Теория и структура личности по абрахаму маслоу

Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

  1. Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту.

Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков.

Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

  1. Физиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Гибкость теории Маслоу

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно.

Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить.

Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Недостатки теории Маслоу

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения.

Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны.

Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти.

Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением.

Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Обратите внимание

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

Источник: https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям — фрейдизму и бихевиоризму.

В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации. Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней:

  • Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
  • с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Ученый отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что они могут стать для обычного человека ведущими.

(«Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».

) Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у личности могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску ее смысла).

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития — к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

  1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
  2. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
  3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
  4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
  5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/91-gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti-a-maslou.html

Теория личности Маслоу

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

Важно

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели.

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.

; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;

потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Читайте также:  Канцерофобия - что это такое и как преодолеть?

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Совет

Таким образом он выделяет два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей.

В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремление к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей.

Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе.

В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию личности Маслоу входят понятия «идентификация» и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности.

Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.

Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться.

Обратите внимание

Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе.

Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека.

Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой социальной группы.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости».

При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека.

Важно

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее.

При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение».

Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание».

В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Источник: https://psyera.ru/5030/teoriya-lichnosti-maslou

Теория личности Маслоу — кратко

Если говорить о теории личности по Маслоу кратко, то можно сказать, что человек стремится к высшей ступени иерархии потребностей – собственному развитию, самоактуализации. Иными словами, он хочет понимать, принимать и правильно использовать свои возможности.

Самоактуализирующаяся личность по Маслоу

Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:

    • знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
    • принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
    • увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
    • независима от окружения;
    • понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;

А также, такая личность:

  • стремится к познанию нового;
  • различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
  • ее поведение естественно;
  • проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
  • осознает трудности и решает проблемы.

Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.

Теория развития личности Маслоу

Концепция развития личности по мнению Маслоу представляется, как восхождение по «лестнице» потребностей – от примитивных физиологических (еда, вода и т.д.) до высоких духовных (самоактуализация, познание и т.д.). Психолог считал, что люди изначально мотивированы на поиск высших целей.

Иерархия потребностей человека и составляет структуру личности по Маслоу.

Она включает пять уровней:

  1. Физиология – поддержка внутренней среды организма.
  2. Безопасность – подразумевают свободу от страха и уверенность. Перестают мотивировать при регулярном удовлетворении.
  3. Любовь и привязанность – желание иметь место в семье, социальной группе.
  4. Уважение и уверенность в себе – желание иметь хорошую репутацию, признание.
  5. Самоактуализация, самореализация и творчество.

Маслоу утверждал, что все потребности человека, предусмотренные в иерархии, являются врожденными. По мере насыщения потребностей начальных уровней возникают желания следующей позиции иерархии.

Источник: http://z-motiv.ru/teoriya-lichnosti-maslou-kratko/

Теории личности

Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами.

Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения.

Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность.

Гуманистическая психология — третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы.

Совет

Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию (Maslow, 1987, р. XX)

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Биографический очерк

Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью — Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей — евреев, эмигрировавших из России.

Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: «Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых.

Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» (Hall, 1968, р. 37). Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.

Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. В недавно опубликованной биографии (Hoffman, 1988) автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.

«Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери — некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива — нет ни капли тепла или любви» (Hoffman, 1988, р. 7).

Читайте также:  Как противостоять психологическому насилию в семье?

Маслоу вспоминал отца как человека, который «любил виски, женщин и драки» (Wilson, 1972, р. 131). Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити — колледже в Нью — Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете.

В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году.

Обратите внимание

Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной.

Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами.

Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин» (Hall, 1968, р. 37).

После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью — Йорк для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оставался в течение следующих 14 лет.

Маслоу описывал Нью — Йорк этого периода (конец 1930–х — начало 1940–х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера.

Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер — вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека.

Неформальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П.

Логлина в Менлоу — парк, Калифорния. Этот неакадемический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики.

Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

Важно

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год.

Он также был редактором — основателем «Журнала гуманистической психологии» (Journal of Humanistic Psychology) и «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal Psychology) и являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических изданий.

Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни.

Это: «По направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964); «Эупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и личность» (1987, 3rd edition) и «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, ранее опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу» (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был опубликован посмертно в 1972 году.

Источник: https://bookap.info/lichnost/hell_teorii_lichnosti/gl126.shtm

Теория мотивации по А. Маслоу «Мотивация и личность»

Теория мотивации по Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.

Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей…

Краткая суть данной теории изложена в статье:  пирамида потребностей по Маслоу, ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида» (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор  уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды…

По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать  в одну статью – очень сложно.

Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды,  ссылка выше…

Но все же попытаюсь, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.

Теория мотивации по Маслоу

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.

В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды,  потребность во сне … и др.

Совет

Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…

2. Потребность в безопасности

Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.

Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.

Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью),  в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)

Доминировать над всеми остальным потребностями  будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)

Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в  безопасности.

Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …

Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.

Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…

4. Потребность в самоактуализации

Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.

У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно.  Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.

Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.

5. Потребность в познании и понимании

По другому  можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

Обратите внимание

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.

Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как  по времени, так и по достижению.

6. Эстетические потребности

Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают  косвенные улики.

Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов

Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об успехе стоит озвучить.

Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).

Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).

Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)

Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь.. и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.

А. Маслоу «Мотивация и личность»(2-е издание) скачать или купить.

Источник: http://www.iaim.ru/maslou-motivaciya-lichnost/

Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу (1908 – 1970 гг)

Он был русским евреем. (Авраам Маслов). Жил в Нью-Йорке в Бруклине. Детство у него было ужасное, по его словам – плохая мать. Однако хороший отец. Друзей не было. Был одиноким еврейским мальчиком J.

Женился, хотя родители были против. Переехал из Нью-Йорка, однако потом вернулся. Стал доктором психологии, написал очень много книг, основал журнал. Умер от сердечного приступа. В 1930-40 гг. работал с Торндайком в Нью-Йорке.

Читайте также:  Как помочь близкому или знакомому человеку выйти из депрессии?

Там же познакомился с Фроммом, Хорни, Адлером.

Возражения:

· Маслоу считал, что нельзя игнорировать индивидуальность человека и сосредотачиваться на поведении. Индивид – единое целое. Цельность всегда больше суммы частей. Нельзя разъять индивида на части и изучать по отдельности.

· Нельзя изучать человека на основе животных. Человек способен на нечто такое, что животным недоступно (поэзия, музыка, юмор, идеалы).

· Нельзя основываться на том, что человеческие инстинкты разрушительны по своей природе. Он говорил, что они нейтральны, а может даже и хороши. Если люди и совершают плохие поступки, то это потому, что у них фрустрированы какие-то потребности, а не из-за врожденных пороков.

· Нельзя изучать людей через патологии. Изучение увечных даёт психологию увечных. Главное – психическое здоровье.

Теория мотивации.

Представлена в работе «Мотивация и личность». Маслоу полагал, что люди мотивированы на поиск личных целей. Мотивационные процессы – сердце личности. Человек – существо, которое желает, постоянно испытывает потребности.

Потребности эти врожденные и они организованы в иерархическую систему. Пока нижние потребности не удовлетворены – человек не вспомнит о потребностях более высокого порядка.

То есть пока он хочет кушать, ему не нужно самовыражение.

Три главных уровня потребностей:

1. Нижний уровень потребностей – биологические потребности: потребности в пище, воде, кислороде, сенсорной стимуляции, защите от экстремальных температур. То есть всё, что касается биологического выживания. Они должны быть удовлетворены.

2. Средний уровень – социальный уровень. Подразделяется на три подуровня:

· Потребность в безопасности: защита от страхов, болезни, непредсказуемости. Нужда в некой организации жизни.

· Потребность в принадлежности и любви. Нам всегда нужно быть принятыми другими людьми: семьей, сверстниками, коллегами. Нам нужно, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Человек чувствует и понимает ценность своей жизни.

· Потребность в признании. Дефицитарная потребность. Потребность ощущать себя компетентным, нужным в какой-либо области. Потребность в профессиональном и статусном признании. Фрустрация этой потребности рождает чувство неполноценности.

Важно

3. Потребность в самоактуализации. Полное развитие своих способностей, своего потенциала. Желание человека – заниматься тем, к чему он предрасположен. Человек, достигающий уровня самоактуализации, достигает некой вершины своего потенциала. Именно здесь люди больше всего друг от друга отличаются.

Предпосылки удовлетворения потребностей:

1. Ряд социальных условий: свобода слова, свобода выбора, свобода самовыражения, право на информацию.

2. Когнитивные потребности: познавательные и эстетические потребности. Потребности в гармонии и потребности в знаниях. Они не включены в иерархию, а выделены в качестве предпосылок удовлетворения потребностей.

У обычного гражданина потребность самоактуализации удовлетворена на 10 %. Самоактуализация – это редкость, так как:

· Люди часто не знают о себе ничего, не видят свой потенциал и не понимают для чего это нужно. Даже бояться этого.

· Наше окружение очень часто подавляет стремление к самоактуализации.

· Потребность в безопасности накладывает на нас определенные ограничения. Большинство людей сохраняет свои старые привычки, так как процесс роста связан с какими-то жертвами, с ощущением того, что будет «больно». Люди не хотят, чтобы им было больно, и предпочитают оставаться на там же уровне развития, на котором им комфортно.

Ни одна из потребностей не является единственным мотивом поведения. Любой поведенческий акт обусловлен несколькими потребностями, а то и всеми.

Концепция удовлетворенной потребности.

Нормальный, здоровый, благополучный человек не испытывает никаких потребностей, кроме потребности в самоактуализации.

Человек, который неудовлетворен в какой-либо базовой потребности, и ощущающий постоянное её влияние не является здоровым.

Чувство безопасности автономно, то есть оно не зависит от факта удовлетворения потребности в данный момент! Люди постоянно испытывают потребность в безопасности.

В 70-е годы был разработан вопросник личностной ориентации.

Источник: https://studopedya.ru/1-57106.html

Теория потребностей Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу был одним из первых ученых в области мотивации и психологии, кто предложил универсальную теорию иерархии потребностей (1943 г.). После 20 лет работы в клинике он сформулировал признанную во всем мире теорию человеческой мотивации.

Главной особенностью этой теории является то, что человек – творческая личность, направлена на саморазвитие и самореализацию. В своей теории он выделял пять основных групп потребностей человека, и согласно которой потребности высшего уровня не будут удовлетворяться, пока не будут удовлетворены потребности низших уровней.

Совет

В течение длительного времени неудовлетворенная потребность нижнего уровня, который переживает человек, влияет на его поведение: когда эту потребность удовлетворена, возникает новая потребность и побуждает человека к ее удовлетворению. Когда и эта потребность удовлетворена, возникает новая (еще более высокого уровня), и так далее. То есть, А.

Маслоу предложил в основу учений по психологии управления положить следующие предпосылки и идеи, основанные на том, что:

  • люди постоянно имеют какие-то потребности;
  • люди выделяют определенный набор сильно выраженных потребностей, которые можно объединить в отдельные группы;
  • потребности, если они не удовлетворяются, заставляют человека действовать. Удовлетворены потребности не мотивируют людей:
  • если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая;
  • обычный человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии;
  • потребности, расположенные в основании пирамиды, требуют первоочередного удовлетворения;
  • потребности высшего уровня начинают активно влиять на человека после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Теория Маслоу определяет пять основных ступеней (или групп) иерархии человеческих потребностей, которые построены по принципу “важности”, начиная с нижнего уровня (биогенные потребности) до верхнего уровня (психогенные потребности).

Необходимо заметить, что в жизни не существует той границы, отделяющей одну потребность от другой – существует пересечение этих уровней, – потому что никакой необходимости невозможно удовлетворить полностью, стопроцентно. Поэтому, главным побудительным к действию из перечня потребностей человека является нижний уровень, который остается в значительной степени неудовлетворенным.

В теории иерархии потребностей первый и основной уровне занимают физиологические потребности. Они необходимы для поддержания биологического, повседневной жизни человека: пища, воздух, вода, одежда, жилье, половые отношения и т.д. – то есть те, которые человек должен удовлетворить, чтобы выжить.

Физиологические потребности фундаментальные: когда они удовлетворяются, то перестают буди детерминирующими факторами мотивации и в дальнейшем на поведение не влияют. Люди, которые работают в основном из-за необходимости выжить, мало заинтересованы в содержании работы, их интересуют вопросы: как найти пищу, где спать, что надеть.

Они концентрируют свое внимание на оплате, условиях труда, возможности избегать усталости и т.д.. Для управления такими людьми нужно, чтобы минимальный уровень заработной платы обеспечивал им выживание, рабочие условия и не ухудшал их существования.

В обществе, где физиологические потребности в основном удовлетворены, доминирующими выступают потребности более высокого уровня.

После удовлетворения потребностей первого уровня, потребности в защищенности, самосохранении и безопасности (физической и психологической) становятся главной доминирующей силой в поведении индивида.

Они включают в себя желание человека находиться в порядке, в стабильном и безопасном состоянии, иметь хорошие жилищные условия, быть защищенными от страха, боли, болезни.

Они включают в себя осознание того, что индивид сможет позавтракать не только сегодня, но и завтра, и послезавтра, и в далеком будущем. Сюда относится и потребность в формировании личности, чтобы чувствовать ответственность за свою судьбу.

Обратите внимание

Для управления такими людьми нужно создать надежную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд больше прожиточного уровня.

Следующий, третий, уровень пирамиды Маслоу включает такие потребности как преданность, дружба, чувство духовной близости, любовь.

Социальные потребности проявляются, когда человек хочет быть членом определенной группы людей, находиться в тесных дружеских отношениях с окружающими, участвовать в общественных мероприятиях.

Ведь люди – индивиды социальные, они испытывают потребность объединяться в группу, взаимодействовать с себе подобными, ощущают потребность любить и быть любимыми. Взаимопомощь, соучастие и чувства общественности также социальными потребностями.

Отношение к таким работникам со стороны руководителей должно иметь форму дружеского партнерства, таким людям нужно создать условия для общения на работе.Хорошие результаты обеспечивает командная форма работы, напоминание работникам о том, что их ценят, льготы по работе.

Когда социальные потребности более или менее удовлетворены, начинают проявляться его-потребности, которые могут принимать форму как внутренней, так и внешней ориентации или обоих сразу.

Направлены внутрь его-потребности – это индивидуальные потребности в признании, уважении, самоуважении, самоутверждении, личностных предпочтениях, уверенности в себе, успехе, достижении независимости, собственной компетенции, удовольствии от хорошо выполненной работы, то есть эго-ощущение, что цели данной личности значимы.

Внешне направленные потребности – это престиж, репутация, положение, признание другими, социальный статус, то есть такие, которые определяют как нас оценивают другие. Потребности в признании и уваженииотражают желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, они видят как окружение признает их и уважает за это.

Важно

При управлении такими людьми нужно использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Для этого полезным может быть присвоение титулов и званий, освещение в СМИ, вручение различного рода почетных наград.

По Маслоу, большинство людей не имеют возможности в достаточной мере удовлетворить свои эго-потребности, чтобы достичь пятого уровня – потребностей в самоутверждении, саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Глобальные потребности человека, или потребности в самовыражении, принадлежат к желаниям индивида полностью использовать свой потенциал – стать тем, кем человек способен стать.

Эта группа объединяет потребности, выражающиеся в желании человека нового использования своих знаний, способностей, умений для самовыражения в бизнесе, менеджменте, политике, науке. Как правило, эти потребности имеют индивидуальный характер.

Они касаются потребностей человека преодолеть самих себя, использовать все свои возможности и расширить причиненные рамки. При этом Маслоу отмечал, что этим потребностям не обязательно иметь творческое начало, но для творческих людей они приемлемы. При управлении такими людьми необходимо давать им оригинальные задания, позволяющие максимально реализовать свои способности, давать большую свободу в выборе средств решения задач.

Теория потребностей Маслоу – одна из самых известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к труду, и как предоставить человеку возможности для удовлетворения своих потребностей. Теория говорит, что удовольствие не определяет мотивацию, а лишь недовольство определяет эту мотивацию.

Вместе с тем, в концепции этой теории есть ряд негативных моментов:

  • необходимости могут проявляться по-разному в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание и условия труда, положение в коллективе, возраст);
  • удовольствие верхней границы не обязательно ослабляет ее влияние на мотивацию;
  • теория не может быть эмпирически проверена – не существует точного способа проверки того, насколько хорошо довольна одна потребность перед тем как следующая, высшая потребность, становится актуальной.

Теория возникла и используется для отображения врожденной и приобретенной мотивации многих людей нашего общества.

2. Для дальнейшего обобщения знаний о потребностях человека, приведем еще одну теорию, которая очень похожа на теории потребностей Маслоу и появившаяся на свет значительно раньше.

Это теория потребностей человека Михаила Туган-Барановского (1865-1919). Ведущий украинский экономист в центр экономического развития поставил человека с его психологическими мотивациями.

Ученый выделил пять групп потребностей человека:

Совет

1) физиологические – для непосредственного поддержания жизни и чувства наследственности;

2) половые;

3) симптоматические инстинктивные;

4) альтруистические;

5) потребности, основанные на практических интересах.

По своему содержанию они очень похожи на предыдущей теории. Однако, появились на свет в конце XIX – начале XX в. именно в Украине. Она обращена лицом к социально-культурных ценностей, ищет аргументы в духовности людей, их производственной и общественной поведении.

По мнению автора, именно мотивы и интересы не хозяйственного рода имеют особенно большое влияние на развитие общества. В частности, большой исторической силой является религия.

Ученый причислял ее к могущественных сил; также он ценил патриотизм в системе психологических факторов общественного развития.

Источник: http://psy-top.ru/2012-12-20-20-48-36/50-2013-01-12-15-30-02.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector