьеву и разрабатываются его школой. В рамках личностно-деятельностного подхода сознание представляет собой форму деятельности, и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще.

Например, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто (и далее развертывается иерархия мотивов опосредующих и направляющих его деятельности); при запоминании человек ставит перед собой определенную цель, от характера которой зависит в немалой степени прочность и длительность запоминания; при запоминании человек пользуется также определенными средствами запоминания и использует разнообразные операции запоминания; в физиологическом смысле слова, запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т. п.

Таким образом, рассматривая сознание как особую форму умственной (интеллектуальной) деятельности, в ней выделяют такие же опционно-технические составляющие, как и в любом виде деятельности вообще: умственные действия, опосредующие их мотивы и цели, мыслительные операции и единичные нейропсихофизиологические акты.

Существует и другая сторона сознания, при которой оно одновременно выступает и как образ мира. По А. Н. Леонтьеву, образ — это «свернутая» деятельность, по В. П. Зинченко, образ — «накопленное движение», т. е.

образ есть момент в движении деятельности, ее «моментальный слепок», отражающий достигнутый к этому моменту уровень ее развития, устоявшиеся способы деятельности и т. д.

Сформированный образ опосредствует вновь разворачивающуюся деятельность субъекта и поэтому предшествует ей, как обычно говорят, «в функциональном плане» [88, с. 92].

Но образ не является лишь зеркальным, пассивным отражением, «слепком» деятельности субъекта, он живет своей собственной жизнью и развивается благодаря изменению и под влиянием нового опыта деятельности, которая приводит, в свою очередь, к изменению прежнего образа, — и так продолжается на протяжении всего процесса жизнедеятельности индивида.

Выделяя эти две неразрывно связанные стороны сознания, в школе А. Н. Леонтьева говорят о единицах анализа «сознания-деятельности» и «сознания-образа» и разрабатывают их. В последнем случае говорят о таких единицах «сознания-образа», как чувственная ткань, значение и личностный смысл.

Под чувственной тканью понимается «материя» образа, т. е. ощущаемый, воспринимаемый, представляемый, вспоминаемый, воображаемый и т. д. фрагмент объективной реальности.

Значение — это обобщенное отражение действительности, за которым стоят операции обобщения, с помощью которых оно получено, выявление и понимание существенных взаимосвязей, сторон, характеристик и отношений, присущих данному образу отражаемой реальности.

Важно

Выделяются три формы значений: словесные (языковые), предметные и орудийные. Все эти три формы значений имеют разные этапы своего развития. Еще Л. С. Выготский показал, что словесные значения (обобщения) у ребенка развиваются от так называемых синкретических обобщений к комплексам, а впоследствии и к понятиям.

Развитие обобщений связано с изменением операций обобщения.

Личностный смысл кратко определяется А. Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для индивида некоторых событий [88, с. 94].

Выделяя различные единицы анализа «сознания-деятельности», с одной стороны, и «сознания-образа» — с другой, А. Н. Леонтьев в монографии «Деятельность. Сознание.

Личность» показывает их единство и взаимосвязь и то, что осознание (как образ, рефлексия) своей собственной деятельности в онтогенезе действительно возникает позже, чем образ окружающего мира: «Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней.

На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта… Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью» [47, с. 132].

Наряду с этими, выделенными А. Н. Леонтьевым, сторонами сознания в отечественной психологии широко распространен подход, идущий от С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, современных авторов (Платонов К. К., Столяренко Л. Д.), которые в структуре сознания выделяют следующие его основные атрибуты, или свойства сознания: познание, переживание, отношение, рефлексия.

К. К.

Платонов раскрывает сущность этих категорий в следующих определениях:
Переживание — акт сознания индивидуума, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. «Переживание» — понятие более широкое, чем «эмоция», так как оно проявляется в форме и чувств, и потребностей, волевого усилия, произвольного внимания и памяти.

Познание — это компонент сознания в форме… образов отражаемого и мыслей об их связях. У человека познание проявляется в четырех формах отражения: ощущениях, восприятии, памяти и мышлении.

Совет

Отношение — как субъективное явление — это активная сторона сознания и его обратная связь с отражаемым миром. Отношение проявляется как переживание, отношение — как познание.

Классики марксизма отмечали: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Рефлексия — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, особенностей характера, взаимоотношений с другими и т. д. В схоластической философии рефлексия понималась как обращенность разума (души) на свои собственные состояния и мысли.

Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, интроспекцией, самосознанием.

Эти атрибуты, свойства сознания тесно взаимосвязаны между собой. Только обобщение в одном психическом акте переживания, отношения и знания объектов, их вызывающих, делает этот психический акт актом сознания [74, с. 162].

Таким образом, в структуру сознания входят: • самосознание, ядром, которого является Я-концепция.

Взятое как целое включает в себя: самопереживание (самочувствие); самоотношение (уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации); самопознание (уровень развития рефлексии и самокритичности); • атрибуты сознания: отношение, переживание, познание; • уровни ясности сознания: озарение, вдохновение, ясное сознание спутанное сознание, патология сознания, потеря сознания, неосознаваемые явления; • формы психического отражения: ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, внимание, эмоции, воля; • свойства динамики и константности актов сознания: психических процессов, состояний и свойств личности.

Наряду с этим, тесно связанным с категорией (понятием) сознания является понятие мировоззрение. В каких связях и соотношениях они находятся?

Обратите внимание

Мировоззрение определяется как система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и т. д. Мировоззрение — это не все взгляды и представления, а лишь их предельное обобщение [94, с. 375].

Мировоззрение неразрывно связано со всеми подструктурами личности, причем, как показывают исследования, не только социально, но и генетически и морфологически обусловленными.

Поскольку природа сознания, как и мировоззрения, социальна, она подвержена или развивается в соответствии с социальными законами, носящими характер статистических, т. е.

наиболее вероятностных, законов развития, проявления в которых таковы, что то, что верно с определенной долей вероятности для большинства, то может иметь диаметрально противоположные выводы, последствия и заключения для меньшинства.

В онтогенезе мировоззрение формируется под влиянием социального окружения на основе сознания, но значительно позже него. Соотношение сознания, мировоззрения и Я-концепции, а также основные элементы сознания можно представить следующим образом (рис. 8.1).

Поскольку индивидуальное сознание всегда возникает как сознание в социуме, то ему, несомненно, предшествует общественное сознание, из которого оно черпает и под влиянием которого формирует свое сознание.

Общественное сознание выступает в формах обыденного, религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического, национального, научного сознания.

Психология же изучает влияние всех этих форм общественного сознания на индивидуальное и групповое сознание (рассматривается социальной психологией).

Важно

Таковы в общем виде основные методологические подходы к рассмотрению сущности и основных характеристик категории «сознание» в отечественной психологии.

Оригинальные подходы к рассмотрению этих проблем заинтересованный читатель найдет в соответствующей литературе, которую мы здесь даже не приводим, а тем более не анализируем, придерживаясь задачи и принципа обобщить в некоторой степени то положительное, что характеризует общую направленность и делает честь отечественной психологической мысли.

Источник: https://psyera.ru/osnovnye-harakteristiki-i-struktura-soznaniya_7627.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector