Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

Адаптация

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.

Обратите внимание

Поскольку человек это биосоциальная система, то проблема адаптации должна анализироваться соответственно трем уровням: физиологическому, психологическому и социальному.

Все три уровня имеют между собой связь, воздействуют друг на друга, устанавливают интегральную характеристику общего функционирования систем организма.

Такая интегральная характеристика проявляется, как динамичное образование и определяется, как функциональное состояние организма. Без термина «функциональное состояние» невозможно говорить о явлении адаптации.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение.

Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности.

Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.

Адаптация личности состоит из системы защитных механизмов, благодаря которым понижается тревожность, обеспечивается единство «Я-концепции» и стабильность самооценки, сохраняется соответствие между представлениями о мире и о самом человеке в частности.

Важно

Выделяют такие психологические защитные механизмы: отрицание – игнорирование нежелательной информации или травмирующих психику эпизодов; регрессия – проявление человеком инфантильных стратегий поведения; формирование реакции – изменение нерациональных импульсов, эмоциональных состояний на противоположные; вытеснение – «стирание» из памяти и сознания болезненных воспоминаний; подавление – почти такое же вытеснение, но более сознательное.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально.

На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности.

Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.

Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи.

Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент.

Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Совет

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации.

Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются.

Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы.

Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности.

Обратите внимание

Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной.

Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Виды адаптации

Выделяют четыре вида адаптации: биологическая, социальная, этническая и психологическая.

Биологическая адаптация личности – это приспособление к обстоятельствам окружающего мира, возникшее путем эволюции. Биологическая адаптация проявляется в видоизменении человеческого организма к условиям среды. Этот факт положен в основу разработки критериев здоровья и болезни.

Здоровье является тем состоянием, пребывая в котором организм максимально адаптируется к среде. Когда процесс адаптации затягивается, способность к приспособлению падает и человек заболевает.

Если организм совершено не может адаптироваться к необходимым условиям среды, то это означает его дезадаптацию.

Социальная адаптация личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Сюда входит привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.

Человек может адаптироваться пассивно, то есть, ничего не изменяя в своей жизни или активно, изменяя условия собственной жизнедеятельности. Естественно, второй путь эффективнее, чем первый, поскольку если надеется только на волю божью, можно всю жизнь прожить в ожидании изменений и так и не дождаться их, поэтому необходимо брать судьбу в собственные руки.

Проблема адаптации человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряженных отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде.

Важно

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям среды их расселения от социальных, погодных условий.

Проблема адаптации этнических меньшинств заключается в расистском отношении к ним коренных жителей и дискриминация в социальном плане.

Психологическая адаптация личности отмечается в любой форме адаптации. Психологическая приспособляемость является важным социальным критерием, с помощью которого дается оценка личности в сфере взаимоотношений, в профессиональной области.

Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов, как например особенности характера, социальное окружение. Психологическая приспособляемость имеет такой аспект, как способность переключения с одной социальной роли на другую, и происходит это вполне оправдано и адекватно.

В противоположном случае, речь идет о дезадаптации или нарушениях психического здоровья человека.

Личностная готовность приспосабливаться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готовый к трудностям и способен их преодолевать. Основа любой адаптации – это принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости, умение сделать из нее выводы и способность поменять свое отношение к ней.

Если человек не может удовлетворить свои актуальные потребности, в результате недостаточности психологических или физических ресурсов, тогда может нарушиться баланс отношений «человек-среда», что в свою очередь способно вызвать тревогу человека.

Тревога может провоцировать у человека страх и беспокойство, а может служить защитным механизмом, исполнять охранительную или мотивационную функцию. Возникновение тревоги усиливает поведенческую активность, изменяет формы поведения или задействует механизмы интрапсихической адаптации.

Совет

Также тревога может разрушать недостаточно адаптивные стереотипы поведения, замещая их на адекватные формы поведения.

Не всегда процесс адаптации происходит адекватно. Иногда на него воздействуют какие-нибудь негативные факторы и тогда нарушается процесс, начинают формироваться неприемлемые формы поведения.

Выделяют два вида неприемлемой формы адаптации: девиантную и патологическую. Девиантная форма адаптационного поведения совмещает в себе формы и способы действия, обеспечивающие личности удовлетворение ее нужд непозволительным для группы методом.

Особенности адаптации в девиантной форме выражаются в двух типах поведения: неконформистском и новаторском. Неконформистский тип девиантного поведения зачастую провоцирует конфликты группы. Новаторский тип девиантного поведения выражается в создании новых способов решения проблемных ситуаций.

Патологическая форма адаптации осуществляется через патологические механизмы и формы поведения, приводит к появлению психотических и невротических синдромов.

Вместе с патологическими формами существует дезадаптация. Дезадаптация – это нарушение взаимодействия человека и окружения, которая сопровождается конфликтами между личностями и внутри самой личности. Также ее определяют, как поведение, несоответствующее нормам и требованиям окружения.

Читайте также:  Причины и симптомы синдрома дефицита внимания у взрослых или детей

Диагностировать дезадаптацию можно за определенными критериями: у человека наблюдается нарушение профессиональной деятельности, проблемы в межличностных отношениях, эмоциональные реакции, выходящие за границы нормы (депрессия, агрессия, тревожность, изолированность, закрытость и другие).

Дезадаптация личности по продолжительности бывает: временная, устойчивая ситуативная дезадаптация и общая устойчивая. Временная дезадаптация происходит, когда человек вступает в новую для себя ситуацию, к которой обязательно нужно адаптироваться (зачисление в школу, вступление на новую должность, рождение детей, неожиданные и нежелательные изменения режима и т. д.).

Обратите внимание

Дезадаптация устойчиво-ситуативной формы происходит в случае невозможности найти адекватные способы приспособления в необычных условиях при решении проблемной ситуации (на работе, в семейных отношениях).

Дезадаптация личности может возникать, если человек пережил тяжелую, травмирующую психику ситуацию; находится в состоянии стресса; пережил экстремальную ситуацию, травматическую, в которой он участвовал непосредственно сам или был ее свидетелем, такие ситуации связанны со смертью, ее потенциальной вероятностью или реальной угрозой жизни; переживание страданий своих или других людей, ощущая при этом чувство беспомощности, страха или ужаса. Часто такие ситуации вызывают посттравматическое стрессовое расстройство. Также дезадаптация личности происходит в случае ее неуспешного включения в новую для нее социальную среду или из-за возникших проблем в личностных и межличностных отношениях.

Состояние дезадаптации сопровождается нарушениями в поведении человека, вследствие чего возникают конфликты, которые часто не имеют серьезных оснований и явных причин.

Человек отказывается выполнять свои обязанности, на работе проявляет неадекватные реакции по поводу приказов начальства, чего прежде не возникало никогда. Он активно высказывает свой протест окружающим, старается изо всех сил им противодействовать.

Ранее индивид всегда руководствовался социальными ценностями и приемлемыми нормами, благодаря которым регулируется социальное поведение людей.

Девиантное отклоняющееся ненормативное поведение – это форма проявления дезорганизации личности или группы в обществе, выказывающая несоответствие ожиданиям и морально-правовым требованиям общества.

Такой выход за рамки обычного, нормативного состояния связан с его сменой и условиями деятельности и совершением определенного действия. Это действие называется поступком. Такой поступок играет значительную роль в процессе адаптации.

С его помощью человек способен исследовать среду, проверить себя, испытывать свои возможности, ресурсы, выявлять свои качества, позитивные и негативные стороны личности, особенности, намерения, выбирать способы достижения целей.

Девиантное поведение чаще всего формируется в подростковом возрасте. Как раз в этот период личность очень восприимчива, она формирует свое отношение к миру, к людям, это влияет на ее адаптацию в близком окружении и в социальной среде, и в общем.

Подросток считает себя вправе лично выбирать, каким образом ему себя вести, и часто установленные социумом правила и законы он считает навязчивыми и старается им противодействовать.

Отрицательная девиация наблюдается в таких проявлениях, как ложь, грубое и нахальное поведение, лень, агрессивность, склонность часто устраивать драки, курение, пропускание занятий, злоупотребление алкоголем, лекарствами и наркотиками.

Важно

Существует также положительная девиация, она выявляется в стремлении личности экспериментировать, что-то изучать, выявлять свои возможности. Часто это проявляется в творческой деятельности, в способностях создать творение искусства и стремлении реализовать свои идеи. Положительная адаптация более благоприятна в отношении адаптации индивида в социальной среде.

Источник: https://psihomed.com/adaptatsiya/

Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям

Существуют некоторые общие закономерности формирования отношения человека к действующим опасностям, независимо от того, какую роль в экстремальной ситуации он выполняет. Другими словами, эти процессы можно назвать адаптацией к экстремальной ситуации.

Термин «адаптация» (лат. adaptatio – приспособление) широко используется в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения живых существ как в фило-, так и в онтогенезе. Акцент здесь ставится на адаптацию к внешним условиям существования организма, совершенствующего при этом собственные внутренние функции.

Ведущими специалистами, изучавшими адаптационные процессы с биологических позиций, были К. Бернар, У. Кэннон и Г. Селье. Именно их работы сформировали наиболее распространенную позицию исследователей – гомеостатическую. Такой подход позволил А.Б.

Георгиевскому сформулировать определение адаптации как «особой формы отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия».

Динамическое равновесие, или гомеостаз, представляет собой систему, включающую два взаимосвязанных процесса – достижение устойчивого равновесия и саморегуляцию, выступающую целью адаптации. Соответственно адаптационные процессы проявляются как инерционные и приспособительные.

В адаптации как процессе принято выделять два компонента: неспецифический (обусловливающий изменения в организме и независимый от природы воздействия) и специфический (обусловливающий изменения в организме в зависимости от специфики первичного ответа и определяемый особенностями воздействия на организм).

К неспецифическому компоненту адаптации можно отнести ориентировочную реакцию, изменение энергетики организма, облегчение формирования программ адаптации на основе уже имеющихся.

Совет

Специфический компонент адаптации включает качественно новые процессы, адекватные воздействию, количественные и качественные изменения адаптационных реакций, например системы кровообращения.

Динамическое равновесие между средой и организмом может быть установлено разными способами. В.П. Казначеев выделяет два варианта приспособительных процессов: стайерский и спринтерский.

Первый вариант адаптационной стратегии связан со способностью человека выдерживать длительные нагрузки без существенных потерь, второй предполагает наличие большого резерва сил организма, мобилизирующегося при мощном, но кратковременном стимуле.

Недостатком первого варианта выступает малая устойчивость к внезапным нагрузкам, второго – малая приемлемость для организма длительных нагрузок даже средней интенсивности.

Поэтому, следуя вышепредложенной концепции адаптации, можно заключить, что адаптация есть основа качественной стабильности целостного организма.

Но внешняя среда имеет тенденцию к изменениям, поэтому чаще организм и среда находятся в конфликтных отношениях.

Такое рассогласование также выступает как механизм адаптации, ведь оно обеспечивает высокую готовность аппаратов адаптации к деятельности, сохраняет рабочий тонус и предотвращает вредные результаты пассивности.

Поэтому важную роль при адаптивных процессах играет уровень активности личности.

Уровень активности влияет на проявления личностного ресурса – запаса различных характеристик человека, обеспечивающих специфические формы адаптации, в том числе и к экстремальным ситуациям.

Обратите внимание

Принято выделять:
– избыточный (повышенный) уровень активности, характеризующийся аффективными состояниями (восторгом, экстазом, ненавистью, ужасом, паникой и пр.) и наличием дистресса;

– адекватный (оптимальный) уровень активности, проявляющийся готовностью к деятельности, спокойствием, сосредоточенностью;
– недостаточный (пониженный) уровень активности, при котором человек переживает подавленность, скуку, усталость, рассеянность; может испытывать релаксацию или горе.

Феномен адаптации личности к трудностям
Характеристика Уровень активности
недостаточный адекватный избыточный
Характер адаптации Неполный, без достаточной активности Адаптация укрепляется активностью Адаптация ослабляется излишней активностью
Поведение Пассивное (капитуляция) Активное организованное Активное дезорганизованное
Отношение к ситуации, доминирующий мотив Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки

Источник: https://psyera.ru/osnovnye-zakonomernosti-adaptacii-cheloveka-k-ekstremalnym-situaciyam_10109.htm

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Ключевые слова: личность, адаптация, экстремальные ситуации, катастрофа, поведение, чрезвычайная ситуация.

Современное общество рассматривает человека в качестве главного объекта и одновременно субъекта безопасности, как ценное и уязвимое создание природы наиболее опасное для самого себя и среды обитания.

При этом основными факторами человеческой активности рассматривают стремление к познанию себя и окружающей среды, что требует готовности личности к взаимодействию с природой, социумом, к практической деятельности с учетом динамики развития общества, через формирование культуры безопасного поведения.

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение различных видов оружия создают опасные ситуации для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, и становятся катастрофическими, когда приводят к большому материальному ущербу, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Кроме того чрезвычайная ситуация сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, приводят к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и в зависимости от их масштабов и тяжести вызывают у личности стрессовое состояние.

Следовательно, значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность личности к не благоприятностям, определяемая их личностно-типологическими качествами, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой — готовностью адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды [1].

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что под адаптацией понимается: …приспособление; …приспособление строения и функций организмов к условиям существования..; …процесс привыкания…; …приспособление строения организма, его органов к условиям внешней среды [2].

При этом, адаптация личности подразделяется на биологическую и психологическую, элементами которого выступают: самообладание, стрессоустойчивость, готовность к обоснованному риску [3].

Следовательно, адаптация представляет собой динамический процесс, благодаря которому системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

В этой связи процесс адаптации включают оптимизацию функционирования организма, поддержание сбалансированности в системе “организм — среда”.

Для нас особый интерес представляет адаптация к сравнительно быстро меняющимся условиям внешней среды, что характерно для условий экстремальных ситуаций, т. е. по продолжительности относительно кратковременные, по степени статичности — динамические, по содержанию — психологические, по реактивности — активные или пассивные.

Важно

С учетом сказанного, Л. В. Куликов выделяет три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. [4].

В. П. Казначеев рассматривает адаптацию в двух аспектах: статическом (свойство (состояние) биосистемы, ее устойчивость к условиям среды — уровень ее адаптированности) и динамическом (процесс приспособления биосистемы к меняющимся условиям среды) [5].

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что основное значение для совокупности изменений в организме и психике при столкновении с трудностями имеет общий уровень личностной мобилизации, при её недостаточности которой наступает стрессовая фаза истощения. Следовательно, адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости.

Т. С. Назарова отмечает, что в экстремальных ситуациях возникает необходимость выбора лучшего варианта поведения, и, если нет вариантов на уровне подсознания, то включается творческий процесс выбора, подготовки и принятия варианта поведения. При преодолении барьеров в экстремальных ситуациях возникают положительные эмоциональные переживания.

Для нас важным является то положение, что при каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются. Это обуславливается достаточно полной информационной обеспеченностью в результате, например, практических тренировок.

При этом возникает уверенность в правильности действий в случае возникновения экстремальных ситуаций. [6]

В ситуациях длительного эмоционального напряжения на организм необходимо учитывать возможность нормальной положительной адаптации человека.

Личность, которой часто приходится находиться в трудных ситуациях, способна выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. В этом случае отмечает Ц. П.

Совет

 Короленко, проявляется роль положительного опыта в преодолении трудностей, что приводит к росту доверия к себе, способствует лучшей адаптации к трудным ситуациям.

Читайте также:  Как можно избавиться от душевного одиночества мужчинам и женщинам?

Таким образом, можно констатировать, что человек, попадавший в экстремальные ситуации, имеющий опыт их преодоления, способный находиться в готовности к действиям в экстремальных условиях, быстрее перестраивает психологическую деятельность на фоне эмоционального напряжения, тем самым, увеличивая психологический защитный барьер, устойчивость на индивидуальной биологической основе.

В научных исследованиях В. В. Антипова, Ц. П. Короленко, В. И. Лебедева, Н. Н. Решетникова и др.

определено понятие адаптация к экстремальным ситуациям, которое можно в обобщенном виде представить как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями. [7]

Степень переживания экстремальных ситуаций зависит не только от индивидуальных психологических особенностей индивида.

Теоретический анализ результатов научных исследований позволяет констатировать, что: активная адаптация в виде разумной деятельности часто предпочтительнее пассивной адаптации; экстремальная ситуация, с которой человек сталкивается впервые, вызывает большее эмоциональное напряжение, чем та, которую он уже преодолевал; приобретаемый практический опыт действий в экстремальных ситуациях увеличивает психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям; способность поддерживать высокую степень готовности к действиям в экстремальных ситуациях обеспечивается практическими тренировками, умением использовать технические средства обеспечения безопасности; люди, не испытавшие экстремальных воздействий, недооценивают вероятность их появления, возможность пострадать от них; сосредоточение на конкретных практических действиях в условиях экстремальной ситуации уменьшает стрессовую нагрузку. На основании вышеизложенного, адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного в тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку.

В связи с вышеизложенным актуальное значение приобретает сосредоточение внимания на подготовке будущего учителя, обладающего профессиональной компетенцией по формированию личности безопасного типа, способного использовать ситуативно-имитационное моделирование учебной информации для безопасности жизнедеятельности, предвосхищать влияние и взаимообусловленность агрессивного поведения и т. д. При этом важное значение приобретает деятельность личности по закладке в сознание школьника схем, логики, принципов мышления, предопределяющих грамотное использование психологического, информационного, правового и силового потенциала, методов защиты и воздействия на агрессивное поведение, возникшие в социально-экономической среде конфликты и т. д.

Формирование навыков практических действий в экстремальных ситуациях личности можно, используя практические методы обучения, а также внеаудиторные и дополнительные практические мероприятия.

Несомненно, ознакомление личности с множеством опасностей, на предупреждение происшествий и несчастных случаев является важным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

Обратите внимание

Однако, опасности часто возникают неожиданно, следовательно необходимо подготовить личность адаптироваться в осложненных, быстро изменяющихся условиях, вызываемых авариями, стихийными бедствиями, катастрофами.

С учетом сказанного адаптация выступает основной проблемой экстремальных условий, где личность, оказавшаяся в опасной или чрезвычайной ситуации, испытывает чувства тревоги, страха, подавленности и беспокойства.

Такие реакции в психологии обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т. п.

Для того, чтобы личность мог правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, важнейшее значение имеют знания и навыки, которые формируются у учащихся в процессе практических занятий по их преодолению.

В результате развития человечества и появления в связи с этим все новых и новых видов опасностей, вплоть до глобальных проблем, актуальным становятся вопросы безопасности человечества. На мировоззренческом уровне можно говорить о формировании у людей культуры безопасности жизнедеятельности.

Важным звеном в формировании культуры безопасности выступает формирование культуры поведенческой деятельности с помощью системы образования, в которой на этапе вузовского образования курсу ОБЖ должна отводиться ведущая роль.

В понятие культуры безопасности жизнедеятельности, как части общей культуры, входят полученные личность знания, умения и навыки предвидения опасностей, адаптация к экстремальным ситуациям, то есть адекватное реагирование на угрозы и опасности.

Адаптация к экстремальным ситуациям индивидуальна и определяется психологическими особенностями индивида, которая зависит от практической тренированности, знаний и умений использования средств и способов защиты.

Важно

Таким образом, посредством педагогического воздействия можно обучать личность к адаптации экстремальным ситуациям, используя практические умения и навыки, для этого необходимо разработать содержание и механизм подготовки личности к адаптации экстремальным ситуациям.

Литература:

4.         Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 504 с.

6.         Назарова Т.С, Шаповаленко B. C. Экстремальная ситуация как обучающая модель // Педагогика, 1999. — № 6. — С.32–39.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, адаптация, внешняя среда, чрезвычайная ситуация, готовность личности, психологическая особенность индивида, специальная литература, психологическая устойчивость, агрессивное поведение, формирование культуры.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4515/

Общие подходы к психологическому выживанию

Выживание и адаптация

Выживание человека в Мире связано с его способностью к адаптации. Психологические словари в общем случае определяют адаптацию (от лат. adapto- приспособляю) как приспособление строения и функций организма к условиям среды.

Адаптация лежит в основе стабильности целостного и в то же время противоречивого процесса жизнедеятельности человека в целом. В рамках анализа проблем выживания человека в Мире людей нас, прежде всего, интересуют социально-психологические аспекты общего феномена адаптации.

Конкретизация рассматриваемого понятия к условиям жизни в обществе позволяет рассматривать психологическую (социально-психологическую) адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценности личности и группы».

В дальнейшем указанное выше «оптимальное соотношение целей и ценностей» раскрывается как «приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества».

Таким образом, уже на уровне определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований для развития и конечной успешности адаптации в ее психологическом (а не биологическом) аспекте.

А.Б. Георгиевский на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». Ф.Б.

Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды . Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует адаптация как условие выживания человека как личности в Мире людей, т.е. психическая адаптация. Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.

Совет

П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации добавил еще один: адаптация есть ничто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. В дальнейшем это позволило А.А.

Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств личности.

При таком подходе объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые формируются (развиваются) в процессе адаптации личности и приводят к тому или иному результату.

При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.

  Обычно исследователи при рассмотрении адаптации субъектов в ходе их социального взаимодействия выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся соответственно:

  1. преобладанием пассивного, конформного принятия доминирующих вереде ценностей;
  2. преобладанием активного воздействия человека на социальную среду.

С точки зрения интересующих нас проблем психологии выживания личности, наиболее интересным представляется видение двух приведенных типов адаптационного процесса, предложенное Л.М. Митиной.

Исследователь, опираясь на положения Рубинштейна о двух способах жизни , выделила две стратегии (или модели) профессиональной адаптации стратегию адаптивного поведения и стратегию личностного (и профессионального) развития.

 При первой стратегии у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении внешним обстоятельствам. При ее реализации человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных).

Обратите внимание

При второй стратегии доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении личности к самовыражению, самореализации. При поведении личностного саморазвития человек характеризуется способностью выйти за пределы потока повседневности, увидеть свою жизнь в целом и превратить ее в предмет практического преобразования.

Таким образом, вторая модель адаптации ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека ресурса. Есть основания считать, что типы адаптационного процесса на самом деле различаются не по критерию «активный — пассивный», ибо всякая адаптация есть проявление активности психики. А. А.

Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность:

  1. Направленность вектора активности «вовнутрь» соответствует первой стратегии адаптации (адаптивного поведения — по Л. Митиной).
  2. Направленность вектора активности «наружу» соответствует второй стратегии адаптации. Адаптация характеризуется активным воздействием человека на социальную среду, приспособлением ее к себе. Очевидно, выживание человека возможно лишь в том случае, если он избирательно использует обе стратегии адаптации, конструируя при этом стиль поведения, адекватный конкретной жизненной ситуации. И еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается личности легче: изменение социальной среды или изменение себя. Ибо конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной (да и профессиональной) среды без включения активного процесса самоизменения — это не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только в различной степени выраженности) проявляется в переживании человеком психологического дискомфорта, неудовлетворенности, ощущения собственной малости или даже неполноценности. Адаптация — это всегда активный процесс: будь то активное изменение себя или активное изменение социальной среды.
  3. В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам двух ранее рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с новыми адаптационными возможностями для данной личности.
  4. Следует отметить, что А.А. Реан выделяет и еще один тип адаптационного процесса, очень значимого, на наш взгляд, с точки зрения проблемы психологического выживания человека в Мире людей. Этот тип, названный автором «вероятностно-комбинированным», основан на использовании всех трех приведенных выше «чистых» типов. Выбор того или иного варианта осуществляется в результате субъективной оценки личностью вероятности успешности адаптации при различных типах адаптационной стратегии (вектор активности «вовнутрь» или «наружу»). При стратегии человек оценивает: а) требования социальной среды — их силу, степень враждебности, степень ограничений потребностей личности и т.н.; б) собственный внутренний потенциал в плане возможности изменения, приспособления среды к себе; в) цену усилий (физических и психических затрат) при выборе той или иной стратегии. Подчеркивается, что оценка всех этих параметров происходит на свернутом или даже неосознаваемом, интуитивном уровне.

Личность, проходя определенные ступени своего развития, переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для ее адаптации и самоактуализации. Рассматривая значимые события с точки зрения субъекта жизни, а также сформировавшиеся у него личностные подходы к разрешению трудностей в жизненных ситуациях, К.А. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненная позиция» человека.

Читайте также:  Как забыть любимого человека: советы психолога и практические рекомендации

В рамках рассматриваемой нами проблематики психологии выживания считаем необходимым обратить внимание на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: во-первых, это совокупность субъективно-значимых отношений человека (к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых, совокупность способов реализации этих отношений (или «способов организации жизни»).

Важную роль при разрешении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали исследования Л.В. Куликова, при анализе успешности адаптации к трудным ситуациям целесообразным является выделение оптимального уровня активности личности.

Эмпирические данные свидетельствуют, что при недостаточной или избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают такие психические состояния, которые свидетельствуют о проявлениях дезадаптации.

Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии, а при избыточной мобилизации возникает состояние повышенного психического напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии (Таблица 1).

Таблица 1. Проявление адаптации личности к трудностям .

Мобилизация (уровень активности) личности
Характеристики Недостаточная Адекватная Избыточная
Отношение к ситуации, ведущий мотив принятия цели Эмоциональное неприятие цели без адекватной! ее оценки Согласованность эмоциональной и рациональной оценки; поиск путей к цели Эмоциональные компоненты доминируют над рациональными; стремление достичь цели немедленно
Характерадаптации Неполная,без достаточной активности Адаптацияукрепляетсяактивностью Адаптация ослабляется излишней активностью
Поведение Пассивное(капитуляция) Активное,организованное Активное,дезорганизованное
Состояниесубъекта Апатия Активация Избыточноерасходованиеэнергии
Настроение Уныние Бодрость Беспокойство

Взаимодействие человека с окружающей социальной средой, в ходе которого разворачиваются различные адаптационные процессы, делает чрезвычайно важной проблему смысловой идентификации личности. 

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire/problemy-psixologicheskogo-vyzhivaniya-lichnosti/4776-obshhie-podxody-k-psixologicheskomu-vyzhivaniyu.html/2

Психологические механизмы адаптации человека

•  адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

•  механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

•  системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

•  особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

•  критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

•  процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Наиболее современным определением понятия психической адаптации нам представляется следующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям средыСоциально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Современные научные представления о феномене адаптации послужили основанием для формулировки рабочего понятия «социально-психологическая адаптация».

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.

Важно

Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

Следует отметить, что попытки исследования взаимосвязи развития личности и процесса адаптации проводились неоднократно, например, в 1991 году вышла в свет публикация П.В. Кузнецова с многообещающим названием: «Адаптация как функция развития личности» [11].

Содержание работы разочаровало, так как, следуя логике автора, к высокому уровню адаптации мог быть отнесен человек с «высокой степенью идеологизации, истинным признанием общественных ценностей, страдающий постоянной нехваткой времени для реализации всего задуманного»].

Доводя это высказывание до гротеска, можно себе представить конформиста с неврозом временной организации, неспособного произвольно сосредоточиться и выбрать главные направления в жизни – теми качествами, которыми, как показала современная практика, наделены люди, с трудом адаптирующиеся в изменяющихся условиях.

Единственным объективным объяснением такой позиции автора может служить предположение, что в различных условиях социальной среды различаются и личностные качества, обеспечивающие эффективность адаптации: в стабильном идеологически нормированном мире – одни, в ситуации неопределенности – другие.

Больший интерес представляют исследования, в той или иной форме использующие понятие личностного ресурса – запаса различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы адаптации [3].

Этот запас характеризуется разными терминами, в зависимости от психологической школы или концепции авторов, но, по-видимому, они подразумевают одни и те же процессы, по-разному проявляющиеся на различных уровнях. Например, Л.И.

Анцыферова говорит об «экспериментировании с жизненными ролями»: принимая на себя роль, человек выбирает способ существования и ведет себя в соответствии с требованиями роли. Когда человек самоопределяется, пережитые формы не исчезают, а существуют в виде «эскизов».

Совет

В слабоструктурированных ситуациях эти «эскизы» могут способствовать выживанию [1]. Л.В.Корель вводит термин «адаптивный потенциал», понимая под ним совокупность свойств, которые существуют в скрытом виде и «задействуются» в ходе адаптации [7]. Ф.Б.

Березин предполагает, что недостаточность арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта может служить причиной развития реакций напряжения или стресса – основных адаптационных механизмов [2].

На основании этих мнений можно предположить, что адаптация в ситуации неопределенности зависит от количества зафиксированных в памяти индивида системных форм, отражающих жизненный опыт личности. Чем разнообразнее их репертуар, тем выше ресурс личности, тем выше эффективность адаптации, тем более вероятно, что состояние дистресса не придет на смену нормальной реакции адаптационного напряжения.

Понятие личностного ресурса включает также ряд более «жестких» структурных характеристик, каковыми являются индивидуальные психологические качества, начиная от свойств темперамента и заканчивая эмоциональными, интеллектуальными и коммуникативными характеристиками. Они в значительной мере определяют явление «стрессоустойчивости» и особенности развития адаптивных реакций.

Еще одной важной составляющей личностного потенциала мы считаем уровень личностного развития. Существуют различные точки зрения по поводу содержания этого понятия. Основной «камень преткновения» лежит в области дефиниции личностного и духовного становления человека.

Мы поддерживаем в этом плане точку зрения А.П.

Корнилова, который предлагает в качестве ориентиров психологического понимания критериев личностного развития принимать уровень развития самопознания и саморегуляции, личностные ценности и компетентность в индивидуальном решении проблем [9].

Ценности мы склонны отнести скорее к области личностного ресурса, хотя это может быть предметом обсуждения. В целом же для нас такое понимание означает способность самоосознания человеком своего личностного ресурса и построения на этой основе сценария, адекватного ресурсу адаптивного поведения.

С нашей точки зрения, предлагаемое в этой работе понимание специфики социально-психологической адаптации имеет не только теоретическое значение.

Обратите внимание

Такая постановка проблемы позволяет более эффективно решать проблему практической помощи психолога, поскольку ставит во главу угла не столько обучение «культивируемым большинством способам поведения», сколько поиск путей адаптации, соответствующих личностному потенциалу каждого отдельного человека.

Источник: https://works.doklad.ru/view/WzjH3HY1spk.html

Психологические механизмы адаптации человека (стр. 1 из 5)

Адаптация социально-организационная — приспособление к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты.

В психологическом плане адаптация персонала отражает направленность личности на снятие эмоциональной напряженности, возникающей вследствие отсутствия необходимого опыта выполнения требуемых функций и задач. Такая стратегия обычно определяется как «пассивное приспособление».

С другой стороны, психологическая адаптация представляет собой активное приспособление нового работника к ситуации.

Это поиск способов налаживания деловых и личностных взаимоотношений в новом коллективе, организация темпа, ритма и объема интеллектуальной и физической нагрузки, нахождение путей и средств освоения новых функций, мобилизации творческих сил, направленности на достижения, проч.

Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности.

Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. Невозможность адекватного включения в организационную деятельность обуславливает невысокий уровень его морального и материального вознаграждения, отсутствие социального признания и проч.

В качестве субъекта психологической адаптации в организации может выступать не только отдельная личность, но и группа работников, подразделение, бригада, любое целевое объединение или общность. (См. также Введение в должность

Итак, если вы готовы повторить подвиг Прометея и помочь новичку адаптироваться на рабочем месте, воспользуйтесь ниже следующими советами:

  1. Необходимо проследить, чтобы новый сотрудник пришёл на новое место, которое оборудовано всем необходимым: письменный стол, стул, компьютер, канцелярия, телефон.
  2. Познакомить сотрудника с организацией. Проинформировать нового сотрудника о его работе, обозначить чёткий круг обязанностей, предоставить информацию о людях, к которым можно обращаться за помощью, описать работу офиса в целом.
  3. Прикрепить к новому человеку «наставника», т. е. более опытного коллегу, способного ответить на все волнующие новичка вопросы и обучить его необходимым навыкам.
  4. Если компания большая и новых кадров принимается достаточно много (например, банковские служащие, продавцы-консультанты, кассиры и т. д.) можно провести ознакомительный семинар, где очень подробно рассказать о миссии компании, этики и истории.
  5. Имеет смысл познакомить новичка со специалистами и руководителями других отделов, с которыми предполагается непосредственное взаимодействие в процессе работы.

Поскольку адаптация касается не только работодателя, но и новичка, вновь принятый работник должен придерживаться рекомендаций специалистов и психологов, например таких:

скачать за 75 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/202173/psikhologicheskie-mekhanizmy-adaptatsii-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector